110 лет назад, 9 февраля 1904 года, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" приняли в бухте Чемульпо безнадежный бой с японской эскадрой из 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. Когда русские моряки поняли, что прорваться сквозь японцев не удастся, они взорвали "Корейца" и затопили крейсер. Обе команды приняли на борт корабли нейтральных стран, кружным путем русские моряки вернулись на родину.
Все без исключения участники боя были награждены орденами (офицеры) и знаками отличия (нижние чины) и специально учреждённой медалью "За бой "Варяга" и "Корейца"". Уже в советское время, в 1954 году, в ознаменование 50-летия боя, его оставшиеся к тому времени в живых участники были награждены медалями "За отвагу". О подвиге русских моряков сложены две ставших народными песни ("Наверх, вы, товарищи..." и "Плещут холодные волны...")
Недавно публицист, писатель и художник Максим Кантор, комментируя скандальный опрос на телеканале "Дождь", написал: "Вообще говоря, в том, чтобы не сдаваться более сильному, обыватель практического смысла увидеть не может это ведь бессмысленная жертва. Реальность доходчиво объясняет сильный прав. Так что же рыпаться? Что стоило сдать крейсер "Варяг"? Разумно ли защищать один корабль против японской эскадры и тем более топить его? Какой практический смысл в обороне Брестской крепости, когда враг давно ушел вглубь страны?.. Объяснение есть, просто его не всякий услышит. Так происходит потому, что существует понятие "честь" и для морального человека честь важнее жизни. Вот за этим самым и стояли насмерть. Разумеется, можно выстроить прагматически верное рассуждение, в котором жизнь без чести лучше, чем честь без жизни, но многие сотни лет мораль настаивала на том, что честь дороже. И эта мораль лежит в основе нашей цивилизации... Рассудительное время делает коллаборационизм обаятельным а героизм бессмысленным; мораль становится обузой... В аморальности много разумного. Это здоровая, взвешенная позиция. В бесчестии вообще много практической пользы недостаток один: детей учить нечему можно вырастить лишь сволочей".
"Согласны ли вы, что наше время отторгает понятие героизма, а мораль воспринимает как обузу? Насколько неизбежен этот процесс, можно ли ему сопротивляться и как?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Потребление – дух сребролюбия, а сребролюбие, как говорили святые отцы, дух антихристов. Духу сребролюбия не нужно, чтобы человек обладал понятиями "честь", "жертвенность", "героизм".
Чем больше человек, народ, нация способны на героизм, тем больше у них шансов выжить. Наши люди способны на жертву. Но, когда во главу угла ставятся материальные ценности, более приземленные, парадоксальным образом это приводит к тому, что даже на геополитической арене народ рискует очень быстро деградировать и утратить в долгосрочной перспективе себя как самостоятельную нацию, способную к развитию и в, хорошем смысле, к экспансии.
Собственно говоря, почему в свое время русский народ завоевал такое огромное пространство? Благодаря способности к подвигу, к жертвенному служению, такому, как в семье. Русская женщина в свое время рожала гораздо больше детей, чем ее соседки. Но рожать детей – тоже подвиг. Если детей много, народ способен к обороне, к освоению пространств. А если все сводится к идеологии потребления, народ обречен.
Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:
Время само по себе ничего не отторгает отторгают люди, которые, к сожалению, ориентированы в этой жизни совершенно извращенно, они потеряли самые ценные качества. Они подобны флюгеру, который поворачивается по направлению ветра. Они не привязаны ни к какому государству и народу. Поэтому у них слабо развито то, что можно назвать историческим осознанием.
Незнание реальной истории заставляет многих впадать в некий иллюзорный мир собственных оценок, не базирующихся на знаниях истины как таковой – исторической, моральной, нравственной, духовной. Их привычный девиз: "После нас хоть потоп!"
А мы должны исполнить данный нам предками наказ: "Русь святая, храни веру православную!". Мы хотим, чтобы и наши дети этот наказ знали и сохраняли для своих детей.
Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Понятия героизма и морали отторгаются, когда происходит деградация общества, культуры. Начинается самая настоящая "смердяковщина" Ф.М. Достоевского. Деградация неизбежна в любом обществе, но если преобладают все же процессы созидательные, то общество остается здоровым и способно существовать. А когда такие Смердяковы оказываются допущены в СМИ, к власти, к ключевым постам в обществе, тогда это государство как свиное стадо в Евангелии прямиком устремится и быстро утонет в Генисаретском озере. Это было всегда, есть и будет.
Мне вспоминается Святослав – великий князь Киевский. Он не был христианином, но когда нападали половцы, и он понимал, что вся его дружина обречена на гибель, он говорил своим воинам: "Мертвые срама не имут, и мы умрем и сохраним свою честь". То есть понятие о чести было еще в языческих племенах на Руси. И я полагаю, любое здоровое общество, не обязательно христианское, если теряет понятие чести это значит, оно теряет основу своего существования. Конечно, есть дегенераты, извращенцы, морально и нравственно ущербные люди, но главное, чтобы не они определяли направление развития общества.
Это как хулиганство и преступность, которые есть в любом обществе. А мы должны строить свою жизнь так, чтобы они не могли извратить нас. Конечно, не стоит забывать, что мы живем в мире, в котором у нас есть не только друзья, но и враги. И следить за нравственным здоровьем общества, которое определяется христианством в нашем мире, это в первую очередь долг Церкви.
Протоиерей Сергий ВЕРЕМЕЕВ, руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии, настоятель прихода свв. Петра и Февронии Муромских чудотворцев в Кемерове:
Вопросы чести, совести, самопожертвования, любви к Родине и к ближнему как к самому себе актуальны и по сей день.
Образы героев нещадно эксплуатируют в киноиндустрии . Герои, которые отдают жизнь "за други своя", сегодня востребованы. Какой бы мы ни взяли фильм, Голливуда, Болливуда, нашего ли кинематографа, мы видим: героев цитируют, фильмы про них охотно снимают. Происходит это по той простой причине, что любой человек – молодой, пожилой, среднего возраста, ищет то, что соответствует его самым глубоким душевным переживаниям. Он, может, сам и не способен, как эти герои, стоять до последнего, но тема героизма для него животрепещущая. Об этом свидетельствуют колоссальные сборы этих фильмов.
Я сейчас не говорю про журналистов телеканала "Дождь": это их работа, и тут все понятно. Я даже не берусь осуждать или обсуждать их – кто как зарабатывает деньги. Кто на Майдане, кто на телеканале "Дождь", кто в кочегарке, кто подметая мусор...Вопрос только в том, насколько публична должность человека, а значит, и широка зона ответственности. Руководитель телеканала может быть кем угодно, но как только он заявляет на всю страну то, что затрагивает глубинные вопросы жертвенности, любви к родине, к земле, он должен понимать: каждое слово отзовется колоссальным эхом.
К сожалению, сегодняшние молодые люди жизни не часто видят примеры жертвенности. Не потому, что их нет – просто средства массовой информации об этом не говорят. Помните, наводнение в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке? Там люди жертвовали собой, спасая других людей. СМИ донесли до нас только некоторые из историй, а ведь их было много. Этих героев бы нам сегодня воспевать, про них рассказывать...
Наше время не отторгает понятие героизма, просто мы проживаем сейчас такой период, что человеку трудно сориентироваться в потоке разнообразной информации, не всегда качественной. В огромной коммерческой мусорной куче тонут настоящие ценности. А можно и нужно говорить про героев прошлого, современности например, про ребят, которые отдают свои жизни в горячих точках. Для меня герои ребята-милиционеры на Майдане, которых бандиты жгут петардами, файерами... Есть понятия "Родина", "государство", "честь мундира", в конце концов. И эти ребята являют нам образцы такой чести, а мы даже не знаем их фамилий.
Протоиерей Артемий СКРИПКИН, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области:
Все зависит от приоритетов. Если мы хотим быть великим народом, то должны, выстраивать свое поведение в соответствии с принципами божественной морали. Если не хотим этого делать великими народами будут другие. Они будут строить империи, а нас завоевывать, уничтожать, жить на нашей земле. Наши предки этого явно не хотели – те, кто утопил "Варяг", кто защищал Брестскую крепость. Ну а если кто-то на телеканале "Дождь" думает, что героизм устарел, пусть почитает "Кодекс самурая".
Кстати, японцы, будучи нашими врагами, отметили воинский дух наших солдат, отдали ему честь. И немцы также салютовали последним защитникам Брестской крепости. Так что видите, все оправдано. Если мы хотим побеждать, мы должны жить по принципам героизма и морали. Если хотим быть навозом – можем жить как свиньи, которые хрюкают и кушают, что им дают. Мы выбираем сами.
Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, Преподаватель Санкт-Петербургского Института Религиоведения и Церковных Искусств. Сотрудник Антисектанского центра "Ставрос":
Христианская вера тесно связана с понятием героизма: уже в самом начале своего духовного пути христианин отрекается от сил зла и уже после таинства Крещения приобретает статус воина Христова. Поэтому мы видим много параллелей в церковном служении с воинским делом.
Всегда вера, в частности, православная вера, особо выделяла подвиги героев, воинов, исполнявших заповеди Иисуса Христа. Вообще роль героев, бескорыстно отдававших свои жизни, иногда даже не зная общего плана действий, велика и значима. Порой их жертвы имели историческое значение для войны, ведь из каждого маленького поступка складывается большая победа. На протяжении целого тысячелетия Россия являла примеры такого героизма.
Конечно, сейчас мы живем в эпоху так называемого постмодернизма, когда некоторые пытаются нивелировать духовные ценности, полностью стереть их из нашего сознания и заменить красивыми обертками, но без начинки. Конечно, этими людьми движет корыстный интерес. Общество, которое желает только потреблять, видит смысл лишь в телесном комфорте, становится легко контролируемым, что сейчас и происходит.
К сожалению, процесс продвижения безнравственных идей продолжается, причем агитация ведется не только скрытым путем, но уже и открыто. В наших глазах пытаются высмеивать героев, а некоторые безнравственные высказывания политиков, деятелей искусств вызывают вопросы: что эти люди делают в нашей стране и почему они представляют интерес для СМИ?
Но есть и такие люди, которые восстанавливают традиционные ценности, по сути, являющиеся христианскими. Они верой, молитвами, делами пытаются изменить ситуацию. Результаты уже видны. Например, в последнее время увеличилось количество детских патриотических кружков, секций по изучению военного дела, основанных на традициях русской культуры, начинает подниматься казачество. В этом направлении и надо двигаться, чтобы оставаться великой державой, страной, которая должна хранить православную веру и бороться за счастье народа.
Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Это вопрос очень глубокий и тема неисчерпаема всегда останутся направления для дальнейшей мысли и диалектики.
Опасно ставить крест на нашем времени. Во все времена были предатели, трусы, мерзавцы. Но память человеческая в нормальном обществе сохраняет лучшее, что было: в истории мы видим прежде всего доблесть человеческую. И эта норма укоренена в христианской нравственности и мировоззрении. Случай с телеканалом "Дождь" и прочим – это тот случай, когда на поверхность выплывают экскременты, а золото остается в глубине, сохраняясь в целости и сохранности.
С другой стороны, в каждом героическом поступке, будь это защита крейсера "Варяг" или битва 300 спартанцев (тут в мировой истории примеров очень много), самое главное – это моральное состояние людей, их готовность сражаться, отдавать свою жизнь за нацию – то, что называется боевым и национальным духом.
Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:
К сожалению, понятия "героизм", "патриотизм", "гражданская позиция" теряют смысл не только для подрастающего поколения, но и для людей вполне зрелого возраста, а ведь именно они диктуют обществу образ мыслей и дают пример жизни. И виной тому не только глобализация, но и общая тенденция к деградации человека. Если мы забудем о том, что было, что нас скрепляет, мы потеряем страну при первой же угрозе – все просто поднимут руки вверх и сдадутся.
Необходимо не ограничиваться словами о патриотическом воспитании, а реально им заняться. Но практика показывает: выступит какой-то "господин", скажет что-нибудь антипатриотическое, тут же начинают эти слова тиражировать СМИ, блоги и т.п., а депутаты потом думают, как бы это запретить. Но, может, надо не запрещать, а упреждать?
Надо поддерживать всех патриотов-единомышленников, тех, кто занимается интеллектуальным трудом, скрепляющим наше общество, позволить им заниматься патриотическим воспитанием, иначе мы лишимся не только исторической памяти, но и будущего.
Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:
Как появляются новые герои? Сегодня ты живешь обычной жизнью, а завтра нужно совершить геройский поступок, поскольку ты оказался рядом. Немало тех, кто относится к этому равнодушно, но есть и нормальные люди, для которых слова о помощи ближнему не пустые.
Конечно, всегда найдутся и провокаторы, которые будут специально наводить смуту. Те, кто говорит, что надо было сдаваться сильному противнику, просто преступники, они плохо знают историю нашей страны. В 1941 году самая сильная армия была у Гитлера, он был уверен, что благодаря этому быстро всех победит. Французы сдались сразу, это вдохновило немцев, они думали, что и с Россией также легко справятся, однако тут они сломали себе хребет. Потому что наш народ привык всегда стоять насмерть и до конца, несмотря на то, что перед ним непобедимый враг.
Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:
И в русской истории, и в истории других народов на протяжении всех веков время от времени возникал вопрос: защищать какие-то ценности, принципы, ради которых живет человек, свою землю, своих близких или же сдаться? И всегда были разные ответы. Кто-то кричал: "нужно сдаваться", и сдавался; а кто-то молча брал в руки оружие и шел защищать то, что ему дорого и необходимо.
Так было всегда, и говорить о том, что наше время уникально в этом отношении, что сегодня тех, кто не стремится к героизму, больше, чем тех, кто стремится, неправильно.
Большинство людей вполне понимают и ценят подвиги предков, благодаря которым сегодня существует наша страна и мы с вами. Почему воевали и защищали? На мой взгляд, понятие "честь" здесь вообще вторично. Все дело в духовном стержне. Понимание предназначения жизни, служение целям, ради которых люди готовы были умереть, но не предать самих себя, все это помогало совершать подвиги.
Конечно, всегда найдется немало тех, кто будет убеждать чем-то поступиться, отдать, продать... На нашей с вами памяти в 90-е годы таких любителей все продать, желательно подороже, было предостаточно. Ничего, пережили, отстояли свои ценности. Не все, правда, но сохранили, сейчас развиваем. И делают это те люди, для которых принципы – не пустой звук. А для нашего народа высокие принципы, идеи и цели – совершенно не пустой звук, во многом благодаря им наш народ и существует на земле.
Виктор ЛЕГА, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Я не буду идеализировать прошлое и критиковать настоящее. Люди всегда разные, всегда были люди чести и всегда были подлецы, для которых слово "честь" – пустой звук. И мы знаем множество современных замечательных людей, героев, которые могут служить примером для всех нас.
Но современные СМИ и общий менталитет действительно способствуют распространению идеологии массового потребления, в которой понятия "честь" и "жертва" просто отсутствуют. И тут можно вспомнить слова патриарха Кирилла, который говорит, что в современной литературе нет настоящего положительного героя. Патриарх совершенно прав, и выводы тут напрашиваются неутешительные.
Школы и вузы перестали воспитывать детей, занимаются только их образованием. Воспитание предоставлено на волю случая. Но такие понятия как "преданность", "патриотизм", "истина", "добро" они же не берутся ниоткуда. Воспитание наши школьники получают, увы, на улице или у телевизора, который тоже предложит им скорее "Дом-2" или "Камеди клаб", а не серьезные размышления о смысле жизни.
Источник: REGIONS.RU