ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Философская баржа Михалкова

12 ноября 2014

После просмотра "Солнечного удара" лишний раз удостоверился, что выводы сделанные в рецензии на "Цитадель"http://colonelcassad.livejournal.com/379811.html оказались верными. Михалков окончательно постарел и впал в старческий маразм, ничем иным увиденное в "Солнечном Ударе" объяснить невозможно. Перед началом просмотра я всерьез полагал, что это будет некое авторское переложение Бунина с его пресловутыми "Окаянными днями", но нет. Бунин так оказался чисто для упаковки, в которую Михалков завернул свое авторское высказывание о РКМП (России Которую Мы Потеряли). Такой себе циничный маркетинговый ход (который с точки зрения маркетинга себя не оправдал совсем – фильм Михалкова в очередной раз провалился в прокате – при бюджете в 21 млн. долларов собрано 1,7).

Фильм условно разделен на 2 части – до революции и после. Если в "Сибирском цирюльнике" Михалков вылепил лубок с собой во главе и любовался им, то в "Солнечном ударе" Михалков попытался озаботиться вопросом, почему же его лубок закончился. Натужная беготня по белоснежному пароходу благословенного 1907 года конечно слишком резко контрастирует с реалиями революционной России. Тут надо напомнить, что в описываемом 1907 году, продолжается Первая Русская Революция, которая как раз в этот год и будет подавлена. О том что происходит в России например ярко описано в дореволюционной работе Владимирова http://colonelcassad.livejournal.com/846561.html Но в представлении автора фильма, есть некий локальный рай, оторванный от революционных потрясений, от военно-полевых судов, от террористов-эсеров, от провокаторов-зубатовцев, от столыпинских галстуков, от фрондирующих кадетов и набирающих силу большевиков. Есть белоснежный пароход в теплый летний день. Беда этого "философского" парохода в том, что он представляет из себя сферический пароход в вакууме. Речь ведь тут не о интрижке поручика с незнакомкой под аллегорическое натужное шипение паровой турбины. Белоснежный пароход олицетворяет РКМП, прекрасную и возвышенную, которая куда то потом подевалось. Все эти балы, красавицы, лакеи, юнкера...

Не случайно, главным рекламным слоганом фильма был вопрос "Как же все это случилось?"

Куда же уплыл этот белоснежный красавец пароход?

И вот тут фильм с самого начала дает понять, что ответа не будет, потому что корни 1917 года, лежали в революции 1905-1907 года, которой у Михалкова считай что нет – вместо нее идиллическая пастораль с паровым оргазмом в финале. А ведь как раз в эти годы, простые обыватели весьма красноречиво отзываются http://colonelcassad.livejournal.com/753407.html о том, как эсеровские террористы убивают великих князей. Вот бы объяснить причину таких настроений, но куда там...

Как дать ответ на заглавный вопрос, если сознательно уклоняться от анализа причин произошедшего? Если игнорировать суть тех лет, когда финальный крах еще не был предопределен, когда реформам Столыпина еще предстояло провалиться, царю мучительно выбирать, вступать или не вступать в роковую для империи войну с Германией, а будущий "герой белого дела" Алексеев http://militera.lib.ru/research/multatuli/15.html вместе с коллегами командующими фронтами еще не отправлял телеграммы Николаю II с предложением валить поскорее с престола ради успокоения народа.

В уста героев своего фильма Михалков как раз вкладывает тезис, что мол все видели, понимали и ничего не сделали. И все это недоумение и непонимание исходит из того, что у тех персонажей (а не у реальных белогвардейцев) которых Михалков ради пущего эффекта запихнул на баржу (ох уж мне эти "баржи смерти") отсутствует реальный исторический бэкграунд. Как то позабылось у Михалкова, что лидеры этих людей свергали царя и монархию, что эти люди более 3 лет активно (и порой небезуспешно) воевали против красных, что еще за несколько месяцев до падения Крыма, они сами вели масштабное наступление на красных, что их вождь Врангель воспринимался как реальная опасность для Советской Власти, что они сами вешали и расстреливали ради своего антисоветского дела. Но получилось так как получилось. Красные расстреливали ничуть не хуже (всего в Крыму красные расстреляли http://colonelcassad.livejournal.com/841089.html около 4 500 человек, без всякого идиотизма с баржами – сразу вспоминаются идиоты http://colonelcassad.livejournal.com/205298.html вещавшие о том, как Сталин на пару с Троцким утопили в Крыму 200 000 офицеров) , а воевали просто лучше (в том числе и потому, что на той стороне тоже были "господа офицеры" http://topwar.ru/23528-oficery-i-generaly-carskoy-armii-na-sluzhbe-sovetskoy-respubliki.html, только бывшие).

Михалков, пытаясь объяснить проигрыш тех, кто ему более симпатичен, всячески указывает на то, что то поколение, которое "воевало за Россию", было слабым – тут и полунамеки на кризис веры, и моральное разложение главного героя, и "понимающие, но ничего не делающие" господа офицеры. Что-то в духе "духовности не хватило". В общем, слабыми защитники РКМП оказались, за что их потом, практически заслуженно запихнули в "философскую баржу" и утопили оставив на память об этом "ничего не понимающем поколении" стенания про "большевистских кровопийц". Нет попыток анализа причин этого цивилизационного кризиса России в начале XX века, какие-то интеллигентские терзания и кухонно-мещанские рассуждения о необходимости расстрелов и плетки, подменяют собой заявленный ответ на вопрос о подлинных причинах произошедшей с Российской Империей катастрофы. В этом плане, нет ничего удивительного в том, что фильм не понравился ожидаемо не только красным в силу традиционного для Михалкова хруста французской булки, но и белым, так как из них в фильме вывели полную рефлексирующую размазню. Это из тех людей, которые несколько лет воевали на различных фронтах гражданской войны и которые отлично знали, за что они воюют и что они будут делать, если победят. Как говорил на этот счет Корнилов "Мы шли к власти чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти". Эти ли люди не знали ответа? Те самые люди, которые были свято уверенны, что все зло от большевиков? По Михалкову, нет, не знали. Ну а раз так, то и нет никакого почета в победе красных над такими людьми, которые ничего не понимают и задаются вопросом "Как же все это произошло?" после 3 лет кровавой войны, когда уже все кто хотел, прекрасно понял, за кого он воюет и ради чего.

Примечательно, что реальные Красные, некоторых из этих людей оценивали не так и того же Слащева, Слащева-Крымского, Слащева-вешателя, который был в числе тех, кого утопили на "философской барже", пригласили http://www.makhno.ru/other/3.php учить военному делу молодых красных командиров. Слащев хоть и считался матерым вражиной, но как военачальник был толковый и пользу стране мог принести и пользу эту принес (пока его художества не вернулись ему причудливым образом), после того как его убедили, что с победой большевиков Россия не закончилась. Понимал ли Слащев, "Как это все случилось?". Конечно понимал, ибо если бы не понимал, то сидел бы как многие в эмиграции и ждал краха большевистского режима.

А вот у Михалкова Россия закончилась, утонула вместе с "философской баржей". В этом собственно и состоит основной порок логики Михалкова, у него существует исторический разрыв с четким отделением дореволюционной России от СССР, хотя история показывает, что значительная часть дореволюционной России, осталась в России советской – в виде материальной культуры, в виде традиций, в виде истории и главное, в виде людей, которые поняли, что падение государства еще не есть падение России и что Россия в ее большевистской инкарнации, это тоже Родина, которой можно и должно служить. Несмотря на все обиды, жертвы и "философские баржи". И многие из них служили, как могли и умели, потому что смогли перешагнуть тот барьер сложности, перед которым спасовал Михалков.

Расхождение тут принципиальное – у Михалкова две России – одна утонула истерически махая рукой из иллюминатора "Эй, привет, я тут, я была", а другая пошла себе по молу в светлое будущее в стиле "Э нет, мы дальше как-нибудь без вас". На деле, Россия никуда не делась, она просто изменилась, пока кто-то бегал за незнакомкой по белоснежному пароходу не замечая и не понимая революций менявших Россию. И не было непреодолимого разрыва, и те кто хотел служить Родине, могли это делать и после революции.

В этом плане невозможно понять суть произошедших с Россией изменений, если не замечать причин этих революций или пытаясь их утопить в дешевой конспирологии. На фоне нынешних разглагольствований о едином понимании истории, Михалков в снятом на бюджетные деньги фильме, прискорбно отстал даже от официальной линии, не успевая за ее колебаниями (а ведь семья Михалковых в деле чуткого колебания вслед за генеральной линией не знает себе равных). А ведь тема реального осмысления гражданской войны, где нет карикатурных белых или красных, на самом деле востребована обществом.

Унылый и натужный антисоветский пафос столь уместный в перестроечные годы и в 90-е, в "Солнечном ударе" выглядит совсем пусто и даже казалось бы такая выигрышная антисоветская тема как Розалия Землячка, и та выглядит совершенно беспомощно – Землячку попытались изобразить демонессой в юбке, получилась не очень – приехала такая себе решительная большевичка (которая в отличие от героев фильма знает чего хочет), поглумилась, поиздевалась, утопила и поехала по своим большевистским делам. Примерно как Цезарь http://colonelcassad.livejournal.com/435313.html пронаблюдавший резню сдававшихся помпеянцев после битвы при Тапсе (вырезали почти 50 000 человек). Пришел, увидел, утопил. Хотя если уж ставилась цель раскрыть тему Землячки, то что стоило вместо выдуманной баржи, обратится к реальным расстрелам, к которым она приложила руку? Возникает странная вещь – Красные вроде бы постоянно издеваются над "героями белого дела", не уважают побежденных и всячески им напоминают, кто победил, а кто проиграл. Но учитывая как именно выводит белых Михалков, получается, что глумление со стороны красных целиком заслуженное – ведь мало того, что белые проиграли, так еще и не понимали, что происходит и как они докатились до жизни такой. Но те по фильму за 3 года ничего не поняли, а Михалкову и века оказалось мало, чтобы понять.

В итоге на свой же вопрос Михалков ответить категорически не смог. Получилось примерно так "Как же все это случилось? – Хм, да хрен его знает". А ведь под ответ он отвел себе почти 3 часа хронометража фильма.

"Солнечный Удар", как и "великое кино", несет на себе характерный творческий отпечаток позднего Михалкова. При значительной длине картины, фильм не складывается в единое полотно, распадаясь на ряд сцен, которые формально должны быть связаны одной нитью, но в силу опять же позднего Михалкова, они представляют собой просто плохо сбитый набор сцен, главная цель которых дотащить зрителя до искомой баржи, как круговорот смешных гэгов тащил Котова к Цитадели. И стоило ли городить огород прикрываясь брендом Бунина? В итоге получилась малосодержательная рефлексия за государственные деньги на волнующие автора вопросы без ответов на них. Зритель проголосовал ногами и денег Михалкову вновь не занес, красные в очередной раз указали, что Барин снимает антисоветскую шляпу, а белые что Михалков вывел из них слюнтявых интеллигентов. И вполне понятно почему – даже в советских фильмах о рефлексии белогвардейцев вроде "Дни Турбиных" или "Бега", белые офицеры выглядят более настоящими и цельными, нежели герои "Солнечного Удара". Осталось непонятным, на какую целевую аудиторию был рассчитан данный фильм.

В сухом остатке можно констатировать, что как режиссер Михалков давно закончился и если бы государство не подпитывало его старческие фантазии миллионами долларов, то он бы уже давно отдыхал от кино.

Источник: Colonel Cassad

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама