Дорогие соотечественники!
Братья и сестры!
Русский государствообразующий народ построил самое большое государство, цивилизовал огромные просторы Евразии и Америки, создал великую культуру, сохранив до 1917 года все народы, вошедшие в Российскую империю. Он совершил эти беспримерные исторические деяния, обладая определёнными природными чертами характера и получив духовное воспитание Православием.
Прежде всего, огромную роль сыграл архетип национального характера, который можно назвать "русский маятник" – мобилизация и демобилизация. В беспримерно суровых географических, климатических и геополитических условиях в борьбе за выживание народу приходилось совершать сверхусилия в индивидуальной жизни и на уровне общенациональном. После невероятного напряжения всякий организм (индивидуальный и национальный) требует расслабления – демобилизации, иначе он не выживет.
Нигде и никогда в мире не создавалась земледельческая цивилизация в таких суровых природных условиях. Я – крестьянский сын – помню, как летом взрослые ложились спать в два часа ночи, а вставали в четыре часа утра. Потому что за очень короткое лето нужно было заготовить продовольствие и корма для животных на долгую зиму. Русская изба представляет собой своего рода "ковчег", где под одной крышей, занесённой снегом, зимовала крестьянская семья вместе с продовольствием, кормами и животными. Русский мужик лежал на печи, "чесал репу", думал о грядущем изнурительном труде летом и... мечтал: "эх, если бы по щучьему велению...". Так что русский фольклор отражал не пресловутую русскую лень, а невероятную борьбу за выживание русского крестьянства.
Русь веками отражала нашествия с востока, юга и запада, Москва в средние века сжигалась в среднем раз в пятьдесят лет. В этих условиях для выживания включались механизмы общенациональной сверхмобилизации. И здесь срабатывал другой механизм самосохранения, который можно назвать: "формула русской победы". Национальная сверхмобилизация включалась только при наличии смертельной угрозы. Следующее условие: осознание этой угрозы "умом" нации – образованным сословием. В средние века "умом" народа было учёное монашество. Осмысление эпохальных угроз и формулирование средств их предотвращения формирует то, что называется "национальной идеей". Затем национальные идеалы спасения транслируются власти. И, наконец, верховная власть обращается к нации: "Братья и сетры...", – включается механизм национальной сверхмоблизации и совершается невиданная победа. Таким образом, русский народ всегда выходил из самых страшных бедствий, и всякий раз после этого становился сильнее.
Русская Православная Церковь была не только цивилизационно образующей, но и государствообразующей конфессией. Во времена государственной раздробленности именно Церковь сохраняла (как и сохраняет ныне) единство народа, единая национальная душа подвигала к восстановлению государственного тела. Преп. Сергий Радонежский персонифицирует духовный импульс, который подвинул к освобождению русского народа. Как известно, он не только благословил, но по существу принудил светскую власть к Куликовской битве. Преп. Сергий, как своего рода кристалл, вобрал лучшие традиции Византии и Русского Православия, и испустил духовные лучи в будущее, которыми мы живы и поныне.
Этой аудитории известны все современные внутренние и внешние угрозы, многие из которых являются смертельными. Сегодня мы переживаем этап осознания "умом" нации – образованными сословиями эпохальных вызовов и формирование современного идеала национального спасения. И наше собрание свидетельствует именно об этом. Напомню, что в XIX веке невозможно было увидеть даже немногочисленное собрание представителей образованного общества, которое состояло бы из людей православных, – думающие сословия были сплошь увлечены "передовыми" европейскими идеологиями и верованиями: материализм, атеизм, позитивизм, социализм, марксизм, революции, терроризм... Как говорил тогда министр просвещения: "партию славянофилов можно усадить на один диван", – настолько малочисленны были в образованном обществе люди с традиционным национальным мировоззрением. Сегодня же идёт массовое возвращение образованных слоев к истокам национальной традиции – к Православию, и это решающее явление в духовной жизни народа.
Начинается и следующий этап – трансляция национальных идеалов спасения власти, и об этом тоже свидетельствует сегодняшнее собрание. Надо сказать, что Предстоятель Русской Православной Церкви на сегодняшний день наиболее явственно обозначает основные угрозы и формулирует национальные задачи. Патриарх Кирилл предупреждает власть о грозящем катастрофой увеличении огромной пропасти между богатыми и бедными. Он возвышает свой голос в "русском вопросе": без национального возрождения русского государствообразующего народа не сохранится Россия, а значит не сохранятся все народы, в ней живущие. Можно сказать, что Его Святейшество олицетворяет в этом возрождение миссии преп. Сергия Радонежского.
Происходящее свидетельствует о том, что Россия выходит из современной смуты, и способна вновь возродиться еще более сильной.