Как-то я наткнулся на текст человека, который, видя себя православным, сомневается в Церкви те или иные вещи кажутся ему неправильными, непонятными или отталкивающими. Он не один такой, и, наверное, тут подойдут некоторые общие рекомендации. Во-первых, необходимо видеть разницу между учением Церкви и мнениями тех или иных частных лиц. Возможно, мнение, с которым вы так решительно не согласны, и не является учением Церкви. Это особенно важно помнить в отношении мнений политических. Как недавно еще раз отметил Священный Синод Русской Православной Церкви, "границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства".
Церковь не партия, и она объединяет не политических единомышленников. Она объединяет тех, для кого важнее всего Христос и вечное спасение. Вы можете иначе смотреть на политические события, чем тот или иной священник или епископ, это нормально. Все люди разные, у них разный опыт, они живут в разном окружении, сталкиваются с разными проблемами в конце концов, все мы можем грешить и ошибаться. Если для нас важнее всего Христос, то мы принимаем как наших братьев во Христе и тех, чье мнение по недогматическим вопросам расходится с нашим. Такое расхождение может быть промыслительным оно ставит нас перед выбором. Что для нас важнее политические разногласия или Христос? Кто нам в большей степени свои братья по вере или товарищи по борьбе? Именно выбирая Христа в ситуации, когда течение мирских страстей и конфликтов пытается унести нас от Него, мы и возрастаем в спасении.
Церковь помнит очень много столкновений и конфликтов, партий и движений, наций и царств и она хорошо знает, что все это пройдет. В вечности только одно будет иметь значение со Христом мы или нет.
Во-вторых, надо научиться сомневаться. Да, именно сомневаться. Сомнение великая добродетель. Большинство безбожников губят не сомнения, а как раз неспособность усомниться закрытость, заваренность, забетонированность, неспособность и нежелание хотя бы представить, что они могут ошибаться. Та же проблема губит и большинство бунтарей против Церкви людей, которые верят в Бога, но считают, что Церковь служит Ему неправильно.
Люди тем больше сомневаются в Церкви, чем меньше они сомневаются в себе. Церковь неправа перед кем? Кто выступает судией? Я, сомневающийся в Церкви? Ну, может быть, перед Богом вся Церковь неправа, а прав я. Может быть, врата ада одолели всю Церковь, а вот меня и какое-то малое число согласных со мной не одолели. Но может, не стоит быть в этом слишком сильно уверенным? Может быть, мне допустить мысль, что и я могу ошибаться? Теоретически такое возможно все эти епископы, священники и миряне, которые единодушно верят именно так, ошибаются, а прав именно я, но насколько это вероятно?
Сомнения в Церкви могут приступать как справа, так и слева. Кому-то кажется, что Церковь недостаточно сурова, фундаментальна, традиционна и ортодоксальна и недостаточно гневно обрушивается на еретиков. Кому-то наоборот, что она отстала от времени, особенно в вопросе о взаимоотношениях полов. Церковь, например, продолжает настаивать, что Бог "мужчину и женщину сотворил их" и в то время, как все прогрессивное человечество находит это невыносимой дискриминацией.
Но общее у этих сомнений одно неспособность засомневаться в себе. Неспособность задаться вопросом: "А вдруг я чего-то не понял? Вдруг я недостаточно хорошо разобрался в этом вопросе? А вдруг права все же Церковь, а не я?"
Как сказал блаженный Августин, "я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал".
В-третьих, очень часто (хотя и не всегда) источник сомнений личный грех. Когда человек, например, живет в "гражданском браке" (то есть не хочет признавать свою фактическую жену ни перед государством, ни перед Богом), у него обязательно возникают сильные возражения против учения Церкви вообще и против ее учения о нравственности в области пола особенно. Что же, все мы бедные грешники, и все мы нуждаемся в прощении. Но чтобы обрести его, нужно признать, что это не путь Господень неправ это наши пути неправы. Нужно привести свою жизнь в порядок, положить в сердце своем хранить заповеди и искать для этого помощи Божией. И тогда мы обретем твердую и непоколебимую опору в Господе и Церкви, о которой Он сказал:
"Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).
Источник: Православие.Ru