Едва родившись, моя старшая дочка (первый ребенок) попала в реанимацию. Никогда в жизни я так не молился, как в те дни. А еще просил о молитвах людей близких и дальних; конечно, знакомых епископов и священников. Все говорили слова утешения и поддержки. Но один батюшка, пообещав молиться, добавил что-то вроде: "Ее шансы спастись намного выше, чем у нас с Вами".
Я пережил тогда двойной шок. Первый оттого, что услышал такие слова. А второй когда понял, что священник вовсе не шутит таким вот странным образом. И что он... прав. Тем более что говорил это человек, с большой любовью и вниманием относящийся ко всей нашей семье... Просто он правду сказал. Есть ли другой, более важный для христианина, критерий, чем спасение души?
Это вразумление заостренно напоминающее о Христе заставило меня тогда в очередной раз задуматься об отношении к страданиям. А вспомнил я все это сейчас в связи с недавно начавшимися разговорами о "санкциях". Нет, нимало не собираюсь открывать сейчас политическую дискуссию, оставим ее содержание для других изданий. Я сейчас об ином, хотя и не менее важном. Или даже более. Мы живем в ситуации бытового комфорта. Кто-то большего, кто-то меньшего, но все-таки... Если сравнивать с предыдущими столетиями или даже десятилетиями, комфорта, ранее невообразимого. Пересматривал недавно "Москва слезам не верит": в столичном общежитии 1950-х люди на бегу переговариваются: "А что там вода?" "Опять отключили, под холодной мылись". И все радостные, довольные, смеются...
В ситуации бытового комфорта нет ничего плохого. Но, как писал Федор Михайлович, "человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение". Действительно так: человек ко всему способен привыкнуть. К хорошему, конечно, быстрее и охотнее. И отвыкать уже не хочется. Только вот что получается: без каких-то гонений, без угроз свободе совести и веры, исподволь, медленно, но верно ржавчина комфорта начинает одолевать человека. Ему становится неприятно и страшно от одной только мысли: вдруг он лишится привычного, удобного "где-тепло-и-сыро" быта!
Вот сейчас столько разговоров о санкциях, о том, что будет с валютой, отдыхом, выездами за границу... страхи по поводу банковских карточек. Иногда кажется, что эти разговоры и треволнения вообще вытеснили из жизни все остальное. И что же? Получается, мы живем для того, чтобы... избегать дискомфорта и страданий?.. Но вот вопрос: а всегда ли и непременно ли страдания это плохо?
Конечно, христианин не должен бежать навстречу страданиям. Но он, очевидно, не должен от них и убегать. "Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день", говорит молитва Оптинских старцев, которую многие справедливо считают квинтэссенцией христианского отношения к повседневности. Разве там сказано: "дай мне с душевным спокойствием встретить все, кроме отключения горячей воды и невозможности выехать в отпуск за границу"? Или жестче все, кроме того, с чем я не согласен по политическим или иным важным мотивам?
Когда мы с воодушевлением говорим о том, через какие страдания ради Христа прошли новомученики и исповедники земли русской, то подчас с искренним или деланным сожалением вздыхаем о том, что на нашу долю такого уже не выпадет... Не выпадет, Бог даст. У каждого времени свои испытания. Готовы ли мы идти путем наших отцов и дедов, не сломаемся ли на иных, простых, житейских вопросах? "Собирался менять машину, а теперь вот даже не знаю: а вдруг нас сейчас переведут на отечественный автопром?!" говорит мне человек, церковный человек. И в его глазах такое переживание: а как жить-то дальше?.. Нет, я не смеюсь над такими проблемами. Это все не пустяки, хотя дела и житейские. Но вот сравнить бы: а столь же глубоко мы переживаем из-за того, что вчера походя написали в "Фейсбуке" гадость о ближнем? Сильно ли горюем, что годами не можем избавиться от какого-нибудь постыдного греха?
Обстоятельства бывают разные. И христианское мировоззрение определяет мое отношение к этим обстоятельствам. Что должно прежде всего измениться, когда человек приходит в Церковь? Угол зрения, отношение к происходящему. Паническая реакция, душевные тревоги не из-за реальных страданий даже, а из-за возможного дискомфорта это не из Евангелия.
И все-таки, все-таки... Очень хочется быть искренне верующим и при этом обеспеченным, свободным, здоровым и сильным. И, в общем-то, ничего плохого в этом желании нет. И вообще даже апостол Павел много раз просил Бога избавить его от от жала в плоть (видимо, какой-то болезни).
И получил ответ: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор 12:9).
Источник: ФОМА