На фотографии из Сирии, которые в конце апреля увидел мир, невозможно смотреть без содрогания. На них мертвые окровавленные тела, свисающие с крестов. Почему эта форма казни, вполне обычная для Древнего Рима, вдруг оказалась востребованной участниками нынешней гражданской войны в Сирии?
На фотографиях, сделанных в городе Ракка, что на севере страны, у убитых повязки на глазах, их руки с вывернутыми суставами привязаны к наспех сооруженным "крестам" шнурами зеленого цвета.
На груди одного из казненных плакат с надписью красными буквами: "Этот человек сражался против мусульман и закладывал здесь взрывные устройства".
Несколько человек, среди которых дети, подошли посмотреть поближе, остальные просто идут по своим делам, не обращая внимания на висящие буквально в двух шагах от них тела.
Для устрашения
По информации базирующейся в Великобритании организации "Сирийский центр по правам человека", трупы, выставленные на всеобщее обозрение, демонстрировались в течение двух дней, и ответственность за это, как считают, несет группировка "Исламское государство Ирака и Леванта (ISIS)" одна из основных джихадистских групп, действующих против правительственных войск в Сирии.
В марте в той же Ракке несколько человек, как полагают, сначала были убиты, а затем привязаны к крестам и выставлены на всеобщее обозрение.
В базе данных международной правозащитной организации Amnesty International числится случай распятия человека в Йемене (в 2012 году). Там группа исламистов сочла 28-летнего местного жителя виновным в прикреплении электронных чипов к автомобилям, что позволяло американским беспилотникам отслеживать местонахождение их хозяев и наносить по ним удары.
Этого человека тоже сначала показательно казнили, а затем привязали к кресту.
Шейх доктор Усама Хосан, ведущий исламский богослов и исследователь ислама в "Киллиам фаундейшн" в Лондоне, считает, что такая форма казни происходит от самого буквального, фундаменталистского прочтения текста Корана.
Аят (стих) 33 в пятой суре Корана гласит: "Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них позор в ближайшей жизни, а в последней для них великое наказание..."
Но, по словам Хасана, это место нельзя вырывать из контекста и рассматривать изолированно. Он зачитывает следующий аят: "кроме тех, которые обратились [покаялись] прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах прощающий, милосердный!"
В Коране за словами, звучащими порой довольно жестоко и немилосердно, всегда следует напоминание о возможности покаяния и "о том, что Аллах в конечном счете всепрощающ и милостив", указывает ученый.
"Эти группировки всегда жестоки и немилосердны, вот почему, по нашему убеждению, они поступают совсем не по-мусульмански и очень далеки от духа ислама", подчеркивает он.
Для Хасана распятие на кресте это то, чего не должно быть в современном мире. Случившееся в Ракке можно объяснить так: это было предупреждение всем, кто подвергает сомнению власть группировки ISIS, полагает он.
Позорная смерть на кресте
Хотя казнь через распятие и упоминается в Коране, все-таки несравнимо более серьезную роль оно играет в Библии. В то время как ислам признает Иисуса пророком, он отвергает его распятие (и, соответственно, его последующее воскресение, не говоря уже о признании божественной природы Иисуса Ред.), в отличие от христиан.
Казнь посредством распятия на кресте была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождения Христа. "Известный пример Спартак, напоминает профессор Кембриджского университета Мэри Бирд о гладиаторе, возглавившем восстание рабов и казненном в 71 году до н.э. после того, как бунт был подавлен. Когда Красс разгромил войско повстанцев, он велел возвести кресты вдоль Аппиевой дороги".
На этих крестах от Капуи до Рима были распяты, как считается, около 6 тысяч пленных рабов, воинов армии Спартака.
"В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом. Святого Петра распяли в Риме, потому что он не имел римского гражданства, в отличие от св. Павла".
Считается, что апостол Павел был обезглавлен такая смерть была быстрой и потому более предпочтительной.
И хотя в истории можно найти и гораздо более ранние упоминания о казни через распятие за сотни лет до римлян, те случаи могли относиться и к некоторым другим формам казни, например, к посажению на кол, или когда приговоренных прибивали к деревьям и оставляли умирать.
Латинское слово crux, которое обычно переводят как "крест", на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.
Римский император Константин, принявший христианство, в четвертом столетии н.э. запретил использовать распятие для казни. Однако спустя тысячу лет оно вернулось на другом конце Земли так убивали христиан в Японии.
И на столбах, и на крестах
В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни были казнены таким же способом.
"Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим, рассказывает профессор японской истории из Лондонской школы восточных и африканских исследований Таймон Скрич. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом".
Впрочем, этот вид казни в Японии стали применять и в отношении не-христиан. Так, в 1651 году около 150 человек были распяты после неудавшегося восстания против династии сегунов.
"Я подозреваю, что в Японии XVII века распятие как казнь уже почти не ассоциировалось с христианством", говорит Скрич. Однако власти в конце концов пришли к заключению, что чрезмерная публичность казни через распятие это не очень хорошо. Слишком много внимания приковывается к преступлениям против государства. "И неугодных стали просто тайно устранять в темных уголках", резюмирует профессор.
Есть также свидетельства того, что во время Второй Мировой войны японские военнослужащие распинали людей. В частности, самый известный случай с тремя австралийскими военнопленными, работавшими на строительстве железной дороги из Таиланда в Бирму. Их приговорили к смерти за уничтожение скота и привязали к деревьям. Один из них выжил и стал прототипом персонажа романа Невила Шюта "Город как Элис", бестселлера 50-х.
И сегодня казнь, называемая распятием, по-прежнему может применяться судами в ряде мусульманских стран например, в Саудовской Аравии.
"Распятия производятся после обезглавливания приговоренного, свидетельствует Amnesty International, борющаяся против любых форм смертной казни. Тело, к которому пришита отрубленная ранее голова, закрепляется на столбе в качестве меры устрашения".
Столб, надо отметить, иногда имеет форму креста, но не всегда.
Источник: BBC