ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ржавчина комфорта

Об удобствах, страдании и душевном спокойствии

Владимир Легойда :: 06 мая 2014

Едва родившись, моя старшая дочка (первый ребенок) попала в реанимацию. Никогда в жизни я так не молился, как в те дни. А еще просил о молитвах людей близких и дальних; конечно, знакомых епископов и священников. Все говорили слова утешения и поддержки. Но один батюшка, пообещав молиться, добавил что-то вроде: "Ее шансы спастись намного выше, чем у нас с Вами".

Я пережил тогда двойной шок. Первый – оттого, что услышал такие слова. А второй – когда понял, что священник вовсе не шутит таким вот странным образом. И что он... прав. Тем более что говорил это человек, с большой любовью и вниманием относящийся ко всей нашей семье... Просто он правду сказал. Есть ли другой, более важный для христианина, критерий, чем спасение души?

Это вразумление – заостренно напоминающее о Христе – заставило меня тогда в очередной раз задуматься об отношении к страданиям. А вспомнил я все это сейчас в связи с недавно начавшимися разговорами о "санкциях". Нет, нимало не собираюсь открывать сейчас политическую дискуссию, оставим ее содержание для других изданий. Я сейчас об ином, хотя и не менее важном. Или даже более. Мы живем в ситуации бытового комфорта. Кто-то большего, кто-то меньшего, но все-таки... Если сравнивать с предыдущими столетиями или даже десятилетиями, – комфорта, ранее невообразимого. Пересматривал недавно "Москва слезам не верит": в столичном общежитии 1950-х люди на бегу переговариваются: "А что там вода?" – "Опять отключили, под холодной мылись". И все радостные, довольные, смеются...

В ситуации бытового комфорта нет ничего плохого. Но, как писал Федор Михайлович, "человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение". Действительно так: человек ко всему способен привыкнуть. К хорошему, конечно, быстрее и охотнее. И отвыкать уже не хочется. Только вот что получается: без каких-то гонений, без угроз свободе совести и веры, исподволь, медленно, но верно ржавчина комфорта начинает одолевать человека. Ему становится неприятно и страшно от одной только мысли: вдруг он лишится привычного, удобного "где-тепло-и-сыро" быта!

Вот сейчас столько разговоров о санкциях, о том, что будет с валютой, отдыхом, выездами за границу... страхи по поводу банковских карточек. Иногда кажется, что эти разговоры и треволнения вообще вытеснили из жизни все остальное. И что же? Получается, мы живем для того, чтобы... избегать дискомфорта и страданий?.. Но вот вопрос: а всегда ли и непременно ли страдания – это плохо?

Конечно, христианин не должен бежать навстречу страданиям. Но он, очевидно, не должен от них и убегать. "Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день", – говорит молитва Оптинских старцев, которую многие справедливо считают квинтэссенцией христианского отношения к повседневности. Разве там сказано: "дай мне с душевным спокойствием встретить все, кроме отключения горячей воды и невозможности выехать в отпуск за границу"? Или – жестче – все, кроме того, с чем я не согласен по политическим или иным важным мотивам?

Когда мы с воодушевлением говорим о том, через какие страдания ради Христа прошли новомученики и исповедники земли русской, то подчас – с искренним или деланным сожалением – вздыхаем о том, что на нашу долю такого уже не выпадет... Не выпадет, Бог даст. У каждого времени – свои испытания. Готовы ли мы идти путем наших отцов и дедов, не сломаемся ли на иных, простых, житейских вопросах? "Собирался менять машину, а теперь вот даже не знаю: а вдруг нас сейчас переведут на отечественный автопром?!" – говорит мне человек, церковный человек. И в его глазах такое переживание: а как жить-то дальше?.. Нет, я не смеюсь над такими проблемами. Это все не пустяки, хотя дела и житейские. Но вот сравнить бы: а столь же глубоко мы переживаем из-за того, что вчера походя написали в "Фейсбуке" гадость о ближнем? Сильно ли горюем, что годами не можем избавиться от какого-нибудь постыдного греха?

Обстоятельства бывают разные. И христианское мировоззрение определяет мое отношение к этим обстоятельствам. Что должно прежде всего измениться, когда человек приходит в Церковь? Угол зрения, отношение к происходящему. Паническая реакция, душевные тревоги – не из-за реальных страданий даже, а из-за возможного дискомфорта – это не из Евангелия.

И все-таки, все-таки... Очень хочется быть искренне верующим и при этом обеспеченным, свободным, здоровым и сильным. И, в общем-то, ничего плохого в этом желании нет. И вообще – даже апостол Павел много раз просил Бога избавить его от от жала в плоть (видимо, какой-то болезни).

И получил ответ: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор 12:9).

Источник: ФОМА

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама