Я понимаю людей, которые и слышать ничего не хотят о нацизме в современной Украине. Очень страшно и, мягко говоря, неприятно осознавать, что нацизм – это не свастики времен черно-белой съемки с лающим немецким лозунговым звукорядом и не спрятавшиеся в лесах поселения бежавших от возмездия садистов-эмигрантов в далекой Аргентине. Очень страшно понимать, что нацизм – он рядом, за Брянском, и что он может говорить по-русски без акцента. Жутко ощущать, что на этот раз нынешний нацизм поддерживает ВЕСЬ западный мир: США и ЕС практически едины в своей поддержке правительства, которое включает четырех министров из бывшей Национал-социальной партии Украины (эти люди не раз называли себя национал-социалистами)... Это ужасно, но это – правда.
Нацизм либеральной выделки
Да, этот нацизм часто обходится без свастик и без прославляющих Гитлера салютов: современный украинский нацизм бывает прилизан и начитан, он любит щегольнуть цитатой из Черчилля, Гавела и даже Варлама Шаламова, в кармане у него часто имеется диплом европейского вуза с приглашениями на кучу конференций – варшавских, лондонских, берлинских. Этот нацизм бывает, если употреблять эти два прилагательных в современном, безумно искаженном узурпаторами этих качеств смысле, интеллигентен и либерален.
Нацизм либеральной выделки? Это кажется оксюмороном, но это так: современных украинских нацистов привели к власти западные и отечественные либералы, а также сошедшая с ума часть интеллигенции Украины и России. Не верите? Давайте возьмем элитное учебное заведение – основанную еще в семнадцатом веке Киево-Могилянскую академию. Или, как она теперь называется официально, Национальный университет "Киево-Могилянская академия" (НаУКМА). Что общего с нацизмом может быть у вуза, который гордится своей набожностью, занимает четвертое место в рейтинге высших учебных заведений Украины и буквально помешан на признании своих дипломов в ЕС?
Сотник в ректорском кресле
А вот что. Сергей Квит, до недавнего времени возглавлявший НаУКМА, а ныне заделавшийся министром образования и науки Украины (заменив затравленного "могилянцами" Дмитрия Табачника), так вот этот самый Сергей Квит – сотник входящей в состав "Правого сектора" организации "Тризуб Степана Бандеры". О славной службе жреца науки в этой организации рассказал ее лидер – Дмитрий Ярош, в интервью опекаемой западными либеральными фондами "Украинской правде".
Неосведомленным поясним: "Правый сектор" это организация, которую даже масс-медиа США и ЕС во время Майдана выставляли как "опасно националистическую", противопоставляя стреляющий и поджигающий "Правый сектор" якобы "умеренным" "Батькивщине" и УДАРу. Очень симптоматично, что Ярош, обещавший совершать теракты против России и против собственных политических противников внутри Украины, нынче тоже не хочет выглядеть простым костоломом. Теперь "в тренде" нацизм интеллектуальный, европейский, сопровождаемый поминанием "ценностей либеральной демократии". Ярош это прекрасно понимает, а потому замечает не без гордости: "Вообще-то украинский национализм и бандеровцы – это не узколобые плебеи с садистскими наклонностями, а интеллектуалы, которые пишут, которые издаются, которые ведут работу не только в силовом поле. "Тризуб" это организация, которая генерирует определенные идеи... Среди видных лидеров "Тризуба" президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит, мой хороший друг и побратим". Напомним: в ноябре 2013 года, когда на Майдане понадобилось сжать в один кулак все способные на насилие националистические организации, "Тризуб Степана Бандеры" стал частью "Правого сектора". Вместе жгли милиционеров.
Вместо сухой науки – политика с кровью
Вот такой милый президент академии, "воссозданной" после 175-летнего перерыва в первом постсоветском 1992 году и якобы наследующей великой Могилянке. Для справки: настоящую Киево-Могилянскую академию заканчивали архимандрит Иоиль (это в его библиотеке был сбережен переданный Мусину-Пушкину список "Слова о полку Игореве"), канцлер Екатерины Второй Александр Безбородко и другие много послужившие Украине и России люди, которые наверняка содрогнулись бы, узнав, какой "наследник" с бандеровским трезубцем воссел на "братский трон" их almamater. Подумайте, что сказал бы кончивший Могилянку Петр Борисович Шереметьев о человеке, который называет Россию "империей зла сегодняшнего дня".
На самом деле произошла самая обычная подмена. Новая Могилянка создавалась на совсем других принципах, чем старая. "Восстановивший" Могилянку ее первый президент Вячеслав Брюховецкий в своих воспоминаниях рассказывает, что начал подбор студентов со встречи с участниками студенческой голодовки 1990-го года, участники которой протестовали против дальнейшего существования России и Украины в "братском союзе". Для этих ребят, как они поведали тогда Брюховецкому, "сначала – политика, потом – учеба". Этот принцип и лег в основу деятельности нового учебного заведения. Брюховецкий сам подавал пример: он прославился не научными открытиями, а участием в основании первым расколовшего Украину "народного РУХа".
Больших успехов в науках такой подход предсказуемо не дал, знаменитых ученых из НаУКМА пока не вышло, зато среди выпускников – куча госчиновников и медийных менеджеров. Понятно, за какие заслуги они продвигаются по службе: на днях Могилянка гордо раструбила по городам и весям, что три ее студента служат в батальоне "Айдар" (это бойцы "Айдара" сейчас подозреваются в убийстве журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина). А потому любящая almamater именно этому батальону присуждает ныне премию Антона Черного (около 10 тысяч гривен) – в надежде, что выделенные ей деньги пойдут на покупку "прицелов и тепловизоров, которые смогут спасти хлопцам жизнь". При этом академики от национализма забывают добавить: "отобрав эту жизнь у других хлопцев". И уж вовсе никогда не придет им в голову помянуть убитых этими самыми прицелами женщин и детей юго-востока Украины.
К Патриарху – хуже нацистов
Старая, настоящая Могилянка, из стен которой, напомним, вышел и Феофан Прокопович, на протяжении почти всей своей истории и в мыслях не могла отделить себя от Русской Православной Церкви. А теперь светила академии официально поддерживают решение какого-то вполне по-советски названного "департамента по делам религий и национальностей" минкульта Украины не пустить в Киев Патриарха всея Руси Кирилла. Когда-то даже немецкие язычники-нацисты, оккупировавшие Киев, не решались запретить православным возношение имени Патриарха во время богослужения. Даже хрущевским гонителям религии вряд ли пришло бы в голову назвать визит Святейшего в Киев "провокационным" или "выставить Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) список агитаторов-сепаратистов и изменников страны в рясах". Со сталинских времен не слышал Киев таких слов о священниках. А сейчас они звучат и чаще всего – в стенах якобы продолжающей традиции Киево-Печерской лавры академии.
Когда же попавшая под подозрение у новой украинской власти УПЦ МП на недавнем Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций предложила другим религиозным сообществам страны выступить с осуждением запрета на патриарший визит, лицемерные "братья во Христе" порекомендовали УПЦ МП на этой конференции "обсудить вопрос непосредственно с руководством департамента". (До такого унижения верующие не доходили и при советской власти: представьте себе предложение братьям-христианам обсудить недопущение епископа в Киев или на территорию УССР непосредственно с Советом по делам религий при Совмине СССР!)
Как все это объяснить? А очень просто. Президент НаУКМА и министр образования Господин Квит – никакой не православный и даже не христианин. Иначе как он может поддерживать батальоны, которые сочли возможным обстрелять Александро-Невский собор Славянска прямо во время литургии?
Как вообще могут мириться новые руководители Украины, если они христиане и сторонники свободы, как могут они мириться с вынужденной эмиграцией из Украины в Россию митрополитов УПЦ МП? Или с переездом в Москву (явно по вынужденным обстоятельствами), скажем, киевского протоиерея Андрея Ткачева, вся "вина" которого была в том, что он осудил Майдан за "шариковский большевизм"? (Протоиерей посмел усомниться в том, что хоть кто-то из тысяч "майданников" в зимнем Киеве прочел пресловутое четырехсотстраничное соглашение об ассоциации Украины с ЕС.)
Повторение пройденного
Все очень просто: для киевских правителей священник, которого они подозревают в симпатиях к России, это враг, с которым надо расправляться не взирая на сан и облачение.
В последний раз так относились к украинским православным священникам немецкие нацисты, которых очень уважал Степан Бандера. В книге Михаила Шкаровского "Русская церковь и третий рейх" (Москва, издательство "Вече", 2010 год) довольно точно итожится нацистская политика в отношении РПЦ на оккупированных территориях. Вот этапы этой политики: сначала – попытка использования в борьбе с Москвой, потом – попытки раскола на "автономные" церкви, в конце – преследования за отказ проклясть избранного в Москве в 1943 году Патриарха РПЦ... Практически по этой же формуле действуют и нынешние власти "переформатированной" Украины.
Вот что пишет Шкаровский: "Митрополиту Сергию (Воскресенскому) немецкими властями ставилось в вину регулярное прослушивание передач московского радио, пение в компаниях советской песни "Синий платочек" и т.п. В эти же дни рижскому гестапо приказали срочно организовать в Риге конференцию православных иерархов и добиться, чтобы она приняла резолюцию, направленную против Московского Патриарха... Созванное 5 апреля в Риге архиерейское совещание приняло не "заказанную" гестапо резолюцию, а свое обращение к православным людям. В воззвании полностью отсутствовали фразы о непризнании избрания Московского Патриарха и даже употреблялся термин "Первосвятитель" Русской Церкви, что по сути как раз означало его открытое признание" ("Русская церковь и третий рейх", стр. 114). Митрополит Сергий Воскресенский вскоре после этого обращения был расстрелян неизвестными в своей машине вместе с водителем и спутниками.
Предтечи могилянских "интеллигентов"
Не отставали в дни Великой Отечественной войны от рижских собратьев и украинские бандеровцы. Ими были убиты несколько епископов Украинской автономной православной церкви, основывавшей свое каноническое существование на решениях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 года о создании Украинской автономной церкви в составе Русской. Вот имена этих убитых бандеровцами священнослужителей: митрополит Алексий (Громадский) убит 7 мая 1943 года, епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский), перешедший из автокефальной церкви в тогдашнюю верную Московскому Патриархату церковь. Были и многие, многие другие, обвиненные в "москальских симпатиях".
Сегодня Сергей Квит и другие нынешние "могилянцы" объявляют себя наследниками бандеровцев. Между тем вот что писал о предтечах нынешних могилянских "интеллигентов" сам убиенный владыка Алексий (Громадский): "Плохо на Волыни, здесь действует располитикованная украинская интеллигенция во главе с луцкими церковными "диячами"... Не знаю, что будет дальше, но совершается у нас в Церкви великий обман. Как большевики всякими лозунгами совратили и погубили тело нашего народа, так нынешние "диячи" задались целью вырвать у нашего народа душу. Ругая всячески Москву и нас, якобы "москалей", они вызывают такое человеконенавистничество, из коего может родиться только неверие и безбожие".
Владыка Алексий самой своей гибелью доказал правильность своих подозрений.
Хуже, чем в сороковые
Новое украинское руководство тоже не чурается убиванием врагов (тем более, что к "ликвидации сепаратистов" призвал приласканный новыми киевскими властями глава Киевского патриархата Филарет). Впрочем, новый министр образования и науки Сергей Квит – сотник "Правого сектора" только в свободное время. В рабочие периоды своей жизнедеятельности он пишет в Донецкий университет вот такие записки (текст опубликован на сайте министерства): "В Министерство образования и науки Украины поступают многочисленные обращения от студентов и образовательного сообщества Донетчины о действиях Мармазовой Татьяны Ивановны, проректора по воспитательной и социальной работы вверенного Вам университета, по поводу распространения ею сепаратистских призывов, угрожающих суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины. Министр обращает внимание университета, что данный факт содержит признаки преступления, предусмотренные статьей 110 Уголовного кодекса Украины. Министр просит руководство ДонНУ начать служебное расследование относительно действий проректора, с привлечением правоохранительных органов. "На период проверки рекомендую отстранить Мармазову Т. И. от выполнения обязанностей проректора по воспитательной и социальной работе", – пишет министр Сергей Квит, извещая, что копия письма направлена в Службу безопасности Украины".
Что ж, по сравнению с нацистами сороковых у министра явный прогресс: он теперь не убивает тайно, а увольняет явно и публично. Но жалуется все в ту же "зихерхайтсдинст"...
Если же вернуться от образования к делам церковным, то, похоже, для новых правителей Украины, как и для немцев когда-то, нынешнее руководство УПЦ МП слишком связано с Москвой (не разбираясь в церковной терминологии, эти люди могут и спутать канонические связи с более им понятными финансовыми или уголовными). А христианство для новых вождей Украины – слишком "бесхребетная" религия в условиях "борьбы за счастье нации".
Все эти формулы мы уже слышали – в 1940-е. Но тогда либералы США и Великобритании нашли в себе мужество временно объединиться даже с ненавистной им Москвой и "реакционной" РПЦ для борьбы с носителями этих идей. Нынешние либералы на такое объединение оказались неспособны. Ни в Киеве, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе. Ни – самое ужасное – в Москве...