Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) руководит финансово-хозяйственным управлением Московского патриархата и Фондом поддержки строительства храмов Москвы. Он лучше многих знает о ходе "Программы-200". Архиепископ Егорьевский Марк само название проекта считает не самым удачным.
Владыка, вы недавно сказали о том, что программу строительства московских храмов стоило бы назвать иначе. Почему?
Лучше, чтобы название говорило о смысле программы, а не привязывало ее к конкретному числу. Тем более что 200 это лишь пятая часть храмов, уничтоженных в Москве в советские годы. А ведь город с тех времен разросся, численность москвичей увеличилась в десятки раз. В итоге столица оказалась на последнем месте среди городов России по соотношению количества церквей и православного населения. Кроме того, уцелевшие храмы сконцентрированы в центре, а на окраинах есть районы, где на 100-150 тысяч жителей действует один приход. Так что 200 храмов это самый минимум. К тому же вовсе не число построек главное в программе, а люди, их жизнь, восстановление связи времен.
И какое название было бы точнее?
Звучат разные варианты: и "Москва Златоглавая", и "Новые храмы Москвы"... Предложений много. Если у читателей "Вечерней Москвы" появятся интересные идеи будем рады. Кстати, есть и другие термины, которые неточны применительно к нашей программе. Например, "модульные храмы" или "инвесто ры". У нас ведь возводятся не модульные, а самые настоящие, полноценные храмы. И средства вкладывают благотворители, жертвователи, а вовсе не инвесторы, которые рассчитывают получить выгоду.
Финансы как раз многих волнуют, иногда говорят, что деньги на храмы идут из городского бюджета...
Нет, это просто миф, придуманный противниками Церкви. Храмы строятся на пожертвования. Конечно, есть содействие Москвы в выделении участков, есть организационное содействие. И все.
Никакого бюджетного финансирования у нас нет. Поэтому, когда храмы строятся, средства не забираются от школ, детсадов и так далее. Деньги собирают и жертвуют люди.
Кто эти благотворители?
Их очень много. И они очень разные. Интересно, что пожертвования порой отправляются не только из Москвы, но и из других мест. Даже из деревень посылают иногда небольшие суммы, видимо, из своей пенсии. Это очень трогает. Видно, насколько важной люди считают эту тему. Вот лишь некоторые из многих и многих жертвователей за последнее время: И. Набокова из деревни Аникино Пермского края, Д. Кленцов из Казани, А. Шаров и З. Аля бьева из Воронежа, Л. Серых из села Большая Осиновка Саратовской области, Е. Печерин из Санкт-Петербурга, О. Лагутина из станицы Сергеевская Волгоградской области... Список можно продолжать долго.
Как проще всего помочь строительству храмов?
Есть разные доступные способы. Например, можно просто отправить на номер 7715 sms-сообщение с текстом: 200 храмов пробел сумма пожертвования. Эта услуга доступна для абонентов трех крупнейших операторов связи: "Билайн", "МегаФон" и МТС.
А недавно Банк Москвы выпустил специальную линейку пластиковых карт "Дар Святыне". При использовании этой карточки вся комиссия, которую банк получает от платежной системы, перечисляется на счет Фонда поддержки строительства храмов Москвы от имени владельца карты. При этом сам держатель карты свои средства не тратит свою прибыль перечисляет банк. Открыть такую карточку можно в любом отделении Банка Москвы, а вся информация о проекте есть на сайте банка www.bm.ru
У программы есть не только союзники, но и противники. Кто они?
Прежде всего это небольшая группа людей, которые мутят остальных. Вот простой пример. Я недавно совершал первое архиерейское богослужение в новом храме преподоб ного Сергия Радонежского на Ходынке. А когда этот храм строился, случилась такая история. Одна семья, живущая за границей, но наезжающая иногда в Москву, приехала и увидела в почтовом ящике письмо. Из префектуры сообщали: ваше письмо принято к сведению. Но они-то никуда не обращались! Выяснилось, что от их имени было направлено письмо с протестом против возведения храма на Ходынке. То есть откровенная манипуляция.
А буквально вчера я был в Тушине на улице Лодочной. Там построен временный деревянный храм. На первое богослужение пришло много местных жителей. Они заполнили храм и были счастливы. И тамошний батюшка рассказал мне, что подходят люди и спрашивают: а Бог нас простит, что мы выступали против? Такие случаи встречаются часто.
Люди, которые были против храма по неразумию своему или потому, что кто-то их подговорил, потом раскаиваются и поддерживают храм, сами в этот храм ходят. И радуются.
Источник: Вечерняя Москва