В четвертую субботу после Пасхи (в этом году 17 мая) Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Бутовских. В преддверии этого дня патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию под открытым небом, рядом с храмом Новомучеников и исповедников на Бутовском полигоне. В XX веке Церковь Христова столкнулась не просто с испытанием, а с наиболее ожесточенной за всю историю попыткой ее уничтожить физически. Стереть с лица земли. Да, "единственное верное научное марксистско-ленинское учение" провозглашало, что религия неизбежно отомрет по мере исчезновения порождающих ее социально-экономических условий. Но марксисты не собирались этого дожидаться: многие тысячи православных людей мирян и священников приняли мученическую кончину за свою веру. "Пальнем-ка пулей в Святую Русь!" как говорил один из персонажей поэмы "Двенадцать".
Греческое слово "мученик" "мартирос" буквально означает "свидетель": он тот, кто свидетельствует о Воскресении и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим властью, деньгами, идеологиями, политическими интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем все, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на земле. То, ради чего действительно ст о ит жить и ст о ит умереть.
Бутовский полигон свидетельство враждебности мира к Церкви. Большевистский натиск до сих пор остается самым страшным в истории. Но большевики не уникальны они часть того мира, который, по слову Спасителя, будет ненавидеть и преследовать Его учеников. Большевистский эксперимент провалился. Слова персонажа советского фильма: "Там, за дымом да за пожарами, жизнь светлая-светлая" оправдались только на половину: в части дыма и пожаров. Но мир, в котором мы живем, не пережил какой-то радикальной трансформации это все тот же падший мир, противящийся Богу и воюющий на Его Церковь.
Сегодня мы переживаем острый политический конфликт, старые друзья вычеркивают друг друга из социальных сетей, люди исполняются ненависти и считают ее чем-то праведным, радуются смерти и аплодируют убийствам. Злоба обрушивается и на Церковь за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле которое они, конечно же, считают безоговорочно правым.
Но это далеко не первая и очень далеко не самая сильная волна, которая накатывается на Церковь. Русская Православная Церковь помнит много таких волн начиная с княжеских усобиц в глубоком средневековье. И среди всего этого Церковь была, есть и навсегда останется тихим прибежищем, которое воздвиг Бог.
"Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2: 19), говорит святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному Граду, где все святые Божии и в их числе святые Руси святые Киевские и святые Московские вместе предстоят пред Богом, единодушно молясь о наших странах и народах.
Патриаршее служение на Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.
Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира сего, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального. Мир сей прейдет, его государства и империи исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно как вечно пребудет Небесный Град, собирающий святых из всех народов, частью которого она является.
Святая Русь остается реальностью несмотря ни на что более того, это та духовная скала, о которую обречены разбиться и обессилеть все волны ненависти и насилия, воздвигаемые миром сим.
Церковь являет собой эту небесную реальность на земле, реальность, по сравнению с которой все политики и все политические смуты трава, которая завтра увянет и исчезнет.
Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, ужаснутся тому, что они наговорили и хуже того наделали, и люди как и много раз до этого в истории увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и ложное.
Есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня, которая не падет, одно Царство вечное, которое не разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно принадлежать Церкви. Искушение, которое многие из нас переживают сейчас, далеко не так велико, как то, что претерпели предыдущие поколения православных и сохранили верность.
Источник: Православие.Ru