Передо мной тогда открывалась вполне ясная карьера, связанная с работой в закрытом КБ, вспоминает Ефремов о том, как этот путь начинался. После окончания МВТУ имени Баумана по специальности "автоматизация и механизация" по комсомольской путёвке отправился на Чукотку работать на Билибинской АЭС, всё складывалось успешно. Но вдруг потянуло в неизвестность.
Он оставил работу, ушёл помогать золотодобытчикам на Чукотке, потом был охотником и оленеводом на Колыме и в Якутии. Так и начались его путешествия, которые продолжаются до сих пор. За два из них полёт к Северному полюсу и перелёт над аномальной зоной озера Байкал он был занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Обет в полынье
Иногда в тяжёлых испытаниях человек даёт Богу обет, и у меня так было, говорит путешественник. Когда нас унесло на льдине в Северном Ледовитом океане, мы были втроём: я, научный сотрудник из Новосибирской академии наук и оператор. На спасение надежд почти не оставалось. И я тогда начал молиться: "Господи, спаси! Если нашу льдину прибьёт к земле храм построю". Нас действительно вынесло к земле Бунге, где нас подобрал корабль.
Спустя некоторое время Валентин Ефремов вернулся на родину в небольшую деревню на юге Нижегородской области. Но не для того, чтобы завязать с путешествиями, а чтобы исполнить обещание. Здесь он заложил храм Николая Чудотворца, покровителя всех путешественников.
Я обратился тогда за благословением к нашему митрополиту. Потом собрал всех друзей и сказал: "Ты лес привези, ты в строительстве помоги..." Так и пошло дело. Сейчас в деревянном Никольском храме идут службы. Здесь так уютно и хорошо!
На собаках и БТР
Валентин Алексеевич ходил вместе с Фёдором Конюховым по маршруту Великого Шёлкового пути и даже встречал Новый год на горе Афон. Ему доводилось управлять собачьими упряжками во время экспедиции к земле Санникова, ездить на БТР к островам Северного Ледовитого океана. Но несмотря на разнообразие средств передвижения, любимым остаётся воздушный шар "Святая Русь".
Летишь и чувствуешь крылья. А крылья твои это ветер. Никакого шума двигателя.
"Святая Русь" самый большой в стране шар и единственный, который официально имеет имя собственное. Имя, которое получил неожиданным образом.
Установить крест на Северной Земле
Я давно мечтал долететь до Северного полюса на воздушном шаре. Это не удавалось ещё никому, предыдущие экспедиции заканчивались неудачно. Я готовился тщательно. Планировал совершить предварительный полёт к островам Северного Ледовитого океана, чтобы узнать, как ведёт себя шар при минусовой температуре.
Незадолго до предварительного полёта Валентин Алексеевич проезжал мимо храма Покрова на Нерли. Увидев храм, решил сделать остановку.
Постучался, спрашиваю, можно ли здесь поснимать немного. А мне монах Вячеслав говорит: "Я знаю, у тебя путь интересный впереди. Но прежде чем в него отправляться, поживи при храме".
Памятуя об этих словах, перед отлётом на северные острова Ефремов снова заехал в храм Покрова на Нерли.
Смотрю, а монах уже меня встречает: "Ну что, палаточку ставь. Будем с тобой молиться". Каждое утро с восходом солнца он подходил ко мне и говорил: "Что-то я должен дать тебе в дорогу, но не знаю что". На третий день подходит и говорит: "Ты летишь в самые дальние рубежи нашей державы, где вера наша ещё не бывала. Свой шар назови "Святая Русь". А на Северной Земле поставь 10-метровый крест и колокол". Монах рассказал, что путь будет сложный, и дал с собой икону Божией Матери "Державная" со словами: "Пресвятая Богородица тебя доведёт".
Экспедиция выдалась непростой и длилась семь месяцев. В итоге на мысе Высокий острова Анжу Валентин Ефремов установил 10-метровый крест, колокол на треноге и якорь в память обо всех первопроходцах.
Мы с товарищем работали четыре дня. Был ужасный ветер, метель, но когда крест установили, всё прекратилось, вспоминает Ефремов.
Лишь потом воздухоплаватель отправился к Северному полюсу. Экспедиция прошла благополучно, и он первым в мире смог достичь самой северной точки планеты на воздушном шаре.
Источник: Крестовский Мост