ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Врата учености всегда были тесными: Мнения священнослужителей

05 сентября 2014

Российские школьники уже в этом году получат возможность сдавать ЕГЭ неограниченное количество раз. Как рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов газете "Коммерсант", ведомство готовится развернуть целую сеть специальных центров, где любой желающий сможет сдать госэкзамен в течение учебного года. Такие центры будут принимать экзамены по выходным у групп желающих – как учеников 11-го класса, так и выпускников прошлых лет. Результат самой удачной попытки можно будет использовать для поступления в вуз. Психологи считают, что это поможет детям справиться со страхом перед экзаменами.

Между тем не раз отмечалось, что за послесоветские годы высшее образование изрядно обесценилось и потеряло в качестве. Высшее образование стало едва ли не поголовным (а система среднего специального, напротив, практически разрушена). Зато вузовский диплом – за исключением считанных университетов, пока еще сохраняющих высокую репутацию – перестал быть сколько-нибудь значимой рекомендацией для работодателя, поскольку почти ничего не говорит о знаниях и умениях выпускника. Причин тому много, но резкое "понижение планки", позволяющее поступить в вуз тем, у кого в советское время не было бы шансов, – одна из важнейших. При такой системе практически каждый троечник имеет шанс стать дипломированным выпускником вуза. В итоге в стране толпы гуманитариев, экономистов и юристов, а престижность рабочих профессий упала до нуля. Об этой проблеме на днях заявил министр культуры РФ Владимир Мединский. "Мы перенасыщены гуманитарием. Как говорят: "Поступил в консерваторию, подумай о завтрашнем дне, арендуй место в подземном переходе", – отметил министр.

"Следует ли, на ваш взгляд, еще более облегчать выпускникам школ поступление в вузы? Не стоит ли, напротив, сделать отбор строже, параллельно поднимая престиж рабочих и профессионально-технических специальностей?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр ТКАЧЕНКО, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге:

А разве престижность гуманитарных профессий не близка к нулю? И не из-за переполнения рынка труда суперпрофессионалами, а по простейшей причине: низкая оплата труда учителей и врачей, университетских преподавателей и музыкантов. Часы гуманитарных предметов сократили в школах и вузах; гуманитарные факультеты и вузы исчезают: некому поступать.

А между тем, предметы, которые гуманитарные предметы у школьников развивают системность мышления. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл. Студенты-гуманитарии же в будущем могут стать специалистами широчайшего профиля. Вопрос в том, чтобы государство ценило труд профессионалов.

Думаю, "это следует делать, и того не оставлять". Престиж рабочих и технических специальностей обеспечен высокой оплатой труда – стоит о ней рассказывать. На гуманитарные же специальности, коль скоро они стали менее востребованными, должны иметь возможность поступить поистине талантливые люди, которые после получения диплома будут знать, что они необходимы обществу, и общество оценит их знания.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

По поводу ЕГЭ недавно говорил Святейший патриарх. Он сказал, что его введение было серьезной ошибкой. И все эти изобретения Рособнадзора... Заметьте, это всего лишь надзирающая организация. У нас в провинции не хватает денег на содержание учителей, школ, а на содержание Рособрнадзора они находятся.

Мне кажется, это желание всем управлять, все контролировать, все себе подчинять вопреки здравому смыслу и пользе дела не приводит ни к чему хорошему. Нужно ставить вопрос о необходимости существования таких контролирующих органов. Они, кстати, возникли совсем недавно – раньше их без них как-то обходились.

Нужно подумать и о том, как повысить престиж и уровень образования, благосостояние тех, кто самоотверженно служит в школе, особенно в средней и высшей. И конечно, следует повышать требования, а не снижать их и тем более не выделять какие-то помещения под странную деятельность Рособрнадзора. Лучше эти помещения отдать под детские кружки или использовать по другому, более полезному, назначению.

Протоиерей Георгий КОЖЕВАТОВ, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске:

Мне кажется, с внедрением ЕГЭ все и так уже облегчили. Легче уже некуда. Сейчас высшее образование – коммерческое, и неважно, учишься или ты нет. Главное – плати деньги. А быть рабочим, тружеником, теперь не престижно. Это поругано, как поруган и институт семьи.

Мои дети получают среднее образование, затем сыновья служат в армии; если у них есть желание, идут учиться дальше. Но при этом еще получают рабочую специальность и трудятся на заводе. Мы не живем и не собираемся жить как все. Жить как все – значит, идти на поводу у кого-то. Если жить по-Божьи, Господь направит тебя, куда нужно. Если жить как все, ты будешь зависим от мнения остальных. А потом начнешь недоумевать, почему пришел поступать в тот же вуз, куда и все остальные.

Еще до революции русский церковный и общественный деятель Никон Рождественский говорил, что если бы на работу принимали по способностям, а не по бумажке, высшие учебные заведения опустели бы на две трети. То же можно сказать и сейчас. Если бы человека брали на работу, исходя из его знаний и навыков, все стало бы на свои места.

Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:

Поступать ребенку в училище, в техникум или в вуз? Мне кажется, это нужно решать, исходя из его способностей.

Хотелось, чтобы усилия чиновников были направлены и на борьбу с коррупцией. Если школьники будут сдавать ЕГЭ, госэкзамен должен давать четкое представление о знаниях. Тогда потом можно будет легко выбрать ту или иную специальность, а не просто набрать необходимое количество баллов. Ответы же можно заучить наизусть. Сейчас нередко ребенок просто механически дает ответ, не понимая смысла задания.

Попытаться раскрыть потенциал ребенка, определить его предрасположенность к той или иной профессии стоит еще в старших классах. Это даст ему верные ориентиры для поступления. Ну а что касается рабочих профессий, о них нужно больше говорить с экранов телевизоров. Должна быть и какая-то господдержка. Иначе результата, боюсь, не будет. И детей в таком случае не заставишь идти учиться на сантехника, или, скажем плотника. А если и заставишь, эти профессии все равно будут восприниматься как нелюбимые и не престижные. А они должны быть уважаемы обществом.

Если искусственно ограничивать возможность получения высшего образования, это, опять же, породит коррупционные схемы. Получать высшее образование смогут только дети состоятельных родителей, что создаст напряженную социальную обстановку.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью:

Мне кажется, контрольная система оценки знаний поступающих в вузы или другие учебные заведения в советское время была оптимальной, и не нужно было ничего придумывать.

Мы хотели стать на европейские рельсы, а в результате многое потеряли. Например, у нас в городе закрылись почти все ПТУ, лицеи, а также техникумы, превратившиеся некогда в колледжи. Некоторые сегодня не видят отличия между колледжем и вузом – на работу возьмут и с "корочкой" техникума. Университеты наводняют никому не нужными специальностями. Всевозможных юристов, бухгалтеров уже просто некуда девать, а такие специальности как плотник, каменщик, столяр, краснодеревщик – в дефиците. У нас, по-моему, остались только повара и швеи.

Система образования, на мой взгляд, испытывает сейчас глубокий кризис. С этим надо что-то делать, иначе смысла в образовании не будет. Сегодня 70-80 % выпускников вузов по специальности не работают. И какой смысл тратить время на обучение человека, если ему нужна только "корочка"?

Наверное, нам стоит заглянуть в прошлое и реанимировать все хорошее, что там было. Мы могли бы использовать накопленный опыт, а не отказываться от него ради интеграции с Европой, которой мы не нужны.

Священник Стефан ДОМУСЧИ, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова:

Наверное, разрешить сдавать ЕГЭ с нескольких попыток будет неплохо с психологической точки зрения. Но с другой стороны, можно задаться вопросом, как будут проходить экзамены в этих центрах. Кто будет контролировать их?

А вообще я выступаю за то, чтобы менять отношение к среднему техническому профессиональному образованию. К сожалению, профессии, которыми овладевают в училищах, техникумах, многие сегодня воспринимают как недопрофессии, – хотя даже с точки зрения выгоды зарплата менеджера значительно ниже, чем хорошего электрика.

У нас развился культ высшего образования – совершенно неуместный, на мой взгляд. Люди как будто забыли, что главное в человеке – его душевные качества, а не карьерные достижения. Все хотят получить значимый статус и связывают его с высшим образованием. Это ложный посыл. Ребенок, его родители тратят здоровье, деньги, а счастливее от этого не становятся. И не делают счастливее окружающих. Все же самое главное – воспитывать в человеке человека, доброту, отзывчивость, честность, профессионализм. Для меня как для христианина самый высокий статус – быть человеком, быть образом Божиим. Образ Божий проявляется и раскрывается в нас через правильные отношения с ближними, через служение друг другу.

Есть и еще один момент. Сегодня некоторые специальности в вузах не востребованы. Мой университетский научный руководитель, например, считает: нужно разрешить поступать на некоторые факультеты вообще всем. Например, на филфак, на истфак конкурс и так маленький. Вместо того, чтобы сокращать количество бюджетных мест, надо упрощать экзамены. Но вчерашние школьники не хотят становиться учителями.

Мне кажется, нужно дать возможность учиться на непопулярных факультетах всем. Первая-вторая сессия покажут, сделал ли человек правильный выбор или ошибся в выборе профессии.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Не думаю, что будет возможность бесконечно пересдавать ЕГЭ. Видимо, просто количество попыток увеличат до четырех. Это, может, и нормально, ведь ЕГЭ – не итоговая оценка в школе. Мы забываем, что этот экзамен нужен для поступления в вуз, от его результатов не зависят оценки в школьном аттестате. А что школьники смогут выбрать более высокий балл для поступления – это неплохо.

Другое дело, что наблюдается существенный разрыв между вузовским образованием и тем, что происходит на местах. Нет распределения, когда была потребность у работодателей в молодых специалистах. Сегодня выпускник не может найти престижное и хорошее место работы, которое бы его удовлетворяло. Работодателям нужен специалист с опытом и реальными знаниями, которые приобретаются помимо вуза. И эту проблему решать можно только за счет реального сотрудничества между вузами и работодателями. Активное сотрудничество между школами и вузами есть, а что происходит с молодыми людьми дальше – это уже не считается частью образовательной системы. И это печально, т.к. многие молодые люди вынуждены работать не по специальности или идут получать другое образование. Если бы существовала система взаимодействия меду работодателями и вузами, проблемы такой не было.

Подготовка специалистов по техническим специальностям требует больше усердия, самоотдачи и способностей, чем по гуманитарным. Математический текст и литературно-философский – это две противоположности, и гуманитарные тексты будут любому читателю понятны, в отличие от технических.

А престиж рабочих специальностей вырастет, если восстановить профессию рабочего. Здесь все упирается в размеры зарплат. Если государство и крупный бизнес поддерживали бы промышленность, туда пошли бы молодые люди, желающие хорошо заработать.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Я бы изменил постановку задачи. В первую очередь надо повысить качество образования, изменить программы, написать нормальные учебники, взяв за основу старые советские, показавшие себя весьма успешными. Эти хорошие учебники надо просто адаптировать к современности.

Надо увеличивать количество часов на русский язык, причем с соответствующим уровнем дидактики, потому что сейчас все это разрушено. Можно сколько угодно сдавать ЕГЭ, но если нет знаний, это будет просто трата времени и сил.

Нужно осознать, что министерство образования довело своими реформами до такого кризиса, что его уже министерством не назовешь. Так что, на мой взгляд, без существенных кадровых решений в этой сфере вряд ли можно обойтись. Тут множество наболевших задач, которые пытаются решать косметически, не меняя ничего по сути.

Но надо ориентировать наших учащихся на то, что юрист и экономист – это профессии для очень немногих. Не ради экономики и законов живет страна, это законы и экономика существуют для того, чтобы страна хорошо жила. А то мы все с ног на голову поставили, и в результате перегибы в сознании.

Так что задачи надо решать кардинально, а не задавать вопросы: снизит ли многократная пересдача ЕГЭ психологическую нагрузку? Нагрузка от незнания, а если человек хорошо знает материал, то для него радость, что он показал достойные результаты и может повышать свой уровень дальше.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Форма ЕГЭ вообще очень специфическая, чисто американская, рассчитана на людей, которые хотят выгодно подать свои весьма средние знания.

Делать отбор строже – это вполне здоровая идея. Кстати, технические науки больше дисциплинируют ум человека. Надо найти здоровый баланс между количеством студентов гуманитарных и технических специальностей.

Но вообще проблема стоит гораздо шире: деревня разрушена, все потянулись в города. А если живешь в городе, надо поступить в вуз во что бы то ни стало. И государство должно контролировать эту ситуацию: должны быть государственные рычаги, которые выправляют этот перекос, – а он очевидно есть.

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Конечно, возможность частой пересдачи сыграет существенную роль в понижении качества уровня знания абитуриентов и учащихся. Чем сложнее будет экзамен, тем качественнее будут знания. В вузы должны поступать самые достойные и целеустремленные люди.

В качестве пробного тестирования и тренингов ЕГЭ проводить можно, это даст возможность морально подготовиться. А если сдавать ради выбора лучшего результата для поступления, то теряется смысл самого экзамена.

Всем известно, что гуманитариям легче учиться, чем технарям. А многие и вовсе не обучались, а просто числились в вузах и получали дипломы, потом заочно покупали вторые и третьи дипломы. Для получения технической профессии сегодня не находят мотивации: нет хороших должностей, хорошей зарплаты. А молодежь ищет, где лучше, – и это сказалось на качестве и количестве выпускников.

Государство должно играть мотивирующую роль, чтобы молодежь шла получать технические профессии. Мы индустриальная развивающаяся страна. При этом благодаря советскому потенциалу у нас кое-что еще держится. Но мы не изобрели своих "айфонов" и "айпадов". Даже мелкую бытовую технику сами не изобретаем, т.к. не вкладывали в эти направления и не мотивировали людей. Сегодня надо пересмотреть все традиции – это поможет нашей независимости и способности самостоятельно развивать индустрию.

Альбир-хазрат КРГАНОВ, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:

Думаю, нам стоит обратиться к советскому опыту. Тогда предприятия выдавали заказ на те или иные профессии, и у нас были не только специалисты с высшим, но и со средним специальным образованием. Сегодня трудно найти крановщиков, каменщиков и т.п. У всех дипломы о высшем образовании, а к станку идти некому.

С ЕГЭ тоже много проблем, и к нам в Общественную палату РФ обращались не раз: в некоторых регионах дети даже заканчивали жизнь самоубийством, так как были не готовы к плохим оценкам. Образование не должно быть таким. Минобразования должно обратить внимание не на новшества, надо вернуться к классической системе образования. Иначе мы просто раним наших детей.

Ужесточать требования, конечно, можно. Но не должно быть так, когда человек не смог никуда поступить и остался не у дел. В вуз не взяли, а техникумов почти не осталось – и куда детям идти?

Надо объяснять всем, что получение диплома любым способом – не главное. И не может быть позорной профессии: все хороши, когда ты профессионал.

Ирина ДЕРГАЧЕВА, доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета:

Разумеется, разумнее делать ставку не на количество, а на качество образования.

Полностью согласна, что у нас, как и на Западе, перепроизводство дипломов. В частности, в Италии уже давно обращают внимание на развитие среднего специального образования. В старших классах школы уже можно получить квалификацию инженера и после выпуска идти работать. А в гимназиях дают очень сильные знания древнегреческого языка и латыни, то есть классическое образование. В итоге в вуз идут уже замотивированные люди, которые серьезно относятся к высшему образованию.

У нас получение диплома уже просто самоцель. Слава Богу, что стали убирать многие частные вузы, где было достаточно оплатить учебу, а знания никого не интересовали вообще.

Конечно, я против, чтобы ЕГЭ сдавали в различных центрах. Это полная профанация. Если уже в этом году, поставив камеры видеонаблюдения, мы получили очень низкие результаты по ЕГЭ, то что будет, если появятся дополнительные центры, которые будут непонятно как и бесконечное количество раз принимать экзамен? С каким качеством знаний мы получим абитуриентов? И если в МГУ при приеме на журфак преподаватели имеют право отбирать будущих студентов по предварительному творческому конкурсу, то наш Психолого-педагогический университет, где я преподаю на факультете иностранных языков, видит только результаты ЕГЭ.

И что значит получить плохую оценку по ЕГЭ из-за волнения? Если человек знает – он сдаст. А если ходить бесконечно по разным центрам пересдачи, то наверняка будет коррупция.

Держать курс надо на мотивированных абитуриентов, а не на раздачу дипломов всем подряд. И надо поднимать планку и престиж рабочих профессий – на Западе, да и у нас, они уже очень ценятся.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама