ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Радоваться можно, ненавидеть не надо: Священнослужители о гражданской позиции верующего

31 марта 2014

Священный Синод в своем заявлении по Украине и Крыму призвал христиан к миру и молитве, "не отождествляясь с той или иной стороной политического противостояния".

В связи с этим газета "Взгляд" опубликовала полемику публицистов Сергея Худиева и Максима Лаврова о том, как верующий должен вести себя в периоды острых политических противостояний (тем более когда в эти противостояния оп обе стороны вовлечены единоверцы, как в случае с Украиной).

Сергей Худиев подчеркивает прежде всего необходимость беречься от ненависти, злобы и гордыни, не смешивать политические вопросы с церковными и не подчинять веру политике, уверяя, что на "нашей" стороне Бог, а на противоположной – соответственно, дьявол.

Максим Лавров видит в этом желание остаться "над схваткой" и отстраниться от острых политических противостояний. Это правильно для священнослужителей, но, по его мнению, неверно для мирян. "РПЦ как часть Вселенского Православия будет стоять за мир на Украине, не поддерживая никого из участников конфликта. Но русский народ самоустраняться таким способом вовсе не обязан... Да, патриарх не мог прийти в Кремль на торжественную церемонию подписания договора с Крымом и Севастополем. Но разве это мешает русскому народу радоваться воссоединению с нашими братьями? Крым ликует и гуляет. А нам можно? – пишет публицист. – Самоустраняться от участия в судьбе страны, когда она ведет важнейшую геополитическую битву, результаты которой во многом определят будущее нашего народа, православные не имеют ни оснований, ни возможностей".

"Какая из этих позиций вам ближе? Какой, по-вашему, должна быть позиция верующего человека в периоды политических противостояний?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Мнения священнослужителей

Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

Церковь – единственная из всех организаций в роде человеческом, которая может только объединять людей. Она не может разъединять, у нее таких функций нет.

И если человек истинно верующий, себя отождествляет с Церковью, то его обязанность молиться за объединение всех людей, за прекращение вражды и установление мира вне зависимости от политических пристрастий и политической обстановки.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Позиция верующего в любом случае должна быть весьма сдержанной. Ясная ситуация пока только с Крымом, где более 80% жителей проголосовали за присоединение к России. И здесь нет никаких сомнений в правильности процесса присоединения.

При этом мы мало что знаем о реально происходящем на Украине. И сдержанность священноначалия здесь очень важна. Если уж оно сдерживается, тем более сдерживаться надо нам – рядовым священникам и прихожанам. Остается только молиться о наших братьях единоверных.

Понятно, что есть заповеди, есть единый славянский народ, а деление на русских, украинцев, белорусов – искусственное и неконструктивное. Кстати, когда происходили подобные события в Германии, то Генрих Гейне сказал: "Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта". Сейчас это разделение – кровоточащая рана для всех нас, потому что касается сердца любого православного человека.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Если верующий – не политик и не церковный иерарх, его гражданская позиция – всецело дело его совести. Христианское отношение к миру должно определяться опытным путем самим христианином. Единых универсальных правил, которые навязывались бы обществу, не существует.

Как исполнять евангельские заповеди применительно к той или иной ситуации – каждый решает сам. При этом не надо забывать, что мы должны свою совесть всегда сверять с Евангелием, о котором надо помнить и в общественной, и в политической жизни.

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Верующий в периоды политических противостояний должен смотреть трезво на происходящее, – ведь поддаться на провокации очень легко. Политика – штука жестокая. А для политиков заповеди Божьи, вопросы спасения человека, личности или целого народа ничего не означают.

Нельзя смешивать интересы политики и Церкви. Церковь заботится о вечной участи человека, а интересы политические – они здесь, на земле.

Я считаю, в том, что происходит между Россией и Украиной, вина не России и не Украины. Происходящее было инициировано извне. И задача инициаторов – столкнуть два братских народа. Горе нам, если мы поддадимся на эту провокацию. Будет кровопролитие, война.

Но еще хуже, если в результате этой провокации столкнутся Русская и Украинская Церкви. Это как если бы ближайшие родственники, пылая ненавистью, делили имущество, вместо того, чтобы вместе пользоваться им и вместе же воспитывать подрастающее поколение. Поэтому здесь любой вариант раздора, "раздела имущества", противостояний – заведомо проигрышный вариант для Церкви.

Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Позиция любого верующего человека, на мой взгляд, должна быть такой: меньше страстей, меньше ненависти – все равно, к кому: к Америке, к украинским националистам... Больше сочувствия к людям, находящимся в трудном положении.

Конечно, это сочувствие в первую очередь распространяется на тех, кто тебе ближе по вере, культуре, образу мыслей. На мой взгляд, когда наше правительство оказывает помощь русским гражданам Украины, это акт заботы и милосердия. А вот ярости и ненависти должно быть меньше. Я прочитал в Интернете, что украинским священникам, которые находятся в подчинении Московской патриархии, приходят письма с угрозами: "Если в течение двух дней вы не перейдете в Киевский патриархат, мы начнем вас убивать". Это, я считаю, безобразие. Но необходимо сохранять спокойствие: не кидаться к оружию, не призывать взяться за него своих духовных чад... Нужно понимать, что эти письма распространяют люди психически нездоровые или провокаторы, которые пытаются вас запугать.

Эмоции – плохой советник, когда нужно восстанавливать мир.

Почему крымчане захотели к нам? Потому что их права нарушались. Мы сейчас должны искать мира, но чтобы при этом права людей не нарушались и харьковчане, жители Донецка могли учить своих детей на родном языке. Нужно, чтобы им никто не угрожал, не было бы этого безумного "Правого сектора", а любые организации ультранационалистической направленности находились бы под запретом. Я думаю, с этим согласятся и европейцы.

Еще я хочу сказать вот о чем. Идет Великий пост, я хотел бы провести его, молясь за себя, грешного, за своих братьев по вере: русских, украинцев, молдаван...За всех, кто живет на этой Земле и кого любит Бог.

Великий пост – время, когда нужно поменьше предаваться дурным страстям. Радоваться за Крым – пожалуйста. Но страсть ненависти должна быть побеждена во всех нас.

Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:

Мы призываем к тому, чтобы каждый православный христианин как можно меньше допускал насилия в отношении кого бы то ни было. Но мы не можем запретить мирянам, гражданам своей страны, радоваться или горевать за своих собратьев.

Мое мнение – каждый должен поступать так, как подсказывает ему совесть. У нас у многих родственники живут в Крыму, и люди радуются, что стали жителями одной страны. Призывать к тому, чтобы не радовались, мы не можем – это зов сердца.

Здесь Церковь должна руководствоваться одной заповедью: любите друг друга – вне зависимости от национальности и политических убеждений.

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Верующий, какую бы религию он ни исповедовал, не должен быть равнодушным к тому, что происходит в его семье, в обществе, в стране, с его жизненными устоями. Всему этому надо придавать значение. И во всех традиционных духовным учениях говорится, что человек должен заботиться обо всем, что его окружает, начиная от цветка и заканчивая государством. Самоустраняться – это легко.

Участие в политической борьбе, – например, в выборах, – не должно касаться религии, которая заботится о соблюдении нравственности и справедливости в обществе. А если общество деградирует, им пытаются управлять люди, которые приносят смуту и разрушение, то неправильно говорить, что религия вне политики.

Надо реагировать неравнодушием. И мнение духовных лидеров играет в этом не последнюю роль, они должны отвечать за духовную безопасность. Оружие священнослужителя – это слово истины, оно неподвластно времени. Духовенство всегда было главным инициатором соблюдения справедливости, и эту роль мы не утратили.

Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:

Самоустраниться верующему от таких процессов просто невозможно. И если в христианстве есть принцип "Богу Богово, кесарю кесарево", то у мусульман такого нет: мы не разделяем светское и религиозное начала, у нас все Божье. Из-за этого трудно определиться, по какую сторону баррикад быть. Но религия вне зависимости от принадлежности к той или иной традиции считает, что власть есть тень Бога на земле.

В случае с Украиной самое мудрое решение приняла Русская Православная Церковь. Верующие не могут идентифицировать себя с той или иной силой. Каждый любит свой город, село и улицу, но из-за политических пристрастий взгляды могут меняться. Но баррикады разберут, раненых вылечат, убитых похоронят, а о твоих политических предпочтениях будут помнить. Например, я не совсем понимаю некоторых "единоверцев" на Украине, которые полностью идентифицировали себя с бандеровцами.

Духовенство – это та сила, которая может примирить стороны, при возникновении непреодолимых противоречий пытается донести мудрость до народа, и благодаря этой Божьей мудрости как раз можно решать политические вопросы. Но при этом духовенство должно стоять над всеми этими схватками.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Самоустраниться от происходящего на Украине очень трудно. Конечно, священнослужитель должен призывать к миру, взаимопониманию – это предписание всех священных книг, ведь основная роль религиозного деятеля – роль миротворца. Священнослужитель при этом сам может находиться в опасности. На днях только узнал историю о священнике, который служит в одном из городов Западной Украины. Он призывает к взаимопониманию, а не противостоянию, из-за этого на него стал давить "Правый сектор".

Я вспоминаю 90-е годы, когда после ГКЧП было сильное противостояние на Северном Кавказе. Религиозные деятели стали объектом критики с обеих сторон – и это самое малое, что может произойти в такой ситуации. Нас призывали поддержать какую-либо партию, движение, но мы отказывали. Духовенство на территории Кабардино-Балкарии сразу выразило свою позицию. Мы заявили, что надпартийны, призывали, чтобы люди не теряли разума в потоке предвыборных речей.

На Украине все еще сложнее и болезненнее, но, тем не менее, религиозные деятели должны призывать к миру и взаимопониманию, чтобы не пролилась невинная кровь.

Виктор ЛЕГА, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

Ответ на этот вопрос кроется в самом термине – "верующий человек". С одной стороны это христианин, для него главные ценности – евангельские, он должен, прежде всего, думать о вечных ценностях, а не об устроении мира на этой земле.

Но с другой стороны верующий – гражданин этого мира, и его главная задача – любовь и помощь ближнему, нуждающемуся. Как соблюсти эту сложную дилемму – быть ли "над схваткой", оставаться вне политики или вступать в эту схватку, помогать ближнему? Тут вопрос совести каждого. Главное – не делать другому зла, не поддаваться человеконенавистническим лозунгам, не идти на призывы ошибочной идеологии, оставаться только в поле любви к человеку.

И, безусловно, нужно молиться, чтобы мир на земле и между нашими братскими народами все-таки настал. У нас одна Церковь, и надежда на эту единую Церковь все-таки поможет нам пережить эти страшные и опасные времена.

Елена ЖОСУЛ, кандидат политических наук, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, советник председателя Синодального информационного отдела:

Честно говоря, я не вижу особой разницы между этими двумя позициями. Худиев же вовсе не призывает православных не обозначать своей позиции в горячей на сегодняшний момент политической дискуссии. Он, насколько это возможно, призывает к спокойствию и прекращению постоянных, не заканчивающихся уже которую неделю попыток разжечь очаг ожесточенной полемики.

Заявление Священного Синода, насколько я могу судить, – призыв к любви украинских и русских братьев. К любви, которая превыше любых политических разногласий, церковных споров и диспутов. Во всем этом чувствуется снисхождение – не надменное, но пасторское, христианское, к тем, кто неоднозначно и болезненно реагирует на последние политические события. А таких людей на Украине немало. К их мнению сейчас нужно относится очень бережно.

Кроме того, в дни Великого Поста нужно не спорить до хрипоты, а напротив, уступать своему ближнему, своему брату, который видит в данный момент какие-то вещи иначе. Видя, что в тебе просыпается яростный, упрямый спорщик, и ты теряешь над собой контроль, необходимо убавить пыли и уйти от ожесточенных политических споров.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама