ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дело веры

Даниил Пареньков :: 12 сентября 2014

Одна из трактовок политического (она предложена философом Карлом Шмиттом) предполагает готовность воевать за свои убеждения, умирать во имя сохранения своей картины мира.

Кажется, именно такая логика движет убивающими друг друга людьми на Украине. Координаты политического пространства и тех, и других пересекаются в слишком многих географических, исторических и культурных точках, чтобы позволить сторонам разбежаться и делать вид, что противника не существует. Что для одних Новороссия, то для других – неотъемлемая часть Украины.

Удивительно, что исторгнув из своего лексикона любое подобие идентификации оппонента как конкурирующего субъекта, низведя его до нациста или террориста, лишая тем самым права на хоть какое-то присутствие в том мире, за который идет борьба, противники оставили за скобками религиозное измерение.

Безусловно, образ врага изобилует антихристианскими мотивами, а каждая из сторон видит себя воинством Христовым, бьющемся если не с приспешниками преисподней, то, как минимум, с теми, чья вера подверглась разложению и скверне. Но в действительности, выпущенная бойцом пуля рискует прервать земное существование собрата по вере.

Как это возможно, лишая человека права заявлять о своем политическом, допускать возможность оказаться с ним рядом на общей исповеди или преломить одну просфору? Как можно осознавать себя одним религиозным целым, и, при этом, быть готовым оборвать жизнь друг друга, потому что вместе эта жизнь более невозможна?

Я вижу два возможных ответа. Либо политическая идентичность настолько преобладает над идентичностью религиозной, что растворяет ее, низводит до ранга подчиненной сущности, не имеющей права заявлять о себе, когда речь идет у куда более важных делах, а потому не принимаемой во внимание. Либо православная вера и церковь настолько отдалились в сознании людей от их жизни, что им отныне отведено место лишь в смерти.

В первом случае разговор о религии продолжать бессмысленно, ибо не может быть веры в ее отсутствии. Можно лишь констатировать: "Бог мертв", а Украина – квинтэссенция постхристианского мира. Второй вариант оставляет место для конструирования возможных вариантов украинского религиозного пространства .

Прот. Александр Шмеман очень точно диагностировал у современного православия недостаток "кафоличности", видения мира в целостности бытия и Царствия Божия. "Ориентированная на смерть церковь" соприкасается с человеком лишь в моменты рождения, брака и погребения.

Ей нет дела до того, какой путь прошел христианин от купели до гроба. Более того, она этот путь никак не соотносит ни со смыслами бессмертия души, ни с глобальной эсхатологией всего мира. Особняком здесь, пожалуй, стоят только самоубийцы, своим последним действием отказывающиеся от отпевания. Хотя и для них церковью придумана допустимая форма поминовения.

Это внимание к смерти и пренебрежение жизнью отчетливо проявляется в политико-религиозном измерении. После противостояния на Майдане главный связанный с церковью вопрос касался отнюдь не попыток осмысления произошедшего с позиций веры, а того будет ли отслужена панихида представителями той или иной конфессии.

А готовность служить эти панихиды рассматривалась как ключевой фактор религиозной идентификации. Молишься об упокоении конкретных усопших – мой священник. Не молишься – какой-то уже не тот, неправильный.

Какое дело, что там говорится по этому поводу в Cвященном Писании. Какая разница, как осмысливают происходящее священники и церковные иерархи. Их дело малое – крестить да хоронить.

Церковь, правда, и сама соглашается с подобным: общий смысл раздающихся от ее лица речей сводится к призывам примириться и перестать друг друга убивать, ну а если этого у вас не получается, что делать… привозите тела, завтра отпоем.

Не в последнюю очередь, подобная ситуация вызвана трансформацией самого понятия "церковь". Для большинства верующих, это если и не просто особое здание на улице по соседству, куда нужно ходить на Пасху святить куличи и порой ставить свечку, "чтобы все хорошо было", то совокупность людей в рясах, часть из которых эти куличи собственно освящает, а часть носит особо пышные облачения и заседает на соборах.

Почему-то забывается, что церковь – это вся полнота составляющих ее людей, в том числе и мирян, что церковь, как и государство, существует пока кто-то мыслит ее существующей. Поэтому, когда я говорю, что церковь соглашается со сложившимся дискурсом, я имею ввиду не только архиереев, священников и околоцерковных интеллектуалов, но всех, кто считает себя частью этой церкви.

Если называющие себя православными украинцы действительно исповедают христианскую веру, им неизбежно придется соотносить свое видение политического со своим видением религиозного. Невозможно вынести веру, если таковая присутствует, за пределы мировоззрения. Нельзя быть христианином и относиться к церкви исключительно как к родильно-похоронному бюро.

При этом, политическая составляющая религиозного интеллектуального пространства не может быть просто сведена к обсуждению разделения церковных институтов между своими и чужими.

Вопрос об автокефалии, поместной церкви, создании новых церквей – это вопрос исторического масштаба, но никак не формируемых им ответов и смыслов. Причем, и в этом проблемном поле курс взят на максимальное сужение.

Можно ограничить себя Киевским патриархатом, отказаться от христианского универсализма, свести свое видение религиозного к почти языческому разделению божественного пространства на свое и чужое, и, тем самым, ограничить пространство политическое сторонниками своей церкви.

Куда при этом девать остальных украинских православных оказывается не вполне понятным. Не менее сложно созидать единое религиозно-политическое видение и в рамках Русской православной церкви, частью которой себя мыслит значительная часть христиан на Украине.

Тут намечается тенденция попросту временно забыть о том, что автономия не прекращает единства и что украинские архиереи составляют почти треть всего епископата русского православия, и что почти треть делегатов на соборе 2009 года, избравшем патриархом московским митрополита Кирилла были гражданами Украины.

Явственным подтверждением подобного "курса на забвение" служит стеснительное отсутствие упоминания о патриаршей грамоте с благословением на избрание Онуфрия в официальных информационных ресурсах Украинской православной церкви. Беда только в том, что погибают люди не двух разных частей единой Русской православной церкви, а исключительно ее крупнейшей автономии.

Мне представляется, что для украинского православия выход за рамки этого самоограничения был бы живителен. Не находя возможностей для соотнесения своего видения политического и религиозного, те из противоборствующих, кто считает себя православными, могли бы вспомнить, что они – важная часть христианского мира, часть всей полноты церкви, должная приобщаться единому пространству смыслов и сопереживать общее дело веры.

Источник: Взгляд

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама