ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кыргызстан: исламский радикализм или традиционный ислам?

Александр Крылов :: 23 сентября 2004

Проповедники радикального ислама начали действовать во всех государствах региона в конце 1980-х гг. В результате их деятельности мусульманская община Средней Азии разделилась на приверженцев местного умеренного ислама и "истинно верующих". Последние выступают под лозунгом возврата к "чистому" исламу (отказ от "языческих" наслоений, восстановление нравственных норм жизни, скромность в быту и т.п.).

В результате активной проповеди необходимости возврата к ортодоксальному исламу, которая была подкреплена финансовой помощью из-за рубежа, на юге Кыргызстана возникло большое количество ваххабитских общин. Середина 1990-х гг. была отмечена нарастанием противоречий внутри мусульманской общины: споры и разногласия между различными имамами и их приверженцами начали принимать все более острые формы.

Росту популярности идей "чистого ислама" способствовала крупномасштабная финансовая поддержка из тех стран, где официальной религией является ваххабизм или доминируют сильные радикальные традиции в исламе. В результате за 10 лет независимого развития в Кыргызстане на 3,5 миллиона мусульман было построено 2,5 тысячи мечетей. Количество мечетей значительно превысило потребности местных мусульман: во многих населенных пунктах они остаются пустыми, так как нет ни прихожан, ни достаточного количества служителей культа для их обслуживания.

В настоящее время одной из наиболее влиятельных организаций в радикальном исламском движении Кыргызстана является нелегальная партия "Хизб ут-Тахрир", ставящая своей конечной целью создание на территории бывших советских среднеазиатских республик исламского халифата – государства под властью религиозных деятелей. В Кыргызстане идеи "Хизб ут-Тахрир" нашли наибольший отклик у неимущей части населения Ошской и Джалал-Абадской областей. Большинство сторонников партии составляют местные узбеки, которые стремятся решить свои социальные проблемы на пути "исламского возрождения" и видят в партии защитницу своих этнических интересов.

Формально "Хизб ут-Тахрир" отрицает насильственные методы борьбы, однако главным средством достижения поставленных целей считает джихад в виде "постоянной борьбы за укрепление ислама и возвращение мусульманам отнятых у них законных прав". По мнению "Хизб ут-Тахрир", после установления "истинно исламской", то есть халифатской, формы правления в мусульманском мире (а затем и на всем Земном шаре) будет сформирована некая единая конфессиональная общность и, таким образом, исчезнут все социальные противоречия, в том числе разделение человечества на "титульные нации" и "национальные меньшинства".

Религиозный экстремизм и призывы "Хизб ут-Тахрир" к непрерывной борьбе как с "неверными", так и со сторонниками традиционного ислама, поставил партию вне закона во многих странах. Партия не пользуется заметным влиянием в странах арабского Востока, ее деятельность ныне запрещена в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, Узбекистане, в США и странах Западной Европы.

После распада СССР, "Хизб ут-Тахрир" стремилась использовать сложившуюся ситуацию для достижения своих программных целей и усиления своих позиций в исламском мире. В Средней Азии эта партия появилась в начале 1990-х годов и первоначально сделала местом своей основной дислокации Узбекистан. Уже тогда оказавшаяся разделенной границами независимых Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана Ферганская долина рассматривалась лидерами партии как один из наиболее подходящих регионов для создания "подлинного исламского государства". Поэтому именно в Ферганской долине деятельность партии отличалась особой активностью.

Лидеры "Хизб ут-Тахрир" стремились добиться легализации своей организации в постсоветских государствах Средней Азии в качестве политической партии. Чтобы избежать обвинений в терроризме, активисты партии сосредоточились в основном на пропагандистской работе, организацией же террористических актов занимаются различные подконтрольные группировки. По данным УВД Ошской области Кыргызстана, наряду с "Хизб ут-Тахрир" в Ферганской долине функционируют около десяти мелких, но мобильных террористических групп: "Таблих", "Узун сокол" ("Длинная борода"), "Адолат уюшмаси" ("Общество справедливости"), "Ислам лашкорлари" ("Воины ислама"), "Товба" и "Нур" ("Луч") [1].

В настоящее время "Хизб ут-Тахрир" имеет региональные отделения в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях. Общая численность членов этой хорошо законспирированной, разбитой на пятерки организации, по самым скромным подсчетам составляет в Средней Азии несколько тысяч человек. В соответствии со своим программным лозунгом "Кто может взять оружие, боритесь оружием. Кто не может – языком и имуществом", партия наладила в Кыргызстане широкую пропаганду своих идей при помощи имамов новых мечетей (в первую очередь нелегальных [2]). Идеи движения пропагандируются в периодической печати, для этого используются симпатизирующие идеям радикального ислама (или купленные) журналисты и политики, выступающие за легализацию "Хизб ут-Тахрир" на территории Кыргызстана. Наряду с этим активисты движения занимаются распространением листовок, чье массовое тиражирование налажено в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане.

В феврале 1999 г. в Ташкенте произошло несколько взрывов. Инициаторами террористических актов, по официальной версии, являлась организация "Хизб ут-Тахрир", стремившаяся дестабилизировать ситуацию в Узбекистане. После этого Ташкент предпринял решительные меры по пресечению деятельности радикальных исламских организаций, многие члены "Хизб-ут Тахрир" были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения.

"Хизб-ут Тахрир" была вынуждена перенести центр своей активности на юг Кыргызстана. Значительно изменилась и тактика организации. Она отказалась от попыток быстрого захвата власти при помощи террора и перенесла упор на создание массовой социальной базы движения. Разумеется, это не исключает, что организация не возвратится к террору в тот момент, который она сочтет для этого благоприятным.

Первоначально костяк кыргызского отделения "Хизб ут-Тахрир" составляли члены узбекской исламской организации "Адолат" (запрещенной в Узбекистане в еще марте 1992 г.). По данным правоохранительных органов, к настоящему времени численность активных членов "Хизб ут-Тахрир" в Кыргызстане достигла четырех тысяч человек. Численность партии продолжает увеличиваться, в основном за счет  молодых и необразованных безработных, проживающих в сельской местности.

"Хизб-ут Тахрир" стремится к максимальному привлечению в свои ряды женщин. Для их идеологической обработки в различных государствах Востока были созданы специальные учебные центры. По замыслу идеологов партии, после обучения женщины из различных государств Средней Азии возвратятся на родину и превратятся в проводников идей "Хизб-ут Тахрир": создавая "подлинно исламские" семьи и воспитывая своих детей в соответствующем фанатичном духе, женщины будут способствовать изменению общественных настроений в выгодном для "Хизб-ут Тахрир" направлении. Не исключена и возможность использования женщин для проведения террористических актов (в последние годы подобная практика получает все большее распространение в радикальном исламе).

Деятельность исламских радикалов осложнила отношения между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, способствовала росту межэтнической напряженности внутри этих государств. Еще несколько лет назад кыргызско-таджикская граница была прозрачной и практически не охранялась. Вопрос о ее делимитации не вставал вплоть до 1999 г., когда боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) вторглись в южный Кыргызстан. Летом 2000 г. они повторили свои рейды по территориям Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Рейды ИДУ вынудили среднеазиатские государства принять меры к более надежной охране своих границ. С целью предотвратить просачивание исламистов и усилить борьбу с торговлей наркотиками и контрабандой оружия власти Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана увеличили количество таможенных постов и дислоцировали на границе дополнительные военные контингенты.

Предпринятые меры безопасности и новые пограничные правила серьезно осложнили положение местного населения, начали мешать торговле и лишили многих местных крестьян главного источника доходов. Чтобы помешать передвижениям исламских боевиков власти государств региона (особенно Узбекистана), отдали приказ заминировать отдельные участки границы. Эффективность этой меры оказалась минимальной, от нее страдает мирное гражданское население, а не исламские боевики. Но бесспорно, что делимитация границ, их усиленная охрана и масштабное минирование обострили территориальные споры и превратилось в источник постоянной напряженности в отношениях между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

В отличие от приверженцев традиционного ислама и других конфессий современного Кыргызстана, исламские радикалы используют религию в первую очередь в качестве политической идеологии. Для них ислам является средством отстранения от власти светского правительства и создания в Кыргызстане (и соседних с ним странах) собственного исламского государства. Деятельность исламских радикалов дестабилизирует ситуацию внутри страны, осложняет отношения между соседними государствами и представляет реальную опасность для успешного социально-экономического развития РК, да и самой независимой кыргызской государственности.

В сложившейся ситуации поддержание межконфессиональной стабильности превращается в одну из важнейших задач правительства Кыргызстана. Ее успешное выполнение возможно лишь в том случае, если властям и Духовному управлению мусульман РК удастся предложить собственную исламскую альтернативу радикальным взглядам мусульманских фундаменталистов, а также убедить местных мусульман в недопустимости использования ислама в политических целях в условиях исторически сложившегося в Кыргызстане многоконфессионального общества.




[1] Вечерний Бишкек. 28.05.1999.
[2] В конце 1990-х годов только в Ошской области Кыргызстана из общего числа вновь построенных 700 мечетей, 200 – составляли не зарегистрированные властями нелегальные мечети.

"Новая Политика"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама