Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви готовит документ о семье. В нем речь пойдет о богословии семьи; о смысле и цели семенной жизни; третий раздел будет посвящен особенностям семейного служения отца, матери, детей, соотношению семьи и монашества, роли семьи в жизни народа и т.д., сообщает "Благовест". Митрополит Калужский и Боровский Климент провел 23 июня круглый стол по проблемам семьи своего рода "мозговой штурм" с участием экспертов: священнослужителей и мирян, занимающихся разными аспектами социального служения, направленного на поддержку семьи.
Во вступительном слове митрополит Климент говорил об идеале семьи, которая должна быть христоцентрична. По его мнению, этим отличалось большинство русских семей до революции 1917 г. "До ХХ века люди не мыслили семьи без благословения Церкви... Раньше жизнь каждого человека была христоцентрична, а сейчас стала самоцентрична. У людей изменились духовно-нравственные ориентиры в этом причина разрушения семьи, а не в социально-экономических условиях", сказал председатель комиссии. Церковь должна помочь "сохранить семью не как "ячейку общества", а как богоустановленную ценность", убежден он.
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, отметил: "Основная задача Церкви довести до каждого ума, что цель семьи привести детей ко Христу, что люди создают семью не для счастья, не для сладострастия, а для служения Христу, чтобы влиться своей "малой Церковью" в Церковь вселенскую". По его словам, первым шагом к созданию семьи как основы христианской жизни должно стать подлинное покаяние, т.е. "изменение направления жизни".
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии, назвал несколько первоочередных, с его точки зрения, проблем, которые надо разработать в документе. Это роль священника в помощи семье, возможности и пределы пастырской компетенции, функции и место семейного консультанта в приходе, предбрачные консультации; вопросы половой жизни в семье, преодоления бездетности и допустимости с этой целью биоэтических манипуляций; помощь кризисной семье, разводы и их профилактика. Комментируя все эти возможные будущие разделы, о.Андрей подчеркивал необходимость "кооперации усилий" священнослужителей и юристов, психологов, социальных работников, взаимодействие которых в помощи семье должно быть нормой. В числе одной из важнейших проблем, которые должны быть отражены в документе, ректор Института христианской психологии назвал также насилие в семье. Этот вопрос один из самых сложных: что считать домашним насилием в "церковном смысле"? Как относиться к телесным наказаниям? Как распознать психологическое насилие, которое наносит не меньший вред, чем физическое? Как священнику реагировать на случаи домашнего насилия, о котором он услышал на исповеди?
Большой опыт по противодействию домашнему насилию, а также помощи женщинам, его пережившим, накоплен в Национальном центре по предотвращению насилия "Анна". О принципах его работы рассказала Ирина Матвиенко. Руководитель Союза православных сестричеств Беларуси Елена Зенкевич сделала сообщение о подобной деятельности в Белорусской Православной Церкви, где программы противодействия семейному насилию одобрены и поддержаны Синодом. Обе выступавшие говорили о необходимости четкого законодательного определения "домашнего насилия", а также богословского определения здоровой семьи.
Наталья Кузнецова, сотрудник Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, сделала обзор форм церковной помощи семье. Созданная в Отделе база соответствующих данных из епархий свидетельствует о большом разнообразии форм помощи: это и раздача продуктовых наборов, вещевой помощи, бесплатное медицинское, юридическое и психологическое консультирование; приходские кассы взаимопомощи, детские сады и группы временного пребывания при приходах и многое другое. Адресатами помощи являются беременные женщины, многодетные семьи, дети из неблагополучиных семей, сироты, инвалиды, страдающие зависимостью от алкоголя или наркотиков и их близкие и др.
Одну из форм церковной помощи семье представил протоиерей Александр Дягилев, инициатор и ведущий движения "Супружеские встречи" (Санкт-Петербургская епархия). Первым импульсом стал католический опыт групп для семейных пар, находящихся в сложной психологической ситуации. О.Александр и его супруга "немного подредактировали" методику в православном ключе и вот уже 5-й год ведут "Супружеские встречи", которые считают "реально работающим инструментом": за это время в программе участвовали 116 семей, в том числе 18 "в глубоком кризисе" (14 из них не развелись). О. Александр предложил внести в разрабатываемый документ положение о поддержке и распространении эффективного опыта "Супружеских встреч"; о необходимости обучения священнослужителей разным формам помощи семье (в том числе об использовании программ инославных), а также о создании богословской базы психологии семейных взаимоотношений (например, обоснование того, что грехом являются не чувства сами по себе (даже если это гнев, раздражение, обида), а негативная реакция на чувства и недолжные способы их выражения).
С проектом создания центра социальной семейной реабилитации на подворье Новоспасского монастыря в Милюково участников круглого стола познакомила Алена Садикова. По ее словам, создание этого комплекса начнется с женского кризисного центра "Китеж" для жертв домашнего насилия на 8-10 мест; позже будет устроен образовательный центр для подростков; задумана также "Школа отцов" и другие проекты.
Предложения и соображения, высказанные участниками круглого стола, будут учтены при разработке церковного позиционного документа о семье, который будет открыто обсуждаться в интернете на сайте Межсоборного присутствия РПЦ.
Источник: Благовест-Инфо