ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крещение Руси, Херсонес и современная Россия

свящ. Константин Костромин :: 21 января 2015

Когда Президент России готовился к выступлению перед Федеральным собранием, от него ждали многого: и программы глубоких преобразований в экономике, и откровений о внешнеполитических перспективах, и представления новых политических деятелей. Но угадать, что станет "изюминкой" этого выступления, не смог никто. Однако когда речь прозвучала, смысловой центр этой речи был понят всеми – это слова про Крым, про Херсонес. Не нужно напоминать, какой широкий резонанс получили эти слова. Патриоты восприняли их как лозунг современной России, либералы-западники озлобились на "новые имперские замашки". Равнодушных не осталось.

Эти слова В.В.Путина попытались оценить и с точки зрения исторической точности, политической дальновидности, философской "весомости". Здесь мнения также разделились. Основной вопрос вызвали слова Президента о том, что здесь, в Херсонесе, "принял крещение князь Владимир". Вспомнили о том, что многие историки склоняются к мнению, что Владимир принял крещение не в Крыму, а, скорее всего, в Киеве. Вспомнили о том, что сообщению о крещении в Херсонесе из "Повести временных лет" предшествовало сообщение монаха Иакова (лет на 50 раньше) о том, что Корсунь была взята князем на третье "лето" по крещении. Привели слова автора самой "Повести временных лет": "...говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Василеве, а другие и по-иному скажут". Что можно сказать на это?

Во-первых, следует сказать, что В.В.Путин – не историк ни по образованию, ни по роду профессиональной деятельности, поэтому ожидать от него научных открытий в области исторического знания едва ли следует. Более того, если Президент России озвучивает общее мнение (а этого не может отрицать никто – все жители нашей страны, если они не являются специалистами по истории Древней Руси и хотя бы слышали о самом факте крещения князя Владимира, уверены, что крестился он в Херсонесе – так писали во всех учебниках на протяжении последних двухсот пятидесяти лет, начиная с М.В.Ломоносова), значит важно это подчеркнуть.

Во-вторых, и это важнее первого, никто, действительно, не знает, где, когда и как крестился князь Владимир. На самом деле, во всех произведениях, написанных до "Повести временных лет" (а это вторая половина 1110-х годов), нет никаких исторических данных о крещении. Задача всех, кто касался этой темы, и митрополита Илариона, и монаха Иакова, – прославить Владимира за его волевое решение. Их задачей было подчеркнуть цивилизационный характер этого выбора, показать, что этот выбор был неслучайным и наилучшим образом отражал подлинные чаяния активного населения Древней Руси, что он наиболее точно отражал их мировоззрение. Следовательно, говорить о крещении князя в Киеве нет ровным счетом никаких оснований, как и утверждать, что крещение в Херсонесе – на 100% подтвержденный факт.

Однако, сама по себе идея крещения князя в Херсонесе не возникла "из воздуха". Не являлась она и результатом "борьбы идей" или "политической коньюнктуры", поскольку работа над "Повестью временных лет" началась до прихода к власти Владимира Мономаха, когда в нашей политике впервые обозначился легкий "про-греческий" крен. Следует напомнить, что "про-византийская" политика Мономаха не помешала ему воевать с Византией в 1116 году. Да и в самой "Повести временных лет" несколько раз говорилось о "лукавстве" греков, что плохо "вяжется" с якобы "про-греческой" позицией автора этого летописного свода. Откуда же возникла эта идея и на чем она базируется?

Благодаря исследованиям академика А.А.Шахматова и профессора М.Д.Приселкова, дополненным позднее капитальными работами Д.С.Лихачева, А.Г.Кузьмина, М.Х.Алешковского и многих других, стала более или менее понятна история происхождения "Повести временных лет". Она представляет собой тщательно отредактированную (как текстуально, так и по смыслу") и капитально переработанную компиляцию нескольких летописей и летописных сводов, существовавших до нее. Можно с очень большой долей уверенности утверждать, что в состав "Повести временных лет" вошли киевский митрополичий свод, который Шахматов когда-то предложил назвать "Начальным", хотя потом понял, что название это неудачно (ибо ему также предшествовали летописные своды), какой-то памятник новгородского летописания и, что самое важное в нашей проблеме, летопись Киево-Печерского монастыря. Составлением этой последней летописи и занимался, по-видимому, преподобный Нестор Летописец. Однако у него был предшественник. Особенности его работы, которые легко выделимы в дошедшем тексте "Повести временных лет", позволяют легко идентифицировать его личность – это был четвертый игумен Киево-Печерского монастыря, стоявший еще у истоков создания монастыря – Никон Великий.

В жизненном пути Никона был один момент, который позволяет восстановить многое. В 1061 году, после пострижения против воли князя Изяслава двух его бояр, Никон вынужден был бежать из Киева. Несколько лет он жил в Тмутаракани, оставив довольно много сообщений об этом княжестве за те годы, которые Никон там прожил. Тмутаракань находилась в тесной связи с Херсонесом, поскольку оба города были торговыми пунктами по пути "из варяг в греки", причем Херсонес, возвращенный византийцам, был последним пунктом для греческих купцов, а Тмутаракань была главным русским торговым городом на Черном море. Именно Никон, побывавший в Херсонесе, мог описать город как очевидец: "Крестился же он [князь Владимир] в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг [т.е. на городской агоре], палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем". Никто иной, как корсунцы показывали Никону все эти постройки. Заметим, что археологические раскопки в Херсонесе, частично оказавшемся из-за землетрясений и оползней в море, подтвердили точность этого описания – описанный в "Повести временных лет" храм найден.

Таким образом, крещение князя Владимира в Херсонесе оспаривать можно, но довольно трудно. Чтобы такие умозаключения казались достаточно достоверными, нужно доказать, зачем корсунцы лгали Никону, выдавая свой кафедральный храм за храм, где крестился русский князь. Разбор этих возможных причин может увести нас далеко от истины. Многих смущает только одно – зачем вообще понадобился этот поход на Херсонес. Причины его описаны в "Повести временных лет", а уж тем более в "Похвале" монаха Иакова очень уж неправдоподобно. Оговоримся – историки, прежде всего благодаря работам замечательного польского историка Анджея Поппэ, сегодня смогли восстановить общий ход событий, приведших как к крещению Руси, так и к войне с Херсонесом. У этих событий есть важный внешнеполитичский (для Руси) контекст – гражданская война в Византии, в которой император Василий Болгаробойца обратился за помощью к русскому князю Владимиру. Однако, раскрытие этой, и без нас отлично известной сюжетной канвы, не является необходимым – здесь споры среди историков уже касаются лишь незначительных деталей. Единственное замечание, которое мы себе позволим, – все доступные исторические памятники книжности, в которых затрагивается сюжет с крещением Владимира, свидетельствуют: если крещение киевлян было крупным событием для Руси, то князь Владимир сделал свое крещение своим частным делом, и свидетелей этого события было мало, что и породило такие противотолки историков новейшего времени. Однако, к этому сюжету мы еще обратимся чуть ниже, а пока вернемся к посланию Президента.

Итак, В.В.Путин никак не погрешил против истины, сказав, что "именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как его называли русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир". Однако куда большую "аллергию" вызвало сравнение Херсонеса с Храмовой горой в Иерусалиме. Один критик даже утверждал, что "руины места, где крестился князь Владимир, могут претендовать лишь на очень факультативное место в благочестивой жизни христианина". Можно подумать, что первым благочестивым делом христианина является паломничество по всем тем местам, с которыми связаны мало-мальски важные исторические события в жизни Церкви. Если это не является центром христианства в целом, то уж тем более это касается русского Православия. Слова о "Храмовой горе" в речи В.В.Путина, совершенно очевидно, нужно понимать образно, как пример горячего почитания священного места, и не более того. Сложные же политико-религиозные реалии сопровождают практически любую сакрализацию.

В силу присущей русской культуре комплиментарности, качества, обозначающего приветливость и открытость к влиянию внешних культур, русский народ высоко ценил те народы и государства, с которыми соседствовал. Несчастным старался помочь, великим – подражать. Но и в том, и в другом случае русский народ делал это с достоинством, не опускаясь до слепого копирования империй или ультимативного требования выполнения своей воли в ущерб воли слабого. Во всяком случае, едва ли какой народ может сказать, что русские воевали с ним подло и поступали жестоко. Впрочем, не это главное.

Главное – то, что, подражая великой культуре, русские старались брать от нее самое ценное не в материальном, а в духовном смысле. Русские не обворовали ни одной европейской столицы, которую, волею судеб, пришлось брать силой. Что заимствовали? Идеи, красоту, веру. Такие качества создали особый менталитет русского человека, ищущего идеал вне своего дома, вне своей страны и пытающегося этот идеал воссоздать у себя. Обычно историки описывали историю таких идеалистических идей, начиная с эпохи создания единого русского государства при Иване III, когда зародилась идеологема "Москва – III Рим". Зародившись еще в начале ХV века, эта идея достигла своего апогея в ХVI веке. В конце ХVI появилась новая идея "Москвы как нового Иерусалима". В начале ХVIII (не считая предыстории в ХVII веке) мы строили идеальное европейское государство. В ХХ попытались на базе экономического учения Маркса и общественного наследия деятелей Французской революции создать социалистическую империю. Каждая из перечисленных идей имела глубоко сакральный характер.

Всегда в основе этой идеи находилась наша столица, то Москва, то Санкт-Петербург. Она имела ключевое значение, и не нужно было ездить в Рим, Иерусалим, Париж или Венецию, чтобы Москве быть "третьим Римом", "вторым Иерусалимом", а Петербургу "северной Венецией" или "северной Пальмирой". Подобные идеи "витали в воздухе" и в Киевскую эпоху. Херсонес сыграл важную роль в том, чтобы Киев уподобился Константинополю, ибо подражание Византии несомненно было центром русских религиозных, художественных и идейных чаяний в ХI веке. Да, Херсонес был тогда возвращен Византии, но благодаря ему у русских появилось куда более важное приобретение, нежели сам этот греческий город. Именно в этом сакральное значение Корсуни. И хотя сам по себе Крым и Херсонес не имели в древности статуса "священной земли", никто не мешает сделать это сейчас. Древность для глубокой сакральной идеи не является обязательным условием. Москва стала "третьим Римом" не при своем основании, не в эпоху, когда великокняжеский стол окончательно закрепился в Москве, а значительно позднее.

Появление "священных мест" России-Руси происходило в течение всей ее истории. Благодаря особой известности оптинских старцев стал национальным достоянием святости Оптинский монастырь, существовавший к тому времени уже не одно столетие. Монастыри преп. Серафима Саровского стали известны благодаря деятельности Н. А. Мотовилова и священномученика Серафима (Чичагова). Все места, связанные с памятью св. князя Александра Невского, приобрели сакральное значение благодаря деятельности монархов – Ивана Грозного, при котором состоялась его канонизация, и Петра Великого, при котором имя князя оказалось накрепко связано с новой столицей империи. Поэтому появление в этом списке Херсонеса, историей более чем достаточно обоснованного, не вызывает вопросов. Именно поэтому первая строка гимна России и декларирует ее сакральный статус, статус "священной державы".

Что же касается "сакрального статуса" Крыма, то он имеет давнюю историю. Поход на Херсонес при Владимире принес иной "государственный плод" – Тмутараканское княжество, образованное в результате войн в Крыму. До того Тамарха (или Таматарха) принадлежала то византийцам, то хазарам. Там воевал Святослав, но присоединить ее к своему "каганату" не смог. Первым русским князем Тмутаракани стал сын Владимира Мстислав, удачно "пересидевший" там смуту Владимировичей в 1015-1018 годах. Тмутаракань была фактически ключом к Крыму, и потому Херсонес, при наличии города на Таманском полуострове, все равно оставался под контролем Киева. Окончательный распад Киевской Руси во второй четверти ХII века привел к потере Тмутаракани и, неизбежно, Крыма. Кочевники, сменяя друг друга, владели Крымом вплоть до присоединения Крыма к Великороссии.

Уже в составе России Крым стал вполне священной русской землей в результате двух оборон Севастополя – в Крымской войне и в Великой Отечественной войне. Показательно, что первый из городов, основанных еще при Екатерине Великой в Новороссии (1778), был назван сходно с Херсонесом (Корсунью) – Херсоном. Хотя прямой связи названия Херсона с Херсонесом проследить не удается, оно отражает скорее любовь Екатерины к филологическим штудиям, тем не менее выбор именно этого названия не случайно и апеллирует именно к российской истории. Поэтому включение Херсонеса как одного из символов Крыма в список священных мест "священной державы" не кажется нелогичным.

Подведем итоги. Президент России в своей речи констатировал: не он, а история и общественное мнение, формировавшиеся в течение нескольких веков, включили Крым и непосредственно Херсонес в число городов, сыгравших в отечественной истории ключевую роль, и вполне заслуживают называться "священной землей" России. Для России вся ее земля священна. Крым оказался включен в нее не вчера, не сто и не двести лет назад, а более тысячи лет и свой священный статус за этот немалый срок только упрочил. Поскольку сегодня не только подвиги солдат Отечества, но и духовные основы вновь составляют славу России, то Херсонес в Крыму вполне может дополнить Севастополь в ряду "городов-героев", только героизм этот – иного качества. Дело Церкви – напоминать о важности обетов, даваемых при крещении каждым христианином и данных князем Владимиром от имени своих подданных тысячу лет назад в Херсонесе, где был решен вопрос не столько о его личном крещении, сколько о крещении Руси. Дело Президента – заботиться о славе Родины, и в своей речи перед Федеральным собранием он напомнил о ней достойно.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама