ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс ведущий в бездны расчеловечивания

Игумен Виталий (Уткин) :: 08 июля 2014

Публикуем статью руководителя Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумена Виталия (Уткина), посвященную современной западной идеологии трансгуманизма.

На протяжении длительного времени прогресс воспринимался как позитивное в целом явление. Обычно говорилось, что прогресс направлен на создание лучших условий для жизни человека, развитие медицины, комфорта, социальных отношений. В качестве негативной стороны технического прогресса видели лишь рост вооружений, создание все более и более мощного по разрушительной силе оружия, которое в результате стало таким, что его применение может полностью уничтожить Землю. Но считалось, что международное сообщество именно в результате прогресса придет к созданию таких условий, когда везде установится прочный мир и мощное оружие станет ненужным. Конечные цели прогресса никогда под сомнение не ставились.

И вдруг, на протяжении буквально последних 15-20 лет мир оказался лицом к лицу с глобальной идеологией, которая ясно и четко обозначила эти самые конечные цели прогрессивного развития человечества. Речь идет о трансгуманизме.

Что такое трансгуманизм? Это идеология, которая буквально на глазах становится господствующей в США и других наиболее развитых странах Запада.

Трансгуманизм – совокупность различных доктрин, ставящих своей главной целью достижение земного бессмертия, создание сверхчеловека.

Трансгуманизм – естественный этап развития науки, опирающейся исключительно на рационализм. Важнейшей основой трансгуманизма является теория эволюции.

Трансгуманисты считают, что эволюция человека не закончена и будет продолжаться дальше. Более того, с помощью инструментария, предлагаемого наукой, трансгуманисты считают возможным полностью преодолеть само человечество.

Первым, вспомогательным этапом дальнейшего витка человеческой эволюции трансгуманисты считают кардинальное улучшение его биологической природы. Для этого чаще всего предлагается путь генной модификации.

Предлагается с помощью генной инженерии добиться выращивания человека с заданными генетическими свойствами. Обычно говорится, что это необходимо для преодоления наследственных болезней, обеспечения полного здоровья. Предполагается, что люди будут обладать иммунитетом к любым болезням, переносить любые температуры, радиацию, жить под водой, уметь летать.

Далее, должен осуществиться синтез человека и машины. Это предполагается осуществить путем внедрения в тело и мозг искусственных имплантантов и чипов, в результате чего получатся люди-киборги.

Однако этот путь биолого-технический не рассматривается в качестве главного.

Основные усилия направлены сейчас на использование при создании сверхчеловека информационных и нанотехнологий. Человеческая личность воспринимается представителями трансгуманизма исключительно как набор генной информации, закодированной в ДНК, плюс носитель сознания – мозг, который рассматривается как нейрокомпьютер.

Сознание в таком представлении – это определенный информационный набор, основанный на электронных импульсах головного мозга. Поэтому считается, что полностью скопировав такие импульсы, можно перенести их на другие, технические носители.

Перенос процесса сознания из биологического мозга в компьютер трансгуманисты называют "загрузкой сознания", "реконструкцией мозга" или просто "загрузкой". После того, как такой перенос будет осуществлен, сознание, с точки зрения трансгуманистов, будет жить уже в виртуальной реальности, предоставляющей, как они полагают, безграничные возможности для самореализации человека.

Еще одним важным термином в трансгуманизме является "сингулярность". Это такой момент, когда, с точки зрения сторонников этой доктрины, произойдет качественный скачок от человека к сверхразуму, а прогресс постчеловечества начнет развиваться с необычайной быстротой.

В совокупности биологические (как вспомогательные) и информационно-технологические методы, по мнению трансгуманистов, позволяют достигнуть бессмертия. Так как конечная цель трансгуманистов – преодоление смерти, то обычно в качестве его ядра выделяют именно иммортализм – поиск вечной жизни.

