ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Превратить гражданскую войну в религиозную? Крест Патриарха

Александр Казаков :: 23 мая 2014

Коломойский всё никак не угомонится. В последние дни его медийные ресурсы подняли на щит новую тему – мол, гражданскую войну на Украине благословил Патриарх Кирилл. Доводы для подтверждения такого вывода настолько несусветны, что их и опровергать-то не следует. Основой для этого абсурдного вывода служит тот факт, что в делегации Русской православной Церкви, которые в последнее время бывали на территории Украины по разным поводам, входили люди, которые сегодня вовлечены в конфликт на стороне ополчения Донбасса. В анонимной "информации" от Службы безопасности Украины фигурируют, в частности, Игорь "Стрелков", который сейчас руководит обороной Славянска, миллиардер Константин Малафеев, депутат ГД Дмитрий Саблин.

Я даже не буду задаваться вопросом, соответствует ли действительности "информация" от СБУ Украины (особенно если учесть, что в последнее время, в условиях информационной войны, каждая вторая информация от СБУ является дезинформацией или попросту "уткой"). Это – неважно. Поскольку делание каких-либо выводов в отношении Патриарха Кирилла, исходя из этой информации, является очевидной натяжкой. Участие тех или иных людей в церковных мероприятиях говорит только и исключительно об их отношении к Церкви. Обратное утверждение – абсурдно. То есть, участие тех или иных людей в церковных мероприятиях не означает, что Церковь как-то относится – тем более, благословляет – светскую деятельность этих людей. Кроме тех случаев, когда Церковь специально об этом говорит. В противном случае мы дойдём до бредового утверждения, что Церковь благословляет светскую деятельность всех, кто участвует в богослужениях или в крестных ходах.

Вывод: всё так называемое журналистское расследование, подкреплённое анонимной дезинформацией со стороны СБУ, на основании которого делается вывод о том, что Русская Православная Церковь вовлечена в гражданскую войну на Украине на стороне движения сопротивления Юго-Востока, является просто-напросто эпизодом в информационной войне и по существу яйца выеденного не стоит. Можно было эту чушь просто проигнорировать, чтобы не обсуждать всуе имя Патриарха Кирилла.

Но... Такого рода дезинформация вбрасывается на поля сражений информационной войны с умыслом. И вот этот умысел должен быть диагностирован. Кому это надо, и зачем?

Проще всего ответить на вопрос: кому? Дезинформацию сфабриковали и разогнали по информпространству ресурсы днепропетровского гауляйтера Игоря Коломойского. С учётом того, что это не просто краткая информация на новостной ленте, а – в соответствии с самопозиционированием – журналистское расследование, решение об этом материале принималось на уровне редактора и, с гарантией 120%, согласовывалось с владельцем. Хотя бы потому, что такого рода вброс может иметь самые серьёзные последствия, и не только политические.

Теперь второй вопрос: зачем нужно Коломойскому втягивать в конфликт, в котором он финансирует одну из сторон, Русскую Православную Церковь и самого Патриарха Кирилла? Здесь придётся вернуться в политическую повестку. Изначально Коломойский рассчитывал на то, что, развёртывая гражданскую войну (Донбасс) и совершая нечеловеческие преступления (Одесса) на Юго-Востоке, он получит сильную позицию для "торговли" с Киевом. В результате, обещая в любой момент "успокоить" Юго-Восток, Коломойский рассчитывал получить доминирующее влияние на всём Юго-Востоке. Фактически, он хотел бы стать гауляйтером Новороссии. Однако сопротивление ополченцев в Донбассе оказалось столь эффективным, что все обещания Киеву, как говорится, "подвисли". В итоге Коломойский упустил время и сейчас, с большой долей вероятности, единственным выходом для него является бегство с Украины уже 26 мая, на следующий день после выборов. Если успеет.

Избежать этого Коломойский может только одним способом – сорвать выборы. А добиться срыва можно только за счёт того, что гражданская война будет идти по нарастающей, насилие будет принимать всё более широкие и всё более жестокие формы. Как этого добиться, если силовые ресурсы фактически исчерпаны? Надо придать конфликту другое измерение, которое втянет в противостояние большее количество людей.

Таким образом в воспалённом мозгу Коломойского возникла идея придать гражданской войне на Украине религиозный характер, потому что религиозные войны гораздо страшнее, чем даже гражданские. Начал Коломойский с того, что попытался спровоцировать антисемитские настроения и еврейские погромы. И это не только те заявления, которые он сделал в телефонном разговоре с Олегом Царёвым. Достаточно того, что Коломойский открыто спонсирует пронацистский "Правый сектор" Яроша. Тут, кстати, по аналогии возникает вопрос: можно ли из того факта, что Коломойский является важным членом еврейской общины Днепропетровска, делать вывод о том, что преступные деяния олигарха поддерживаются синагогой? А ведь те люди, которые упоминаются в дезинформации медиаресурсов Коломойского, никогда не говорили о том, что Русская православная Церковь благословляет их участие во внутриукраинском конфликте.

Теперь, "отработав" еврейскую тему, Коломойский пытается втянуть в гражданскую войну на Украине Русскую Православную Церковь и, более того, пытается вменить ответственность за эскалацию насилия на Патриарха Кирилла. Корявенько так пытается, но ведь силам на Украине, которые заинтересованы в эскалации насилия (а это не только Коломойский, но и Тимошенко и некоторые другие политики и олигархи), достаточно только повода, чтобы начать зомбировать общественное мнение и стравливать людей друг с другом.

И тут надо сказать несколько слов о позиции Патриарха Кирилла, который оказался в положении гораздо более сложном, чем даже политические лидеры России, Украины, европейских стран и США. Надо понимать, что для большинства из нас то, что происходит в Донбассе, это гражданская война на Украине – то есть у них, к которой мы так или иначе относимся. А для Патриарха Кирилла это его (!) гражданская война, от которой он не может дистанцироваться. Это гражданская война, которая идёт на канонической территории Московского Патриархата и в которой – с обеих (!) сторон – участвуют прихожане Русской православной Церкви. И именно поэтому Патриарх не может занимать никакую позицию в этом конфликте. Единственное, что Патриарх может делать и делает – это молиться о мире на Украине и призывать всю Церковь присоединиться к этой молитве.

Такая позиция Патриарха, как ни странно, вызывает нарекания не на Украине, а у алармистов в нашей стране. Мол, почему Патриарх не благословит священную борьбу ополченцев, которые воюют с неонацистскими боевиками? Да вот именно поэтому! Потому что для Патриарха Кирилла гражданская война идёт у него в доме, и эту войну именно Патриарх не может воспринимать как внешнее вторжение, при котором позиция Церкви всегда была и остаётся однозначной – от преподобного Сергия Радонежского до Патриарха Сергия (Страгородского).

Для того, чтобы понять позицию Патриарха, многие пытаются искать аналогии в 90-х годах, когда миссию предотвращение гражданской войны взял на себя Патриарх Алексий Второй. Но это не та аналогия, на которую можно опираться. Мне кажется, что Патриарх Кирилл вдохновляется в своей позиции скорее примером Святейшего Патриарха Тихона и, отчасти, примером Святителя Николая Японского.

Все мы знаем, что вожди Белого движения не раз обращались к Святителю Тихону с просьбой благословить их борьбу с большевиками. Но Патриарх Тихон не сделал этого, даже несмотря на то, что власть большевиков осознавалась в церковном сообществе как не просто безбожная, а богоборческая. Святитель не дал благословения Белому движению ровно по той причине, по которой сейчас Патриарх Кирилл не высказывается в пользу той или иной стороны во внутриукраинском конфликте. Потому что это гражданская война, в которой одни православные к великому сожалению убивают других. (Присутствие на стороне киевской хунты иностранных наёмников не меняет ситуации, ведь они поэтому и называются наёмниками, что воюют только за деньги). Мы в России можем и, наверное, должны воспринимать идеалы ополченцев как правильные и высокие, но такую упрощающую и облегчающую жизнь определённость можем позволить себе мы, простые прихожане, но не глава нашей Церкви. Патриарх не может позволить себе такой роскоши – облегчающего упрощения. Его удел – принять на себя этот крест и занять единственно верную, и при этом очень тяжкую и уязвимую позицию, то есть встать выше всех сторон в гражданском конфликте и молиться о мире. И если кто-то думает, что от это Патриарху становится легче, то могу посоветовать только одно: попробуйте поставить себя на место Патриарха Кирилла и представить себе, как каждый день с обеих (!) сторон конфликта гибнут чада Церкви, духовным водителем которой он является.

Можно тут вспомнить и о той удивительной, впоследствии признанной богодухновенной, позиции, которую занял Святитель Николай Японский во время русско-японской войны. И это в синодальный период, когда Церковь была государственным институтом. Святитель Николай не только остался в воюющей с Россией Японии со своей японской паствой, но и нашёл единственно верный путь, чтобы сохранить православную церковь в Японии. Он по-прежнему окормлял свою японскую паству, но не участвовал в богослужениях, на которых православные японцы молились за своего Императора и своё воинство, которое воевало с российскими армиями.

Патриарх Кирилл сегодня находится в такой же тяжёлой ситуации, как в своё время Святитель Тихон или Святитель Николай. И единственно верная позиция, которую занял Патриарх – это тяжёлый крест. И наша задача, как чад Русской Православной Церкви, не упрекать своего Патриарха, а помогать ему молитвой. Тем самым мы будем помогать прекращению гражданской войны на Украине, и способствовать достижению мира.

Что касается Коломойского и его попыток превратить гражданскую войну в войну религиозную путём вовлечения в неё Церкви и Патриарха, то ему это не удастся, в том числе благодаря той единственно верной позиции, которую занимает в конфликте наш Патриарх, и той молитвенной поддержке, которую мы все оказываем своему Патриарху.

P.S. Чтобы понять, насколько тяжёл крест Патриарха в нынешней ситуации, приведу конкретный пример. Солдат украинской армии позвонил своему духовному отцу, иеромонаху Оптиной пустыни (Калужская область) и сказал, что их из Киева везут на восток для участия в АТО. И этот молодой солдат просил благословения у своего духовного отца отказаться стрелять и принять те последствия, к которым может привести этот шаг, будь то мученическая смерть от комиссаров "Правого сектора" или уголовное преследование. Этот пример показывает, что для чад Русской православной Церкви это "наша", а не "их" гражданская война. Как граждане мы можем и, наверное, должны поддержать ополченцев Донбасса, но как чада Русской Православной Церкви мы должны молиться, чтобы на Украину пришёл мир.

Источник: Однако

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама