Реставраторы еще не скоро уедут из церкви в Кадашах
В начале августа в Москве верующие "захватили" церковь Воскресения Христова в Кадашах, добиваясь таким образом выполнения Реставрационным центром имени Грабаря решения властей о передаче храмов их законным владельцам. Событие это имело громкие последствия: бурную и неоднозначную реакцию светского общества, обсуждения (и осуждения) в прессе, встречу Алексия Второго с Михаилом Швыдким. В результате реставраторам выделили новое помещение, и они пообещали съехать к апрелю будущего года. Все хорошо?
- Нет, - утверждает один из прихожан, президент компании "Вашъ финансовый попечитель", принимающий весьма активное участие во всех кадашевских событиях, Василий БОЙКО, - далеко не все хорошо и не все в порядке. Швыдкой сейчас просто-напросто шантажирует Патриархию, наш бывший министр культуры ставит условие: он освободит все три церкви, которые занимает Центр Грабаря...
- Почему три?
- Потому что реставраторы не только в Кадашах расположились, но и в церкви Святой Екатерины, и в знаменитой Марфо-Мариинской обители на Ордынке. Так вот, они, мол, готовы покинуть эти храмы при условии, что Кадаши будут самыми последними, что мы покаемся чуть ли не публично в неправоте, признаем свою вину и отзовем все судебные иски. Узнаю друзей-большевиков. Вместо того, чтобы договориться, диктат и шантаж.
Прихожане - это не только слабые бабушки
- Но и церковники слишком уж как-то агрессивны в последнее время.
- А кто сказал, что прихожане - это исключительно бабушки божьи одуванчики, что верующие не должны сопротивляться? Я так понимаю, вера в Господа отнюдь не предполагает всеобщую покорность, в том числе и покорность нехорошим людям. Ведь все мученики: и раннехристианские и новейшего времени - они как раз и выражали какую-то активную позицию. Иначе бы их не убивали... Если бы в СССР батюшки не совершали тайные богослужения на домах, их бы не мучили на Лубянке. Нет, вера отнюдь не предполагает соглашательство со всеми обстоятельствами. К сожалению, этого наша общественность не понимает. Если верующий, не только православный, но и вообще верующий, не будет занимать активную позицию, то не будет Российского государства.
- Эвона как!
- Именно. Отношение к Русской православной церкви сегодня - это отношение к дальнейшей судьбе России в целом. Россия, она ведь возникла одновременно с крещением. Крещение Руси было как раз фактом превращения ее из раздробленных княжеств в единое русское государство. Мы, конечно, многоконфессиональная страна, но надо иметь в виду, что Россия без православия не Россия. Без православной культуры прежде всего. Без православной церкви. Россия не может быть мусульманской или католической. И, как показал опыт XX века, она не может быть атеистической. Речь не идет о противопоставлении религий или о навязывании гражданам православной веры. Но надо понимать историю. Российский православный император был императором всех: и мусульман, и иудеев, и католиков, и всех остальных. Такова наша история. Поэтому так и надо ставить вопрос: то есть какое у гражданина, причем независимо от вероисповедания, от убеждений, национальности, отношение к православной церкви, такое же и к России, к ее будущему.
Зачем самолетчикам древняя церковь?
- И каким же оно должно быть, по-вашему?
- По меньшей мере уважительным. Владимир Солоухин еще в советское время говорил, что отношение к церквям в России - это показатель национальной культуры и показатель национальной зрелости народа. Если проехать, говорил он (а это было в 60-е или 70-е годы), по стране, то можно подумать, что недавно здесь Мамай прошел. Действительно, по всей коренной России везде стояли разрушенные церкви. Сейчас ситуация меняется. Не так быстро, как хотелось бы. Но хуже всего, что разруха у нас по-прежнему остается и в головах. Понимаете: отношение к религиозным организациям должно быть всего лишь как к религиозным организациям, а не как к чему-то чужеродному и чуждому для страны. К сожалению, во многих правительственных учреждениях вместе с верующими или просто порядочными людьми работают и воспитанные советским временем богоборцы, воинствующие атеисты, которые по-прежнему на деле осуществляют те же самые принципы и подходы к церкви, которые существовали в советское время, в самые худшие его периоды. Они борются с верующими, причем делают это искренне, по велению души, что больше всего огорчает. И среди них много чиновников от культуры. Я даже не предполагал, что их так много. Мы вроде как движемся вслед за Европой к религиозной корректности. Парадокс в том, что на практике ни о какой толерантности даже речи не идет. Возьмем вопросы собственности.
- Я почему-то так и подумал, что мы от храма небесного обязательно перейдем к храмам на земле.
- Что делать: в храмах мы молимся. А они стоят на земле. И вопросы собственности для религиозных общин весьма актуальны. Ладно Кадаши, другие храмы, которые пока не возвращены. В отношении их хотя бы закон есть, и рано или поздно он исполнится. Но если поставить вопрос шире... Сейчас ситуация такова, что и православная церковь, и другие религиозные организации в отношении прав собственности стоят на коленях (простите невольный каламбур). Например, согласно налоговому законодательству, церковь должна платить такие же налоги на землю и на имущество, какие платит коммерческое предприятие. Скажем, как магазин. Это же нонсенс! Вот мы сейчас готовим обращение и в Государственную думу, и в Совет Федерации об изменении Налогового кодекса, потому что с учетом громадного урона, который был нанесен церквям за 70 лет советской власти, для религиозных организаций земельный налог и налог на имущество должны быть нулевыми.
- Уже было. Ельцин, насколько я помню, разрешил Патриархии беспошлинный ввоз товаров. "Церковь" (специально беру это слово в кавычки) тут же начала ввозить алкоголь и сигареты - "самые нужные" для них вещи. Полагаю, что, как только вы своего добьетесь, тут же рядом с церквушкой в каком-нибудь селе Покровском или Никольском построится свечной заводик, а то и магазинчик...
- Любую идею можно извратить. Но речь идет не о нулевом земельном и имущественном налогах, когда церковь или монастырь занимается сельским хозяйством или еще чем-то, речь о том, что связано непосредственно с богослужением.
- Пусти козла в огород: это же Россия, причем Россия постсоветская...
- Без комментариев. Единственное, что я знаю - нынешнее положение вещей неправильно. У меня есть конкретные примеры. В Смоленской области пенсионер-геолог на свои накопления и скромную пенсию построил деревянную церковь. И что вы думаете? Все регистрационные поборы, все налоги он платит, как будто построил магазин.
Или вот еще. "Вашъ финансовый попечитель" помогает одной из древнейших на Руси церкви Знамения Божьей Матери, построенной едва ли не при Иване Калите. Это в селе Аннинское Московской области. Мы вложили солидные деньги, чтобы обустроить эту церковь. Собираемся еще вложить. Но когда мы стали интересоваться, а кому она принадлежит, оказалось, что она на балансе... МАПО МИГ. То есть формально самолетостроители могут в любой момент сказать: спасибо за восстановление храма, но мы решили сделать здесь музей. И все.
Бизнесмены, они ближе к Богу
- Вас это беспокоит?
- Меня беспокоит, что законы в отношении церкви не выполняются. Меня беспокоит такой вот журналистский скепсис. Нельзя так относиться к этим вопросам.
- И все же, рискуя еще больше вас расстроить, не могу не задать следующий вопрос. Известно (и "Собеседник" писал об этом), что "Вашъ финансовый попечитель" участвовал во многих скандалах, связанных с переделом собственности. Но там была понятна ваша выгода. А здесь: в чем ваша выгода?
- Я вам отвечу так. Сколько храмов в Москве в Замоскворечье?
- Не знаю.
- Да там на каждом шагу храм. В старой Москве вообще много храмов, но в Замоскворечье особенно. В лондонском Сити - то же самое: в мировом финансовом центре на каждом шагу часовенка, храм. Не заброшенные - действующие. В Лондоне туристам объясняют так: бизнес напрямую связан с религией. Успешно идет бизнес - люди идут молиться в церковь, что все хорошо, благодарение Богу. Что-то пошло неудачно, опять идут Богу молиться, чтобы все стало хорошо. То есть и бизнесмены, и ученые, и научные работники, вообще люди активной жизненной позиции, они ближе к Богу... Года три назад публиковалась статистика, что в целом в России верующими себя считают 30 человек из ста. Но среди бизнесменов ситуация обратная, среди них верующими себя считали 70 процентов. Но это было три года назад. И я думаю, что с каждым годом ситуация изменяется в сторону увеличения этой цифры. По крайней мере, большинство моих коллег, которых я знаю, глубоко верующие люди.
-И..?
- При чем тут какая-то выгода?
Собеседник 29.09.2004 Беседовал. // Собеседник