Представим себе, что планы трансгуманистов осуществятся. Что ждало бы человечество в результате их осуществления?

Те люди, которые принадлежат сейчас к элите, сосредоточили в своих руках большую часть финансовых средств человечества, стали бы бессмертной сверхрасой, перешедшей на новый уровень существования. Остальное человечество, то есть все, кто беден, не занимает соответствующей социальной ниши, станут, фактически, ненужным мусором под ногами этой элиты. Человечество отчетливо разделится на "сверхразумное" меньшинство и всех остальных.

По-сути, это не просто неофеодализм. Все предыдущие формы порабощения и подавления, даже Освенцим, были в любом случае отношениями между людьми. Ныне же мы стоим на пороге подавления людей не просто роботизированными сверхчеловеками, но и вообще теми, кто будет отрицать человечество как таковое.

В самом деле, человечество для современных трансгуманистов является отжившей примитивной формой. Соответственно, отжившими являются и все стороны современной социальной человеческой жизни.

В этом смысле активное насаждение гомосексуализма и лесбиянства, разрушение традиционной семьи – просто средство подготовки трансгуманистического будущего, где человеческое сознание на новом носителе сможет, как предполагают носители этого мировоззрения, превратить себя в виртуальной реальности в кого угодно.

Таким образом, человечество подошло к этапу, когда оно, опираясь на науку и технический прогресс, готово полностью отринуть само себя, отринуть саму человечность как форму существования.

Это ставит перед нами целый ряд серьезных вопросов.

Первый вопрос – не фантастика ли это?

Нет, к величайшему сожалению, не фантастика.

В США активными архитекторами "трансгуманистического будущего" являются NASA и Google. В 2009 г. в целях подготовки соответствующих кадров – потенциальных лидеров, содействующих продвижению "технологий для решения глобальных проблем человечества", NASA и Google создали Университет Сингулярности, расположившийся в Кремниевой долине в Исследовательском центре NASA в двух шагах от Гуглплекса.

Правительство США выделяет колоссальные суммы для разрешения проблемы совмещения человеческого сознания и компьютера.

По сути, как уже отмечалось выше, трансгуманизм становится новой формой господствующей идеологии.

Может быть, перед нами перспектива отдаленного будущего, до которого наше поколение не доживет?

Нет. В июне 2013 года в Нью-Йорке прошел Второй международный конгресс форума "Глобальное будущее 2045". На нем в качестве срока переноса сознания на новый носитель указывается уже 2045 год. То есть перед нами стоит угроза глобальной трансформации человеческой природы уже в ближайшее тридцатилетие.

Трансгуманизм пытается преодолеть смерть. Он пытается создать бессмертного сверхчеловека. Все, что этому мешает, с точки зрения трансгуманистов, должно быть отвергнуто. И среди этого отвергаемого, конечно же, окажется православное христианство.

Ибо оно предлагает нам совершенно другое видение человека, нежели у трансгуманистов. Человек не есть просто набор ген, не есть совокупность электрических импульсов головного мозга.

Человек – это бессмертная личность, созданная по образу и подобию Божию. Сотворение человека не стало результатом эволюции животного мира. Оно было творческим актом Бога. Но призванный к райской жизни человек отпал от Бога в акте грехопадения. В результате он получил "ризы кожаные" – нынешние условия человеческого существования. Более того, именно результатом грехопадения стала физическая смерть. Смерть является даром Божиим людям, ибо она кладет предел укоренению человека во грехе. Если бы смерти не было, то люди бесконечно возрастали бы во зле, все больше и больше сближаясь по своему состоянию с падшими ангелами – демонами.

Грех Адама, отпавшего от Бога, передается его потомкам и тяготеет над ними. Этот первородный грех заключается прежде всего в укорененности человеческой природы во зле, в греховной склонности, ставшей духовной болезнью человечества.

Только Христос искупил нас от греха, проклятия и смерти, дал возможность воссоединиться с Богом. Очищение от первородного греха, стяжание условий новой вечной жизни с Богом происходит в Таинстве крещения, где человек умирает со Христом, для того, чтобы со Христом воскреснуть. Далее начинается путь восхождения к Богу, ключевым для которого является соединение со Христом в Таинстве Причащения. Только на этом пути возможно достижение человеком своего спасения – то есть всегдашнего пребывания с Богом, обожения.

Полнота такого пребывания возможна только после всеобщего воскресения из мертвых – на новом небе и новой земле. Земная физическая смерть и для христианина остается милостью Божией, которая, не давая ему сорваться на пути духовного восхождения и снова погрузиться во зло, как бы венчает его жизнь и подвиги.

Человек призван стать богом, но это может произойти как Божественный дар, как милость Творца к своему творению. И возможность этого достигается в личностном усилии борьбы с той греховностью, которая коренится в человеке, в борьбе со страстями, в подвиге стяжания божественной благодати.

Человек состоит не только из души, но и из тела. Тело имеет важное значение. Души всех людей воссоединятся именно со своими телами после всеобщего воскресения из мертвых. И именно с этими, преображенными телами они будут пребывать в вечности.

Конечно, это нечто совершенно другое, чем предлагают нам трансгуманисты.

Именно проблема трансгуманизма актуализирует все основные стороны нашего православного мировоззрения. Мы оказываемся перед серьезнейшим мировоззренческим выбором – сохранить свою веру или и дальше идти вместе со всеми по пути ничем не ограниченного информационно-технологического прогресса.

Трансгуманизм бросает вызов Богу. По сути, предполагается, что сверхлюди сами станут богами, а Творец и Создатель им будет не нужен. Да, трансгуманисты и не верят в Бога, они исходят из чисто рациональных построений.

Во внутриправославной дискуссии факт экспансии трансгуманистической идеологии ставит ряд вопросов.

Трансгуманизм исходит из теории эволюции. Он утверждает, что человеческий род будет эволюционно развиваться и дальше, пока в ближайшем будущем не преодолеет самого себя. Поэтому вопрос "Может ли христианин быть эволюционистом?" переходит из рамок некоей маргинальности в разряд жизненно-актуальных. Если теория эволюции принимается, тогда – где пределы этой эволюции, почему должны быть установлены эти пределы, как остановить расчеловечивание?

Почему эволюция должна остановиться именно на человеке? Как относиться к новым информационным и биомедицинским технологиям? "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые еще в 2000 году, говорят о недопустимости генетических манипуляций на уровне ДНК. Тем более, с православной точки зрения, недопустимы попытки перенести сознание человека на другие носители. Но, если исходить из логики развития самой науки, принимать эту логику – тогда действительно невозможно положить пределы трансформации человека в нечто уже совершенно нечеловеческое.

Важными оказываются и сугубо богословские вопросы, например догмат Искупления, вопрос о первородном грехе. Если отринуть само понятие первородного греха, считать, что можно спастись и вне Таинств Церкви, лишь на чисто моральном пути – тогда ничто не мешает добиваться вечной земной жизни. Ведь в таком случае, человеческая природа не повреждена. Если, как некоторые богословствующие либералы, считать, что Христос соединил в своем Лице с Богом всю природу мира, тогда опять же – ничто не мешает идти по пути, предлагаемому трансгуманистами.

Нам может показаться, что трансгуманизм – это чисто западное явление, что расчеловечиванию можно противопоставить некую национальную традицию. Существует наивное предположение, что на пути "человека греха, сына погибели" непременно встанет Святая Русь. Некоторые православные христиане уверены, что антихрист, воцарение которого предсказано нам Священным Писанием и святыми отцами, непременно обойдет Россию или какие-то ее наиболее святые места.

В такой картине мира зло непременно ассоциируется с США и близкими им странами.

Однако, те силы, которые готовят глобальную трансформацию человечества, на самом деле могут пользоваться любыми развитыми странами в качестве своих инструментов – хотя бы потому, что сами финансово-информационные потоки, являющиеся основным пространством этих сил, уже давно интернациональны.

Например, Китай может стать не менее важным инструментом глобальной ломки человеческой цивилизации, чем нынешние США. Инструмент может быть выбран любой. В том числе – и Россия.

Трансгуманизм активно развивается в нынешних Китае, Израиле. Очень активен он и в России. Для этого есть свои исторические причины. Стоит напомнить, что трансгуманизм покоится исключительно на рационалистических основаниях. Религия понимается в его рамках как некий временный инструмент регулирования человеческой жизни, который, как только станет реальным тормозом на пути появления сверхчеловека, должен быть отброшен.

В России, несмотря на двадцатилетний период церковного возрождения, рационализм остается господствующим в науке и образовании. Основные кадры в этих сферах сформированы либо в советский период, либо на корпоративных традициях, имеющих советское атеистическое основание. Это же касается и управленческих кадров, и финансово-политической элиты.

Поэтому трансгуманизм находит себе в России хорошо удобренную атеизмом почву и приживается здесь.

Активно действует Российское трансгуманистическое движение. Российские ученые пытаются встроиться в логику основного мирового тренда, каковым на сегодня, конечно, является трансгуманизм. Российские олигархи активно поддерживают это направление, вероятно в поисках вечной жизни во грехе и удовольствиях. Так, сообщается, что главным организатором упоминавшегося выше нью-йоркского форума "Глобальное будущее 2045" является российский миллиардер Дмитрий Ицков, провозгласивший: ""Человек должен быть свободным от ограничений биологической природы, смерти, гравитации".

Более того, в российском интеллектуальном пространстве имеется своя традиция секулярного иммортализма. Речь идет о так называемом "русском космизме", в первую очередь – о доктрине русского философа Николая Федорова. Несмотря на то, что он считал себя верующим православным христианином, его доктрина предвосхитила нынешний вызов Богу, бросаемый трансгуманистами. Федоров считал, что нужно средствами науки воскресить всех предков, тем самым избавив человечество от Страшного Суда.

Некоторое время назад Российская академия наук совместно с Китаем провела глобалистскую конференцию. Российские интеллектуалы активно выступают на других глобалистских форумах.

Именно с помощью идей "русского космизма" старшее поколение наших ученых пытается встроиться в мировые глобалистские тренды.

Вновь подчеркну, что любая развитая государственность может оказаться инструментов в руках тех, кто в настоящий момент мечтает о преодолении человечности, дабы свою власть над миром сделать вечной, а самим обрести вечную жизнь. И все остальное человечество этим силам, по сути, и не нужно.

Поэтому мы должны противопоставлять глобализму, пытающемуся разрушить саму человеческую природу, превратить человека в сгусток цифровой информации, не просто Россию, но самого Христа и Его Церковь.

Только Церковь является тем пространством, в котором на земле уже открывается вечность, в котором Христос обоживает нашу человеческую природу, в котором даруется нам подлинная вечная жизнь.

Если Россия будет со Христом – она может сдерживать глобалистский натиск.

Но сдерживать его будет очень трудно. Ибо нам постоянно будут говорить, что наши взгляды отжили, что они являются тормозом на пути человечества к продлению жизни, улучшению здоровья, развитию информационных возможностей человека. Существуют проблемы и внутри нашего собственного церковного сознания, ведь для многих православных христиан прогресс, в том числе – развитие науки, являются принятой ими нормой.

Победит ли трансгуманизм? Можно предположить, что Господь не попустит надругательства над богозданной человеческой природой. Что-то должно остановить человечество на пути бесконечного прогресса, ведущего в бездну расчеловечивания.

Что это будет? Война, глобальная катастрофа? Возможно, мы скоро об этом узнаем.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама