ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Русские старообрядцы: безделие и нарушение слова считалось тяжким грехом

19 февраля 2014

О преемственности традиций в среде российских старообрядцев, меценатстве и о том, почему либерализм ведет к вырождению христианства на Западе, "Голосу России" рассказал главный редактор старообрядческого издательства "Третий Рим", историк, член Центрального Совета Древлеправославной поморской церкви Максим ПАШИНИН.

Максим Пашинин принял корреспондента "Голоса России" в одном из зданий Преображенского старообрядческого монастыря на севере Москвы. Он был основан в 1771 году во время чумы, свирепствовавшей в Москве. Местная администрация сбежала, мертвые лежали на улицах. Порядок навела небольшая старообрядческая община под руководством купца Ковылина. За эти заслуги она получила разрешение на строительство больницы и богадельни. Ковылин, имевший кирпичный завод, внес большой вклад в строительство монастыря. После революции 1917 года здесь устраивали общежития, питомники для собак, отделение милиции и камеры предварительного заключения. Тем не менее, монастырь как архитектурный комплекс сохранился. Сейчас здесь располагаются две старообрядческие общины – Федосеевская и Поморская. И те, и другие – так называемые беспоповцы.

Максим Пашинин рассказывает, что в отличие от западных протестантов, которые осознанно отказались от священников, русские старообрядцы-беспоповцы сделали это вынужденно. В середине 17 века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон провели церковную реформу, целью которой была унификация богослужения Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего – с Церковью Константинопольской. Эта мера была призвана укрепить влияние Москвы: Никон и Алексей мечтали о Великой греко-российской православной империи как наследнице Византийской империи, павшей к тому времени под напором турок. Однако реформа Никона обернулась для России большой трагедией – расколом. Значительная часть российских христиан не приняла нововведений Никона. Их стали называть раскольниками, старообрядцами, и жестоко преследовать: ссылать, сажать в тюрьмы, пытать и казнить. Фактически, это был геноцид, говорит Пашинин. Кроме того, патриарх запретил епископам благословлять священников, которые хотели вести службу по старому обряду. Поэтому часть старообрядцев стала использовать священников нового обряда, и их стали называть поповцами. Другая часть староверов считала для себя неприемлемым использовать священников нового обряда, и их стали называть беспоповцами.

Службу в храмах беспоповцев служат не священники, а наставники, которых называют также духовными отцами. Их избирают из числа наиболее достойных членов общины, говорит Максим Пашинин.

"Наставники имеют преемственность от дониконовского священства. Они благословлены на ведения службы и на исполнение двух главных таинств, необходимых для спасения души, на которые также по церковным канонам имеют право миряне. Это два самых необходимых правила – крещение и исповедь".

Служба в храмах поморских общин проводится в русской рубахе сдержанных цветов, говорит Пашинин:

"Ничего не должно отвлекать от молитвы. Ты пришел сюда молиться, а не показывать перед другими, какая у тебя красивая одежда. Пояс надо носить – это защита от злых сил и ограничение себя символически от грехов. Мужчины стали сапоги носить. Сапоги, конечно, не спасают, но они подчеркивают определенную преемственность, традицию и создают определенный настрой на богослужение. Но самое главное – это пояс и правильный восьмиконечный православный крест с положенными надписями. Руки должны быть прикрыты, у женщин платок и юбка. Все это нужно для того, чтобы человек и внешне, и внутренне настраивал себя на молитву".

Особенно много общин беспоповцев было на русском Севере, в Поморье, где на реке Выг к началу 18 века был организован Выговский монастырь. Он стал центром крупнейшего объединения староверов – Древлеправославной поморской церкви и своего рода академией, говорит Максим Пашинин:

"Выговский монастырь был основан братьями Андреем и Семеном Денисовыми, которые обладали по тем временам энциклопедическими знаниями религиозного характера. Там сформировалась своя библиотека, велось переписывание книг, потому что типографии у староверов не было, обучение богословию, работали иконописные мастерские. Шло формирование старообрядческого населения. В этом месте был не только один Выгодский монастырь, но и огромное количество скитов, которые росли по всему Северу".

На протяжение нескольких веков староверы подвергались гонениям, но отказывались предать свою веру и объединиться с официальной Русской православной церковью. Причина этого, говорит Максим Пашинин, состояла в том, что вследствие реформ патриарха Никона изменили важнейший обряд – крещение. До реформы в русской православной церкви крестили, как и во времена Христа – полностью погружая человека в воду. А после реформы стали крестить как в католической церкви – поливая (окропляя) водой из ковша, говорит Максим Пашинин.

"Таким образом, было нарушено таинство крещения. Нельзя быть немножечко крещенным. Староверы считают: если люди не крещены, мы не можем считать их христианами, потому что первое главное правило – чтобы человек был христианином, он должен быть крещен".

Поморы, как и вообще староверы, уделяли большое внимание образованию молодежи, говорит Максим Пашинин. И вот наиболее яркий тому пример – выходец из зажиточной поморской семьи Михаил Ломоносов, выдающийся российский ученый, философ, основатель Московского университета:

"В биографии Ломоносова в его юности есть пробел в два года. Неизвестно его пребывание. Но вскоре после возвращения домой он уходит в Москву с рыбным обозом и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого был нужен определенный уровень. Просто так мужик с Севера, с каким бы обозом они ни пришел, он не смог бы поступить в такое серьезно учебное заведение. По мнению некоторых историков, Ломоносов, скорее всего, учился в Выгодском монастыре. Любопытно, что позднее в его доме жила его племянница и ее семья, и они были похоронены в Санкт-Петербурге на старообрядческом кладбище".

Жизненные правила у старообрядцев очень строгие. И строгость проявляется не только в необходимости соблюдать все молитвы и присутствовать на воскресной службе, говорит Максим Пашинин:

"Был запрет на праздные развлечения, гулянки, пьянки. Грехом считалось и безделье. Человек должен трудиться и своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Старообрядческое купечество было также известно тем, что была сильная взаимная поддержка. А когда заключали договора, не требовалось юридического оформления документов, потому что нарушение сказанного слова считалось тяжким грехом. И если кто-то это совершал, он навсегда изгонялся из старообрядческой среды. А как образовались многие известные купеческие кланы Морозовых, Рябушинских, Гучковых? Но старообрядческое купечество не просто богатело, оно использовало капиталы общины на благо. Когда скапливались богатства, многие жертвовали на монастыри".

Деньги помогали старообрядцам откупаться от гонений со стороны властей, которые продолжались до наступившей в 1856 году смерти императора Николая Первого, притеснявшего старообрядцев и даже разрушившего Выговский монастырь. С 60-х годов 19 века началось возрождение старообрядчества. Толчок этому процессу дал манифест Николая Второго от 1905 года. За десять с небольшим лет было построено много старообрядческих храмов, типография в Преображенском монастыре, больница, дома для содержания престарелых и сирот. Ничего удивительного в успешности староверов не было. Когда порядок в душе и в голове, в жизни тоже начинает устраиваться порядок, в том числе и материальный, говорит Максим Пашинин:

"Строгость жизни приводила к образованию динамично развивающихся общин. Староверы были наиболее технически развиваемые, быстро принимали технические новинки. Так было, например, у Рябушинского на его машиностроительном заводе "АМО", ныне известном как "ЗиЛ". То есть консерватизм в духовном, как ни странно, порождал динамизм в техническом развитии".

Но после революции 1917 году все изменилось в худшую сторону. И дело было не только в том, что закрывались храмы – старообрядцы могли молиться и дома. Сильный удар по старообрядчеству нанесла коллективизация сельского хозяйства, которая сопровождалась уничтожением слоя зажиточных крестьян, многие из которых были староверами, говорит Пашинин.

Сейчас, по оценкам Пашинина, численность староверов в России – и поповцев, и беспоповцев – составляет от 2 до 3 миллионов человек. Сказать точнее сложно, потому что староверы не желали участвовать в переписях, опасаясь преследований. Староверы сами, демократическим путем, избирают органы самоуправления – советы прихожан. Регулярно проводятся съезды, которые решают хозяйственные вопросы. А высшим органом власти является собор, на котором решаются и богословские вопросы. Вся эта деятельность осуществляется на добровольные финансовые взносы общин, небольшие доходы от издания и индивидуальные пожертвования. Постепенно начинают возрождаться старые традиции меценатства, говорит Пашинин. Вот, например, Вальтер Фот – руководитель крупной транспортной компании "Пижма" в городе Усинск на северо-востоке европейской части России. На его средства были построены из лиственницы две часовни в память о старовере, яром противнике реформы Никона, протопопе Аввакуме и его сподвижниках, сожженных по приказу властей в 1682 году в городе Пустозерске.

Память о таких людях, как протопоп Аввакум, помогает староверам сохранять свои традиции и воспитывать в соответствии с ними своих детей. А в нынешних условиях доступности любой информации это не просто, говорит Пашинин:

"Либерализм ведет к вырождению христианства на Западе. В конце концов, человеческие грехи всегда были. Был блуд и нестандартные ориентации. Но это не выплескивалось как норма, а осуждалось. Человеку говорили: ты молись и старайся избавиться от этого. Но не навязывай другим, как модель поведения. Как мы сейчас видим, навязывают эту модель, как норму. А норму заставляют считать консервативным, чем-то отжившим, практически пытаются запретить. В старообрядческой России такое было невозможно. Только строгая религиозная жизнь может этому что-то противопоставить, потому что у русского человека такой характер: если есть исключение, то оно становится правилом".

По словам Пашинина, староверы стараются ограничить общение их детей с телевизором или компьютером. Впрочем, говорит он, Бес не в железе, и если поставить на видео содержательную программу, то это приветствуется. В своих учебных заведениях староверы ведут обучение при помощи самых современных информационных технологий. Но иногда, говорит Пашинин, телевизор и компьютер лучше выбросить.

Источник: Голос России

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама