ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

СССР репрессировал, Россия реабилитирует: мнения священнослужителей

25 апреля 2014

Президент Владимир Путин подписал 21 апреля указ "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". Документ предусматривает создание национально-культурных автономий репрессированных народов.

Депутат Верховной рады Украины, бывший председатель Меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев заявил по этому поводу, что национально-культурной автономии крымско-татарский народ никогда не добивался. "Наша цель – национально-территориальная автономия, на нее мы имеем право как коренной народ Крыма. Мой народ в реабилитации не нуждается, а нуждается в ней сама Россия – когда нас депортировали, Крым был в составе РСФСР", поэтому "принимать такие указы нужно было не сейчас, а намного раньше".

При этом не вполне понятно, какие, собственно, претензии за депортацию крымских татар и других народов можно предъявить нынешней России: с тем же успехом можно было бы предъявлять самому Джемилеву счеты за продолжавшиеся несколько веков набеги крымцев на русские земли. Вина за депортацию лежит на советском режиме и сталинском руководстве, от которых русский народ пострадал не менее, если не более других. Когда распался СССР, Крым был в составе Украины – и оставался там до последнего времени. После же его возвращения в состав России указ о реабилитации был, как видим, принят незамедлительно.

Отметим, что накануне прошедшего в Крыму референдума о статусе республики татарам были предоставлены беспрецедентные привилегии, которые, как пообещали в Госдуме, будут сохранены после вступления региона в состав России. Речь идет, в частности, о введении квот для татар в органах власти. В России подобные национальные квоты существуют только в Дагестане, причем неформально.

"Как вы расцениваете заявление Джемилева? Не разжигает ли оно межэтническую вражду на полуострове? Должна ли Россия "реабилитироваться" перед крымскими татарами и другими репрессированными народами?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Произошло очень важное и радостное событие, которому нет аналога за всю послереволюционную историю. Оно ни в коем случае не унижает и не компрометирует ни татар, ни греков, ни армян, репрессированных в свое время. Были времена, события и решения, за которые наше нынешнее руководство прямой ответственности не несет и нести не может. Поэтому вопрос о реабилитации не может иметь какой-то юридической силы, Это скорее моральный жест, который поможет людям жить в составе единого государства.

Ни один народ за все время после революции не пережил больших репрессий и гонений, чем русский. Однако же русские люди зла не помнят, чего и другим желают, потому что мы имеем нравственную крепость, обусловленную нашей православной верой. И если другие последуют примеру русских, то будет мир и согласие в нашей многострадальной, но великой державе.

Протоиерей Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук:

Мы живем в мире, где нет справедливости. Подтверждение этому – различные исторические, а также сегодняшние политические примеры. Оказывается, можно уничтожить целое государство, обвинив при этом его народ в том, что у него есть оружие массового поражения, хотя это и не так. Что удивительно, того, кто это сделал, не только не обличают – никто даже и не задумывается о произошедшем. В связи с этим решение нашего президента понятно; необходимость в нем назрела давно.

Да, люди, захватившие власть в начале XX века, были преступниками. И не только по отношению к конкретным людям, но и к целым народам. Пострадавшие нуждаются в реабилитации, в признании того, что та власть была преступной, уничтожала народ своей страны, а также социальные группы, которые также заслуживают реабилитации. Это казачество, крестьянство, дворянство, духовенство...

Владимир Владимирович Путин сделал решительный шаг в этом направлении. В его обращении и федеральному собранию, к народу, собравшемуся на митинг в поддержку президента и его решений на Красной площади, он говорил об этих преступлениях. Этот поступок президента, конечно же, заслуживает всяческого одобрения и поддержки.

Что же касается мнения его оппонента, – мне кажется странным, когда человек, который поддержал вооруженный переворот, убийства и мятеж, осуществленные в его стране при поддержке иностранных государств, рассуждает о справедливости. При всем моем уважении лично к господину Мустафе Джемилеву, мне кажется, его доводы нельзя считать весомыми.

Священник Владислав ГОНЧАРОВ, пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской Епархии:

Эти народы давно нужно было реабилитировать. Нужно помнить, что вне зависимости от национальности и религиозного вероисповедания любой человек сотворен Богом, и в этом он не имеет никаких преимуществ перед другими людьми.

У нас в стране проживают люди различных национальностей, и строгого территориального деления нет. Я, например, живу в Удмуртии, где удмурты – титульная нация. Но помимо них есть русские, татары, марийцы.... Культуру всех народов у нас уважают, проводят Дни татарской, русской, удмуртской культуры.

Протоиерей Александр ПЕЛИН, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ:

Действия президента России абсолютно правомерны, а вот заявление Джемилева свидетельствует о его нежелании договариваться.

Президент России подписал указ для того, чтобы поддержать народы на территории бывшей республики Крым, чтобы оказать им реальную помощь. Но преступления против этих народов были совершены не Россией и не Владимиром Путиным как главой этого государства. Тогда было другое государство, им руководили большевики, и называлось оно "Союз Советских Социалистических Республик". В нем действовало совершенно иное законодательство. Президент России подписал указ в тот момент, когда он смог проявить акт гуманизма в отношении крымско-татарского народа, который бы не выглядел вмешательством в дела других государств.

Крымские татары в большинстве своем выразили желание, чтобы Крым вошел в состав России. Я был в Крыму, встречался с руководством Меджлиса и видел, что в целом народ настроен положительно. Сепаратизм большинство крымских татар не поддерживает: даже в самом густонаселенном ими районе, Бахчисарайском, татар не более 25%. Остальные 75% – русские и украинцы.

Говорить, что крымские татары в каких-то отдельных селах создадут отдельное государство, нелепо. Извините, а кто им будет выплачивать пенсию, и как вообще это все будет устроено? Такое заявление должно быть чем-то подкреплено.

Поэтому я считаю решение нашего президента справедливым и мудрым, в отличие от необдуманного заявления бывшего председателя Меджлиса.

Священник Димитрий ЛИН, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:

Вина за депортацию народов лежит на бесчеловечном сталинском режиме, а не на Российской Федерации, не на русских, – как, впрочем, и не на украинцах или других представителях бывшего Советского Союза. Это была определенная государственная политика, связанная с установленным у нас в то время тоталитарным строем. Поэтому претензии можно предъявлять к Сталину, к коммунистическому режиму.

С другой стороны, обида крымско-татарского и других депортированных народов (хотя они, в отличие от татар, не так выражают свое отрицательное отношение), понятна. Указ президента крайне своевременный, а, быть может, даже он несколько запоздал.

Но в создавшихся условиях говорить о территориальной автономии крымско-татарского народа совершенно неуместно. В Крыму проживает много разных народов, – так сложилось исторически, так было и в древности, когда они благополучно сосуществовали друг с другом. Завоеванию Крыма турками хотели противостоять представители трех сил: крымских татар, православного княжества Феодоро и многочисленных итальянских колоний, расположенных на берегу Крыма. Так сложилось, что они не нашли в себе силы сопротивляться, но сам факт того, что намечался такой альянс, говорит о многом. В первую очередь, о том, что до завоевания турками Крыма там было несколько государственных образований. Кроме того, крымско-татарский этнос сформировался около 600 лет тому назад. Крым стал русским 300 лет тому назад. Это все сопоставимые сроки...

Лучшее, на мой взгляд, решение – культурно-национальная автономия крымского народа, который в настоящее время составляет около 12% от всего населения Крыма. Этому народу нужно предоставить вполне определенные права, для того, чтобы они осознали: это их родина, где они могут соблюдать свои традиции, вести общественную жизнь, говорить на своем языке.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Это высказывание очевидно провокационное. Этот человек действует точно по поговорке: "дай палец – он по локоть откусит". Людям и так дали гораздо больше, чем они могли мечтать. И тут слышится голос, мол, нам этого мало, дайте еще больше. В лучшем случае это выглядит смешно, а в худшем абсолютно неадекватно.

С человеческой точки зрения крымские татары должны быть благодарны Владимиру Путину и России за то, что им сделали такие шаги навстречу. Если люди, которые считаются хоть и коренным народом Крыма, но абсолютным меньшинством, хотят сохранить добрососедские отношения, то неумно делать такие заявления.

Забыли, что было с народом, пока Крым находился в составе Украины: шла ли вообще речь о реабилитации и предоставлении привилегий? У некоторых людей, видимо, очень короткая память.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Эхо этих печальных событий прошлого уже отозвалось на Кавказе. Депортации в известном смысле оказались топливом для страшных несчастий, которые происходили в 90-е годы – я имею в виду две чеченские войны. Их удалось преодолеть, и, конечно, никто не хочет повторений.

Кстати, Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви предусматривает специальные меры по преодолению печальных последствий прошлого – "миссию примирения и памяти". Надо закопать "топор войны" и взять пример с Чечни. Рамзан Кадыров сумел унять злобу и неприязнь к русским, обратил свой народ открытым лицом к России, тем самым стал героем.

Другая сторона – это политика, борьба за власть. Значит ли заявление Джемилева, что татарские власти хотят сохранять напряженность, враждебность, неприязнь к русским? Потому что так гораздо легче зарабатывать политические очки, а не милосердием и примирением.

А что будет с Крымом – увидим. Важно, чтобы политическая борьба не стала борьбой насильственной.

Альбир-хазрат КРГАНОВ, Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:

Нужно обратить внимание на выступление президента Владимира Путина в Кремле после возвращения Крыма в состав России. Президент очень четко сказал о трагедии крымско-татарского народа и других народов России, он выразил сочувствие той боли, которая мучает эти народы много лет.

Почему указ о реабилитации приняли только сейчас, а не раньше? Но в стране и ситуация была немного другая. После распада СССР Крым оказался в составе другого государства – Украины. Сегодня, когда Крым вернулся в Россию, указ подписан – и это правильно.

К сожалению, находятся люди, которые пытаются сделать себе имя на трагедии сотен тысяч людей. Это кощунственно по отношению к своему народу. Не надо призывать к вечной вражде, реакционности и к обиде, а наоборот, пользуясь благами сегодняшнего дня и возможностями, которые дал нам Господь, надо смотреть в будущее.

А что даст территориальная автономия? Привилегии отдельным чиновникам? Мы это видели уже в истории. Кто пытался, в том числе привлекая радикалов, вычленить регионы из состава России, называя себя шейхом и султаном, делал это не во благо народа, а для себя и своих близких. Это нужно нам? Народу нужна спокойная и уверенная жизнь. Татары, башкиры и другие национальности – мы живем по всей стране, и, слава Богу, никто нам не мешает сохранять традиции, создавать в разных городах культурные центры, проводить религиозные обряды, сохранять свой язык и культуру, наоборот нас поддерживают.

Хватит играть с чувствами народа, решая свои личные задачи. Если ты печешься о благе народа, нужно на основании законодательных актов России вести переговоры с институтами власти. Очевидно, что Россия к этому диалогу открыта. Яркие примеры этому выступление президента на заседании "Валдайского клуба", его предвыборная статья по национальной политике, принятие Концепции национальной политики. Достаточно посмотреть прекрасное проведение Универсиады в Казани, чтобы понять отношение России к национальному вопросу. В стране работает целая система поддержания и укрепления межнациональных отношений. Вот чем надо заниматься, а не популистскими откровенными высказываниями, ввергая целые народы в противостояние. Это контрпродуктивно, да и люди уже все понимают, и поддаваться на провокации не будут.

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Господин Джемилев сегодня не официальное лицо, чтобы делать заявления от имени всего крымско-татарского народа. В Крыму существует множество официальных зарегистрированных организаций, которые имеют право высказаться. Джемилев в их число не входит. Он высказал свою личную точку зрения, – ну что же, имеет право.

Своими речами он явно старается привлечь внимание различных западных центров к своей персоне. Джемилев пользуется репутацией непримиримого борца за права крымско-татарского народа. Но за все время его деятельности реальные дела можно пересчитать по пальцам. Он относится к тому слою интеллигенции, которая любит рассуждать о судьбах народа, ничего при этом не делая.

Сегодня татарский народ за очень короткий период при помощи и поддержке России добился больше, чем за 20 лет пустой болтовни этой интеллигенции. Россия сделала важный и принципиальный шаг навстречу людям, которые были когда-то репрессированы и обделены. Крымские татары – люди здравомыслящие, они прекрасно это понимают, как понимают и то, что следующий шаг – за ними.

Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:

Мне это начинает напоминать палестино-израильский конфликт, когда одна страна говорит о готовности к переговорам, а другая выдвигает неприемлемые условия.

Россия всячески показала, что не хочет продолжения конфликта. Страна делает примирительный жест в сторону тех народов, которые пострадали от советской власти в период правления Сталина. Так что надо восхвалять и благодарить Господа, что современное российское государство реабилитирует народы и признает, что это было неправильно, – при том, что само оно не имеет к этому отношения: СССР и Россия – разные государства. И сегодня обвинять в депортациях Россию – это политически безграмотный шаг.

Надо исходить из реальности, а она такова: Крым – часть России. Надо начинать работать, а не сидеть и ждать, что произойдет нечто более масштабное. Впервые в современной истории крымско-татарскому народу предоставляются широчайшие права, это касается языка, культуры, квоты в госструктурах. Кстати, во многих странах провозглашаются права этноса – и все на этом заканчивается. А Россия – светская страна по закону и глубоко православная по культуре – очень многое делает для развития культуры и сохранения истории мусульманских народов, в том числе и крымских татар.

А призывы Джемилева могут привести к непониманию между народами, что на пользу никому не пойдет.

Роман СИЛАНТЬЕВ, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

Джемилев – откровенный экстремист, надо гнать его поганой метлой вместе с его дружками из Меджлиса. Это очевидно экстремистская организация, того же типа что "Имарат Кавказ", "Хизб ут-Тахрир" и прочие. Разница только в том, что одни совершают теракты, другие просто разжигают рознь и создают для терактов почву.

Думаю, эти заявления нам не очень интересны, большая часть татар их не поддерживает. И не надо считать Меджлис выразителем интересов крымских татар, – как бы ни пытались его таковым представить некоторые политики и муфтии. Есть нормальные организации крымских татар – не экстремистские и не антирусские. Пора Меджлис отправить на свалку истории.

Что до реабилитации, то Путин за депортацию крымских татар и впрямь несет такую же ответственность, как Меджлис за набеги крымских татар на Москву. Я полагаю, эти претензии давно пора обнулить. Только так можно восстановить нормальные отношения.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама