ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Подвиг "Варяга" и современность: Мнения священнослужителей

10 февраля 2014

110 лет назад, 9 февраля 1904 года, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" приняли в бухте Чемульпо безнадежный бой с японской эскадрой из 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. Когда русские моряки поняли, что прорваться сквозь японцев не удастся, они взорвали "Корейца" и затопили крейсер. Обе команды приняли на борт корабли нейтральных стран, кружным путем русские моряки вернулись на родину.

Все без исключения участники боя были награждены орденами (офицеры) и знаками отличия (нижние чины) и специально учреждённой медалью "За бой "Варяга" и "Корейца"". Уже в советское время, в 1954 году, в ознаменование 50-летия боя, его оставшиеся к тому времени в живых участники были награждены медалями "За отвагу". О подвиге русских моряков сложены две ставших народными песни ("Наверх, вы, товарищи..." и "Плещут холодные волны...")

Недавно публицист, писатель и художник Максим Кантор, комментируя скандальный опрос на телеканале "Дождь", написал: "Вообще говоря, в том, чтобы не сдаваться более сильному, обыватель практического смысла увидеть не может – это ведь бессмысленная жертва. Реальность доходчиво объясняет – сильный прав. Так что же рыпаться? Что стоило сдать крейсер "Варяг"? Разумно ли защищать один корабль против японской эскадры и тем более топить его? Какой практический смысл в обороне Брестской крепости, когда враг давно ушел вглубь страны?.. Объяснение есть, просто его не всякий услышит. Так происходит потому, что существует понятие "честь" – и для морального человека честь важнее жизни. Вот за этим самым и стояли насмерть. Разумеется, можно выстроить прагматически верное рассуждение, в котором жизнь без чести – лучше, чем честь без жизни, но многие сотни лет мораль настаивала на том, что честь дороже. И эта мораль лежит в основе нашей цивилизации... Рассудительное время делает коллаборационизм обаятельным – а героизм бессмысленным; мораль становится обузой... В аморальности – много разумного. Это здоровая, взвешенная позиция. В бесчестии вообще много практической пользы – недостаток один: детей учить нечему – можно вырастить лишь сволочей".

"Согласны ли вы, что наше время отторгает понятие героизма, а мораль воспринимает как обузу? Насколько неизбежен этот процесс, можно ли ему сопротивляться и как?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Потребление – дух сребролюбия, а сребролюбие, как говорили святые отцы, дух антихристов. Духу сребролюбия не нужно, чтобы человек обладал понятиями "честь", "жертвенность", "героизм".

Чем больше человек, народ, нация способны на героизм, тем больше у них шансов выжить. Наши люди способны на жертву. Но, когда во главу угла ставятся материальные ценности, более приземленные, парадоксальным образом это приводит к тому, что даже на геополитической арене народ рискует очень быстро деградировать и утратить в долгосрочной перспективе себя как самостоятельную нацию, способную к развитию и в, хорошем смысле, к экспансии.

Собственно говоря, почему в свое время русский народ завоевал такое огромное пространство? Благодаря способности к подвигу, к жертвенному служению, такому, как в семье. Русская женщина в свое время рожала гораздо больше детей, чем ее соседки. Но рожать детей – тоже подвиг. Если детей много, народ способен к обороне, к освоению пространств. А если все сводится к идеологии потребления, народ обречен.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Время само по себе ничего не отторгает – отторгают люди, которые, к сожалению, ориентированы в этой жизни совершенно извращенно, они потеряли самые ценные качества. Они подобны флюгеру, который поворачивается по направлению ветра. Они не привязаны ни к какому государству и народу. Поэтому у них слабо развито то, что можно назвать историческим осознанием.

Незнание реальной истории заставляет многих впадать в некий иллюзорный мир собственных оценок, не базирующихся на знаниях истины как таковой – исторической, моральной, нравственной, духовной. Их привычный девиз: "После нас хоть потоп!"

А мы должны исполнить данный нам предками наказ: "Русь святая, храни веру православную!". Мы хотим, чтобы и наши дети этот наказ знали и сохраняли для своих детей.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Понятия героизма и морали отторгаются, когда происходит деградация общества, культуры. Начинается самая настоящая "смердяковщина" Ф.М. Достоевского. Деградация неизбежна в любом обществе, но если преобладают все же процессы созидательные, то общество остается здоровым и способно существовать. А когда такие Смердяковы оказываются допущены в СМИ, к власти, к ключевым постам в обществе, тогда это государство как свиное стадо в Евангелии прямиком устремится и быстро утонет в Генисаретском озере. Это было всегда, есть и будет.

Мне вспоминается Святослав – великий князь Киевский. Он не был христианином, но когда нападали половцы, и он понимал, что вся его дружина обречена на гибель, он говорил своим воинам: "Мертвые срама не имут, и мы умрем и сохраним свою честь". То есть понятие о чести было еще в языческих племенах на Руси. И я полагаю, любое здоровое общество, не обязательно христианское, если теряет понятие чести – это значит, оно теряет основу своего существования. Конечно, есть дегенераты, извращенцы, морально и нравственно ущербные люди, но главное, чтобы не они определяли направление развития общества.

Это как хулиганство и преступность, которые есть в любом обществе. А мы должны строить свою жизнь так, чтобы они не могли извратить нас. Конечно, не стоит забывать, что мы живем в мире, в котором у нас есть не только друзья, но и враги. И следить за нравственным здоровьем общества, которое определяется христианством в нашем мире, это в первую очередь долг Церкви.

Протоиерей Сергий ВЕРЕМЕЕВ, руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии, настоятель прихода свв. Петра и Февронии Муромских чудотворцев в Кемерове:

Вопросы чести, совести, самопожертвования, любви к Родине и к ближнему как к самому себе актуальны и по сей день.

Образы героев нещадно эксплуатируют в киноиндустрии . Герои, которые отдают жизнь "за други своя", сегодня востребованы. Какой бы мы ни взяли фильм, – Голливуда, Болливуда, нашего ли кинематографа, – мы видим: героев цитируют, фильмы про них охотно снимают. Происходит это по той простой причине, что любой человек – молодой, пожилой, среднего возраста, – ищет то, что соответствует его самым глубоким душевным переживаниям. Он, может, сам и не способен, как эти герои, стоять до последнего, но тема героизма для него животрепещущая. Об этом свидетельствуют колоссальные сборы этих фильмов.

Я сейчас не говорю про журналистов телеканала "Дождь": это их работа, и тут все понятно. Я даже не берусь осуждать или обсуждать их – кто как зарабатывает деньги. Кто на Майдане, кто на телеканале "Дождь", кто в кочегарке, кто подметая мусор...Вопрос только в том, насколько публична должность человека, а значит, и широка зона ответственности. Руководитель телеканала может быть кем угодно, но как только он заявляет на всю страну то, что затрагивает глубинные вопросы жертвенности, любви к родине, к земле, он должен понимать: каждое слово отзовется колоссальным эхом.

К сожалению, сегодняшние молодые люди жизни не часто видят примеры жертвенности. Не потому, что их нет – просто средства массовой информации об этом не говорят. Помните, наводнение в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке? Там люди жертвовали собой, спасая других людей. СМИ донесли до нас только некоторые из историй, а ведь их было много. Этих героев бы нам сегодня воспевать, про них рассказывать...

Наше время не отторгает понятие героизма, – просто мы проживаем сейчас такой период, что человеку трудно сориентироваться в потоке разнообразной информации, не всегда качественной. В огромной коммерческой мусорной куче тонут настоящие ценности. А можно и нужно говорить про героев прошлого, современности – например, про ребят, которые отдают свои жизни в горячих точках. Для меня герои – ребята-милиционеры на Майдане, которых бандиты жгут петардами, файерами... Есть понятия "Родина", "государство", "честь мундира", в конце концов. И эти ребята являют нам образцы такой чести, а мы даже не знаем их фамилий.

Протоиерей Артемий СКРИПКИН, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области:

Все зависит от приоритетов. Если мы хотим быть великим народом, то должны, выстраивать свое поведение в соответствии с принципами божественной морали. Если не хотим этого делать – великими народами будут другие. Они будут строить империи, а нас – завоевывать, уничтожать, жить на нашей земле. Наши предки этого явно не хотели – те, кто утопил "Варяг", кто защищал Брестскую крепость. Ну а если кто-то на телеканале "Дождь" думает, что героизм устарел, пусть почитает "Кодекс самурая".

Кстати, японцы, будучи нашими врагами, отметили воинский дух наших солдат, отдали ему честь. И немцы также салютовали последним защитникам Брестской крепости. Так что видите, все оправдано. Если мы хотим побеждать, мы должны жить по принципам героизма и морали. Если хотим быть навозом – можем жить как свиньи, которые хрюкают и кушают, что им дают. Мы выбираем сами.

Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, Преподаватель Санкт-Петербургского Института Религиоведения и Церковных Искусств. Сотрудник Антисектанского центра "Ставрос":

Христианская вера тесно связана с понятием героизма: уже в самом начале своего духовного пути христианин отрекается от сил зла и уже после таинства Крещения приобретает статус воина Христова. Поэтому мы видим много параллелей в церковном служении с воинским делом.

Всегда вера, – в частности, православная вера, – особо выделяла подвиги героев, воинов, исполнявших заповеди Иисуса Христа. Вообще роль героев, бескорыстно отдававших свои жизни, иногда даже не зная общего плана действий, – велика и значима. Порой их жертвы имели историческое значение для войны, ведь из каждого маленького поступка складывается большая победа. На протяжении целого тысячелетия Россия являла примеры такого героизма.

Конечно, сейчас мы живем в эпоху так называемого постмодернизма, когда некоторые пытаются нивелировать духовные ценности, полностью стереть их из нашего сознания и заменить красивыми обертками, но без начинки. Конечно, этими людьми движет корыстный интерес. Общество, которое желает только потреблять, видит смысл лишь в телесном комфорте, становится легко контролируемым, что сейчас и происходит.

К сожалению, процесс продвижения безнравственных идей продолжается, причем агитация ведется не только скрытым путем, но уже и открыто. В наших глазах пытаются высмеивать героев, а некоторые безнравственные высказывания политиков, деятелей искусств вызывают вопросы: что эти люди делают в нашей стране и почему они представляют интерес для СМИ?

Но есть и такие люди, которые восстанавливают традиционные ценности, по сути, являющиеся христианскими. Они верой, молитвами, делами пытаются изменить ситуацию. Результаты уже видны. Например, в последнее время увеличилось количество детских патриотических кружков, секций по изучению военного дела, основанных на традициях русской культуры, начинает подниматься казачество. В этом направлении и надо двигаться, чтобы оставаться великой державой, страной, которая должна хранить православную веру и бороться за счастье народа.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Это вопрос очень глубокий и тема неисчерпаема – всегда останутся направления для дальнейшей мысли и диалектики.

Опасно ставить крест на нашем времени. Во все времена были предатели, трусы, мерзавцы. Но память человеческая в нормальном обществе сохраняет лучшее, что было: в истории мы видим прежде всего доблесть человеческую. И эта норма укоренена в христианской нравственности и мировоззрении. Случай с телеканалом "Дождь" и прочим – это тот случай, когда на поверхность выплывают экскременты, а золото остается в глубине, сохраняясь в целости и сохранности.

С другой стороны, в каждом героическом поступке, будь это защита крейсера "Варяг" или битва 300 спартанцев (тут в мировой истории примеров очень много), самое главное – это моральное состояние людей, их готовность сражаться, отдавать свою жизнь за нацию – то, что называется боевым и национальным духом.

Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:

К сожалению, понятия "героизм", "патриотизм", "гражданская позиция" теряют смысл не только для подрастающего поколения, но и для людей вполне зрелого возраста, – а ведь именно они диктуют обществу образ мыслей и дают пример жизни. И виной тому не только глобализация, но и общая тенденция к деградации человека. Если мы забудем о том, что было, что нас скрепляет, мы потеряем страну при первой же угрозе – все просто поднимут руки вверх и сдадутся.

Необходимо не ограничиваться словами о патриотическом воспитании, а реально им заняться. Но практика показывает: выступит какой-то "господин", скажет что-нибудь антипатриотическое, тут же начинают эти слова тиражировать СМИ, блоги и т.п., а депутаты потом думают, как бы это запретить. Но, может, надо не запрещать, а упреждать?

Надо поддерживать всех патриотов-единомышленников, тех, кто занимается интеллектуальным трудом, скрепляющим наше общество, позволить им заниматься патриотическим воспитанием, иначе мы лишимся не только исторической памяти, но и будущего.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

Как появляются новые герои? Сегодня ты живешь обычной жизнью, а завтра нужно совершить геройский поступок, поскольку ты оказался рядом. Немало тех, кто относится к этому равнодушно, но есть и нормальные люди, для которых слова о помощи ближнему не пустые.

Конечно, всегда найдутся и провокаторы, которые будут специально наводить смуту. Те, кто говорит, что надо было сдаваться сильному противнику, просто преступники, они плохо знают историю нашей страны. В 1941 году самая сильная армия была у Гитлера, он был уверен, что благодаря этому быстро всех победит. Французы сдались сразу, это вдохновило немцев, они думали, что и с Россией также легко справятся, однако тут они сломали себе хребет. Потому что наш народ привык всегда стоять насмерть и до конца, несмотря на то, что перед ним непобедимый враг.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

И в русской истории, и в истории других народов на протяжении всех веков время от времени возникал вопрос: защищать какие-то ценности, принципы, ради которых живет человек, свою землю, своих близких – или же сдаться? И всегда были разные ответы. Кто-то кричал: "нужно сдаваться", и сдавался; а кто-то молча брал в руки оружие и шел защищать то, что ему дорого и необходимо.

Так было всегда, и говорить о том, что наше время уникально в этом отношении, что сегодня тех, кто не стремится к героизму, больше, чем тех, кто стремится, – неправильно.

Большинство людей вполне понимают и ценят подвиги предков, благодаря которым сегодня существует наша страна и мы с вами. Почему воевали и защищали? На мой взгляд, понятие "честь" здесь вообще вторично. Все дело в духовном стержне. Понимание предназначения жизни, служение целям, ради которых люди готовы были умереть, но не предать самих себя, – все это помогало совершать подвиги.

Конечно, всегда найдется немало тех, кто будет убеждать чем-то поступиться, отдать, продать... На нашей с вами памяти в 90-е годы таких любителей все продать, желательно подороже, было предостаточно. Ничего, пережили, отстояли свои ценности. Не все, правда, но сохранили, сейчас развиваем. И делают это те люди, для которых принципы – не пустой звук. А для нашего народа высокие принципы, идеи и цели – совершенно не пустой звук, во многом благодаря им наш народ и существует на земле.

Виктор ЛЕГА, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Я не буду идеализировать прошлое и критиковать настоящее. Люди всегда разные, всегда были люди чести и всегда были подлецы, для которых слово "честь" – пустой звук. И мы знаем множество современных замечательных людей, героев, которые могут служить примером для всех нас.

Но современные СМИ и общий менталитет действительно способствуют распространению идеологии массового потребления, в которой понятия "честь" и "жертва" просто отсутствуют. И тут можно вспомнить слова патриарха Кирилла, который говорит, что в современной литературе нет настоящего положительного героя. Патриарх совершенно прав, и выводы тут напрашиваются неутешительные.

Школы и вузы перестали воспитывать детей, занимаются только их образованием. Воспитание предоставлено на волю случая. Но такие понятия как "преданность", "патриотизм", "истина", "добро" – они же не берутся ниоткуда. Воспитание наши школьники получают, увы, на улице или у телевизора, который тоже предложит им скорее "Дом-2" или "Камеди клаб", а не серьезные размышления о смысле жизни.

Источник: REGIONS.RU

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама