"Оценка текущего состояния православно-католического диалога ясно показывает, что большинство православных представителей, скорее, поддерживают тысячелетнюю полемику против папизма..., заявил председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский ИЛАРИОН в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.
Большинство представителей православного духовенства считают, что в поместных православных церквях неприемлема иерархическая модель Римско-католической церкви, заявил председатель отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион, выступая с докладом "Примат и соборность с православной точки зрения" в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. По его мнению, эта тема в последние годы приобрела особую актуальность в связи с развитием диалога православной и католической церквей, а также в контексте подготовки к Всеправославному собору, который запланирован на 2016 год.
"Оценка текущего состояния православно-католического диалога ясно показывает, что большинство православных представителей, скорее, поддерживают тысячелетнюю полемику против папизма... Примат в том виде, в каком он представлен в западной традиции, был и остается чуждым Востоку. Другими словами, православные не готовы принять папизм ни в какой его форме", сказал митрополит Иларион.
НЕДОСТАТКИ РАВЕННСКОГО ДОКУМЕНТА
В 2007 году РКЦ и часть восточных церквей в рамках 10-го пленарного заседания Смешанной православно-католической богословской комиссии подписали Равеннский документ, признающий первенство епископа Рима (папы), и предполагающий, что будущие обсуждения должны строиться с учетом этого первенства.
По мнению председателя ОВЦС, Равеннский документ вводит читателей в заблуждение отсутствием упоминаний о различиях отношения православных и католиков к устройству церковной иерархии. "В тексте говорится о том, как с точки зрения управления организована церковь в западной и восточной традициях, однако не упоминается о том, что мы имеем дело с двумя разными моделями церковного управления: централизованной, основанной на понимании вселенской юрисдикции папы, и децентрализованной, основанной на понятии общения автокефальных поместных церквей", отметил докладчик.
"По сути, в католической церкви есть лишь один примат примат папы... Именно папа утверждает решения соборов, как региональных, так и вселенских, дает согласие на каждое назначение епископа и является воплощением полноты церковной власти. Никогда такого рода примата не существовало в православной традиции: в ней лишь существует установленный порядок (диптих), в соответствии с которым один из предстоятелей занимает первенствующее положение", подчеркнул митрополит Иларион.Он добавил, что свою позицию РПЦ, не подписавшая Равеннский документ, выразила в "Позиции Московского патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской церкви" 2013 года. Согласно этому документу, первенство во Вселенской православной церкви является по самой своей природе первенством чести, а не власти. Константинопольская патриаршая кафедра обладает им на основании священных диптихов, признаваемых всеми поместными православными церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом поместных православных церквей.
Осуществляя свое первенство, предстоятель Константинопольской церкви может выступать с инициативами общеправославного масштаба, а также обращаться к внешнему миру от имени всей полноты православия при условии, что он уполномочен на это всеми поместными православными церквами.
КОНСКНСУС, А НЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Митрополит Иларион заявил, что при подготовке Всеправославного собора, который должен состояться в 2016 году, было согласовано, что Вселенский патриарх (Константинопольский) займет центральное место в президиуме, а вокруг него, справа и слева, разместятся, в соответствии с диптихами, его собратья-предстоятели по контрасту с образом Собора РКЦ, на котором папа восседает на специальном троне отдельно от других епископов.
"Крайне важно, что решения на Всеправославном соборе будут приниматься на основании консенсуса, а не голосованием, и что утверждать их будет все собрание епископов, а не один "вселенский примас". Это еще раз указывает на принципиальное отличие между православным и католическим пониманием соборности и примата", подчеркнул председатель ОВЦС.
Он также отметил, что одной из проблем в процессе подготовки к Собору, является вопрос об автокефалии: важно установить, кто имеет право ее предоставлять.
"До недавнего времени Константинопольский патриарх настаивал на том, что ему принадлежит исключительное право провозглашения автокефалии. В процессе обсуждения этого вопроса в рамках подготовки к Всеправославному собору было принято решение, что в будущем дарование автокефалии будет проходить на всеправославном уровне и участвовать в этом процессе будут все автокефальные церкви", добавил докладчик.
Упразднить автокефалию тоже нельзя без согласия всех православных церквей.
Митрополит Иларион выразил надежду, что этот консенсус подготовит почву для решения болезненного вопроса об автокефалии православной церкви в Америке. "Ее автокефалия, дарованная Московским патриархатом в 1970 году, признана лишь некоторыми православными церквами, хотя канонический статус ее епископов никогда не подвергался сомнению ни одной из церквей. Этот вопрос, так же как и другие сходные нерешенные проблемы (такие как канонический статус нынешнего предстоятеля православной церкви Чешских земель и Словакии), должны быть решены всей полнотой православной церкви", сказал председатель ОВЦС.
Источник: РИА Новости