ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Литературная газета". Роман Вершилло. Великий раскол (интервью с о.Александром Шаргуновым)

23 сентября 2004

К 950-летию разделения между Восточной и Западной Церквами

О событии, сильно повлиявшем на мировую историю, рассуждает протоиерей Александр ШАРГУНОВ, преподаватель Московской духовной академии и семинарии, настоятель московского храма Святителя Николая в Пыжах.

- Разделение Западной и Восточной христианских церквей 950 лет назад - это трагическое, но едва ли не случайное событие. Его надо рассматривать как уникальное стечение обстоятельств, или Православная церковь видит здесь скорее действие Провидения?

- Почти тысячелетний раскол дал церковным людям достаточно времени на размышление и осознание происшедшего. Казалось бы, какое значение для всей христианской церкви могло иметь событие, которое произошло 16-25 июля 1054 года между Константинопольским патриархатом - при отсутствии других восточных патриархов - и римскими легатами уже умершего к тому времени Папы Льва IX?

Разве мало было подобных размолвок в прошлом? Может, в самом деле, это было столкновение "двух сильных гордых личностей": патриарха Михаила Керуллария и кардинала Гумберта, как утверждают некоторые историки? И не преступная ли ошибка, восклицают они, придавать такому ничтожному фактически событию трагическое значение в жизни церкви?

Но ведь не может быть, чтобы это было случайно. Случайность в мировом историческом процессе, а тем более в жизни церкви недопустима. Церковь является центром Божественного плана спасения, и то, что с ней происходит, происходит но воле Божией, по воле Провидения.

- Вы говорите о неслучайности разделения церквей в смысле, что событие было исторически обусловленным?

- Не совсем так. Беспрецедентная легкость разрыва церковных отношений в 1054 году объясняется давно назревшими отчуждениями. Исторические события, приведшие к разделению церквей, явились лишь внешним выражением более глубоких,давно назревших- противоречий. Рано или поздно они должны были, конечно, вскрыться. Но противоречия эти не строго исторические и не культурные, как можно было бы подумать. Различия между Востоком и Западом в культуре и даже во взгляде на историю не приводили к трагическому распадению единства, пока спор не перешел в область вероучительную, догматическую.

Глубина и серьезность раскола была сознана практически мгновенно. Уже современники разделения церквей понимали, что раскол проходит через все тело христианского мира. Митрополит Киевский Георгий менее чем через 20 лет писал для русской паствы "Стязание с латиною". В начале XII века митрополит Никифор наставлял о сути раскола волынского князя Ярослава. Один из величайших подвижников Русской церкви, преподобный Феодосии Печерский, счел нужным в то же время написать единственное, наверно, свое теоретическое сочинение: послание великому князю Изяславу "О вере варяжской".

Разобщению церквей сопутствовали и государственно-политические обстоятельства. Но ведь только потому эти обстоятельства имеют силу, что церковь - на Востоке и на Западе - подчиняется течению истории, не делает никаких усилий преодолеть его. Именно церковное общение, которое одно могло бы удержать церковь от разрыва и пересилить "естественное" разделение благодатным единством, нарушалось с каждым веком все больше и больше. Все "естественно-исторические" причины разделения могут быть поняты, таким образом, только в контексте религиозном.

- Какие пункты расхождения между православием и католицизмом подчеркивались современниками?

- Православной церковью двигали не корыстные мотивы, а понимание серьезности заблуждений латинской церкви. Греческие и русские иерархи, русские и греческие святые подвижники заботились о духовной защите русского народа, понимая, какую угрозу представляет католицизм.

Читая первые "прения с латинянами", поражаешься глубине и точности осознания причин разделения. Первое и главное отступление от истины православного исповедания - это вставка католиками в Символ веры так называемого Filioque. Как писал преподобный Феодосии: "А глаголют Духа Святаго исходяща от Отца и от Сына". Второй важнейший пункт: служение Евхаристии на пресном хлебе, "опресноках".

Современников раскола очень оскорбляли обрядовые различия в богослужении, в бытовом благочестии. Вне сомнения, эти различия, исключая богословские споры между двумя церквами о Евхаристии, имеют право на существование. Но допустимы могут быть только такие различия, которые не приводят к различию в вероучении.

Именно поэтому стремление осуществить евхаристическое общение двух церквей прежде достижения их догматического единства так же недопустимо, как, пользуясь выражением отца Павла Флоренского, "манипулировать святыми дарами". Полнота общения в сакраментальной жизни предполагает полное осуществление апостольской веры.

- Но обычно говорят о том, что папство присвоило себе помимо церковной светскую власть, а также стремилось владычествовать над всеми христианскими церквами. Разве не папизм был главной причиной разделения?

- Уже задолго до 1054 года мы видим два фактически исключающих друг друга представления о природе церкви.

В Риме все отчетливее складывается совершенно определенное понимание папства как особых и Богоустановленных прав римского епископа во всей Вселенской церкви.

А на Востоке - совершенно иное понимание церковного устройства. Здесь каждая церковь-община имеет в себе полноту благодатной жизни, воплощает в себе единство Христа и церкви и вместе с тем столь же органически ощущает себя частью вселенского единства. Свое освящение церковь получает от Господа путем апостольского преемства, и ниспосланные Основателем церкви дары освящения всегда остаются такими же, какими были они во времена апостолов. Но дары эти не составляют достояние какого-нибудь из апостолов, а дарованы соединенному любовью, причастному Божественной жизни апостольскому сонму.

Это означает, что церковь должна управляться единомыслием епископов, что служит отображением Троического союза единства. И насколько резко это противоположно взгляду латинскому, где Папа выше собора, выше всех епископов, вместе взятых!

Католицизм делает ударение на институциональном аспекте церкви, и рождается стремление организационного усовершенствования и укрепления церкви по стихиям мира сего. В результате земная ее часть становится почти самодовлеющей.

Согласно учению Православной церкви единственным главой церкви во все времена является сам Христос. Архиереи (включая патриархов, каким мог считаться и Папа Римский) имеют равные "административные" права, каждый в пределах своей епархии. Существует "первенство чести", авторитет, которым наделяются епископы наиболее значительных кафедр. С древних времен действительно такое первенство признавалось за епископом Рима.

А в V веке среди всеобщего хаоса после крушения Западной Римской империи папы римские оказались на какое-то время единственной адекватной властью и в светском смысле. Что означало "первенство чести" и авторитет Рима в древней церкви? Первенство в любви, смысл которого - служение. "Больший из вас да будет всем слуга", - говорит Христос.

- Неужели Православная церковь "довольна" расколом, видит в нем скорее пользу, чем вред?

- Будучи по своему характеру противоположны Евангелию, аномалии в церковной жизни не могут сравниться с Евангелием по значению и в силу этого опровергнуть его. Их проявление не может изменить Божественного плана. Напротив, Бог по любви к человеку попускает проявиться расколам и нестроениям, чтобы исторгнуть из тела церкви образовавшиеся яды.

И в данном случае Бог обратил катастрофу раскола на пользу для христианского бытия Византии и Руси. Не будь столь резкого разделения, многие беды и заблуждения переходили бы из западного в восточный мир совершенно незамеченными. А так западные идеи были, так сказать, помечены как радиоактивным изотопом.

Например, святитель Феофан Затворник не рекомендовал пускаться в рассуждения о том, являются ли католики еретиками или не являются. "Наша церковь благосклонна к католикам", - писал он. И подчеркивал далее признание действительности таинств и священства: "Только переходить к ним не надо; не все верно у них".

- Одним из последствий раскола считается то, что судьба Руси сложилась отдельно от общеевропейских течений. Владимир Соловьев, например, видел в расколе с Римом корень всех российских бед...

- Ответ может показаться неожиданным, но в силу исторических условий в Западной церкви местный элемент возобладал над вселенским. На Западе восторжествовал провинциализм, то есть возведение частичного в значение всеобщего, местного во вселенское. Развитие этого порока привело к утрате кафоличности Западной церкви и открыло путь дальнейшему искажению церковного предания.

Католическая ментальность воспринимается нами, православными, именно как самозамкнутость, если угодно, "затхлость". И проблемы в этом христианском сообществе проистекают именно от отсутствия открытости.

- Звучит как парадокс, поскольку обычная точка зрения состоит именно в том, что восточное христианство - косное, замкнутое, оторванное от основного течения жизни.

- Это парадокс, но парадокс, заложенный в самой истории. Православие иначе воспринимает и течение жизни, и прогресс. И, по-нашему тоже, мир идет к совершенству. Но, как писал святитель Филарет, на пути встречает потоп, пожар Содома, разрушение Иерусалима, гонение на христианство и, наконец, времена антихриста. Ощущение трагичности прогресса на Западе было почти утрачено, и только немногие мыслители ее осознавали.

Сегодня в Католической церкви идут поиски формы, которая, как пишет один автор, "лучше выражает для нашего времени, с учетом различных культурных сфер, тайну спасения". Здесь невозможно процитировать всех авторов этого направления, даже тех, которые занимают видное место в церкви. К их числу относятся многие патентованные богословы, профессора семинарий, которые учат и публикуют свои произведения, исходящие из принципа свободного исследования. В основе этого нового богословия антропоцентрический постулат: что приемлемо и что неприемлемо для современного мышления? Поэтому из Писания выбираются произвольно слова и поступки Христа, говорящие лишь о Его человеческой природе.

- Возможен ли, полезен ли богословский диалог сейчас?

- 950 лет было достаточно, чтобы убедиться в одном: попытки лживой унии всегда приносили больше вреда, чем сам раскол между Западной и Восточной церквами. Ведь на каком фоне происходил бы диалог сегодня? Нам как бы говорят: "Мы уже не совсем уверены в своей правоте, вы, как надеемся, тоже сомневаетесь в чистоте православия, так давайте же искать примирения".

Католические богословы постоянно обращают внимание на то, что диалогу между Востоком и Западом в прошлом препятствовала часто взаимная неуступчивость, желание навязать другой стороне свой собственный способ видеть и выражать опыт веры.

II Ватиканский собор обсуждал эту проблему и пришел к заключению о законности различных способов подхода к вере, в особенности там, где это касается традиций Запада и восточных церквей.

- Такая православная позиция выглядит неуступчивой. - В католицизме происходит резкая эрозия христианских основ.

Искать пути к примирению -это прекрасно, но можем ли мы закрыть глаза и не видеть, что параллельно ведутся точно такие же попытки примирения с протестантизмом, иудаизмом, исламом, буддизмом? И нас не может радовать, что современные католики включают в свой беспорядочный синтез и Православную церковь тоже.

Католицизм утрачивает некоторые черты своей исключительности. Но это измена западного христианства самому себе, и она в конечном счете не приближает католицизм к православию, а только отдаляет еще больше.

- Но как же заповедь о любви к ближнему? Не следует ли снизойти к "слабости" современного католицизма, ведь у христианства в целом столь серьезные враги: пропаганда гедонизма, "легкой жизни", разврата?

- Мы, православные христиане, не можем относиться к вероучению как к оторванной от жизни "теории". Смещение акцента в догмате неизбежно отражается на духовной жизни, ведь догмат действительно неразрывно связан с заповедью. В католицизме, можно сказать, вторая заповедь о любви к ближнему начинает занимать место первой заповеди о любви к Богу.

И мы видим пагубные плоды этого явления в нравственной жизни Западной церкви. "Есть мораль, которую можно создать, -читаем в карманном катехизисе для церквей Франции, - но нет готовой морали, нет закона Небесного происхождения, нет кодекса, написанного в сердце. Мораль -это человеческое творение, одной из величайших задач человечества является создание законов".

Заповедь о любви приобретает совершенно новый смысл: любить - значит быть самим собою, значит осуществлять мораль ситуации без предписанных законов, и только в этом заключается великая свобода любви. Так обессмысливаются слова Блаженного Августина "Возлюби - и делай что хочешь", где возлюбить означает стяжать благодать Святого Духа через исполнение воли Божией.

Отказ от преемства авторитета и отрыв от Предания производят разрушительную работу в сознании верующих, а безразличие к истине неизбежно ведет к снижению нравственности. Оставление священного прибежища, как видим, крайне опасно для духовной жизни.

- И все же, мы живем в столь катастрофическом мире, где христиане всех конфессий сталкиваются с одними теми же искушениями.

- С православной точки зрения следует рассматривать богословие не просто как созерцание, а как духовную матрицу всей жизни.

Поэтому исторические явления, определяющие этический кризис, с необходимостью вытекают из факторов, которые являются строго богословскими. И отпечатывание, проекция с этой матрицы происходит во всех сферах жизни.

Но подлинный экуменизм должен действительно проявляться в совместном противостоянии сатанизму, который в глобальном масштабе пытается поработить сознание современного человека. Прежде всего мы должны быть едины в этом. Ибо "если вы в малом не верны, кто даст вам большее?".

Православная церковь в своих отношениях к западному христианству движима именно любовью. И не только любовью к Истине, но и любовью к ближним. Именно сочувствие к католикам заставляет православных указывать им на их неправомыслие в вероучительных вопросах.

Литературная газета 22.09.2004

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама