ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неделя гармоничных межконфессиональных отношений: Мнения священнослужителей

03 февраля 2015

Генеральная Ассамблея провозгласила первую неделю февраля каждого года Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений между всеми религиями, вероисповеданиями и конфессиями.

Она также призвала все государства на добровольной основе поддерживать в течение этой недели распространение идей межконфессиональной гармонии и доброй воли в церквях, мечетях, синагогах, храмах и других молитвенных домах во всем мире на основе любви к Всевышнему и любви к ближнему или почитания добра и любви к ближнему, в зависимости от собственных религиозных традиций или убеждений.

История России дает почти уникальный пример мирного сосуществования множества вероисповеданий. Сложилось оно не сразу и преувеличивать его безоблачность не следует: в нашей истории были и столкновения между религиозными общинами, и массовые эмиграции представителей религиозных меньшинств, – но все же у нас сложилась в целом работающая система, позволявшая представителям самых разных народов и религиозных традиций жить бок о бок и вместе строить единую страну. Представители религиозных и национальных меньшинств издавна входили в элиту государства, и это никого в России не удивляло.

С другой стороны, эта многонациональность и многоконфессиональность России давно стала соблазном для тех, кто стремится к ослаблению нашей страны. Национальную и религиозную карту во время революции и Гражданской войны разыгрывали большевики, во время Великой Отечественной – нацисты. В наши дни попыткам развалить Россию, используя сложности в межконфессиональных отношениях, тоже несть числа: в 1990-е их почти и не скрывали.

Напомним также о судьбе Югославии: на руинах единой страны убивали друг друга говорящие на одном языке православные сербы, католики-хорваты и мусульмане-бошняки.

"Каковы, на ваш взгляд, сегодня главные угрозы гармонии в отношениях между вероисповеданиями в России? К лучшему или к худшему меняются эти отношения в последнее время? Будете ли вы сами говорить в ближайшие дни на эту тему со своими прихожанами – как то рекомендует ООН?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Я довольно часто говорю с прихожанами об этом, и не перестану говорить. Но работа с прихожанами – немножко другой жанр.

Свобода вероисповедания – это вполне законное право любого гражданина нашей страны, и международное право это признает. Но под личиной различных конфессий часто выступают люди, имеющие политические интересы. И вот здесь необходима помощь государства, особенно традиционным конфессиям. Православная Церковь, как и традиционный ислам, иудаизм, буддизм, не требует для своего существования внешних источников. Мы живем за счет внутренней многовековой традиции. И поэтому, конечно, государство отдает предпочтение именно представителям традиционных конфессий, потому что возникновение нетрадиционных чревато рождением сект. А появляются они из-за внутренних проблем духовной жизни или благодаря внешнему влиянию. Поэтому государство должно тщательно следить, чтобы под личиной этих якобы конфессий и якобы запросов духовной жизни человека не проникали к нам представители политических сил, враждебных нашей державе.

И РПЦ, и ислам успешно борются с различными отклонениями в духовной жизни. Более того, я считаю, что появление сект, часто самых экзотических, связано с нашими недоработками. Их существование в определенном смысле закономерно и даже полезно. Как говорил апостол Павел: "Необходимо быть и ересям, чтобы сильнейшие и более правые выявились в результате дискуссии". То есть ничего в этом страшного нет.

Но когда оказывается, что какой-то авантюрист с уголовным прошлым вдруг оказывается обладателем колоссальных средств для оболванивания народа, собирает большие группы людей и имеет колоссальное влияние через СМИ, то ясное дело, что это не внутренняя наша проблема, а внешняя агрессия против наших духовных традиций. И тут мы будем только рады помощи государства, – не в качестве ярма или надзорного органа, а именно помощника. Потому что существование здорового ядра в любой из традиционных конфессий гораздо полезнее для населения и интересов государства, чем появление религиозных группировок, прикрывающихся духовными запросами, а на самом деле разрушающими общество и наши традиционные религии.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

Мнение Генеральной Ассамблеи по любым вопросам мне совершенно безразлично, – как впрочем, уверен, и прихожанам нашего храма, потому что сегодня у Ассамблеи одно мнение, завтра другое.

Как-то на одной конференции в станице Наурской (Чечня) где я говорил о толерантности как явлении внутренне порочном, меня поддержал один местный аксакал, который сказал следующее: "Толерантность – это терпимость, но если постоянно терпеть, то рано или поздно терпению приходит конец. Не надо терпеть, нужно просто любить друг друга".

То же самое и здесь, если любовь есть, то она будет, а если нет, то никакие "субботники" раз в году ничего не исправят.

Главная угроза, на мой взгляд, в межрелигиозных отношениях – это безграмотность, прежде всего в вопросах своей веры, которая позволяет успокаивать свою совесть и совершать поступки, несовместные с верой в Бога.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:

Заявления ООН носят для Русской Православной Церкви рекомендательный характер. Каждый на местах решает сам, исполнять их или нет.

О межрелигиозных отношениях, на мой взгляд, целесообразно говорить лишь в применительно к традиционным религиям. Так, лидеры неопротестанских организаций в России допускают порой очень резкие высказывания в отношении православия. Может, не публично, но среди своей паствы. На примере Украины мы видим, как самозваный "Киевский патриархат" использует свое положение для рейдерского захвата православных храмов Украинской Православной Церкви. Нередко по храмам стреляют украинские военные. А ведь РПЦ включает в себя Украинскую, Молдавскую, Белорусскую и многие другие национальные православные Церкви, поэтому то, что происходит сейчас на Украине, касается и нас. А на Украине война идет и на религиозном фронте.

Что касается традиционных религий, у РПЦ на протяжении всей истории были с ними нормальные отношения. Тут действует принцип: "уважай святыни соседа, и он будет уважать твои святыни".

Я сам долгое время в Амурской области входил в состав рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений при губернаторе, где за одним столом собирались представители различных конфессий. Мы искали различные точки соприкосновения, например, обсуждали духовно-нравственное воспитание молодежи, другие злободневные вопросы, решать которые, несмотря на разность религиозных доктрин, можем совместно.

Конечно, можно было бы расширить направления этой деятельность в нашей стране, проводить вместе различные фестивали, спортивные соревнования. Такие совместные мероприятия, думаю, нужно проводить вне зависимости от заявлений ООН и других европейских организаций.

А ООН, я думаю, прежде всего, нужно обратиться со своими призывами к представителям религиозных организаций Украины, призвав их к гармонизации религиозных отношений.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:

Проблема межконфессиональных отношений заключается в самом человеке. Важно, чтобы прихожане, находясь в храме, или, скажем, в мечети, не лицемерили перед Богом. Как только возникают лицемерие, начинаются двойные стандарты во взаимоотношениях с Богом, а потом и с людьми. Такие люди, например, под видом проповеди о пророке Мухаммеде или о Господе нашем, пытаются реализовать свои амбиции, и превознестись над другими.

Если человек крещеный, это еще не означает, что он христианин. Крещеными были Карл Маркс, Владимир Ленин, Адольф Гитлер и Иосиф Сталин. Ни наш Господь Иисус Христос, ни Мухаммед не призывали к резне и ни к каким неблаговидным поступкам.

От поступков наших "христиан" порой волосы дыбом становятся. У нас в стране огромное количество абортов. Мы говорим о Христе, о том, каким должен быть человек, а сами убиваем своих детей! Если люди не покаются, не изменят образ жизни, и в то же время будут продолжать заявлять, что они христиане или мусульмане, никакого межконфессионального братства не будет.

Очень важно, чтобы у нас было живое отношение к Богу, чтобы мы стали добрее, не разделяли людей на "чужих" и "своих". Каждый из нас – образ и подобие Божие, какую бы религию ни исповедовал и к какой бы конфессии ни относился.

Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:

По моему глубокому убеждению, люди из ООН не имеют никакого морального права вообще говорить о мире. Будем уже честны: эта организация сегодня не пользуется никаким уважением. Поэтому я не могу понять, какое имеет право ООН учить чему-то наш российский многокофессиональный, многонациональный народ? Пусть лучше они учатся у нас.

Религия – это, в первую очередь, связь с Богом, а через него и с остальными людьми. Господь и Бог наш Иисус Христос сказал: "возлюби ближнего своего, как самого себя". Во всех традиционных конфессиях, а в православии особенно, Бог есть любовь. Когда Господь пришел, Он сказал: "Мир вам".

Весь этот месяц у нас в Оренбургской области велся всеобуч "Семь уроков жизни", посвященный 700-летию Сергия Радонежского. И мы недавно поднимали этот вопрос. Сегодня даже дети прекрасно понимают, что происходит. Они говорят: "Батюшка, почему закон Моисея, который появился еще полторы тысячи лет, до рождества Христова, говорит: "не убий", ислам везде провозглашается как религия мира, а людская кровь тем временем льется рекой?" Ответ прост: люди, желающие реализовать свои сребролюбивые, властолюбивые амбиции, прикрываются религиозными лозунгами.

Сила России именно в том, что у нас не было религиозных войн. Если и возникали какие-то эксцессы, они были спровоцированы политическими мотивами.

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

На мой взгляд, ситуация с межконфессиональными, межрелигиозными отношениями в России напрямую зависит от состояния нашего государства как институции, которая объединяет, оберегает наше общество, наш народ. Если наше государство слабое, мы видим всплеск межрелигиозных конфликтов, как в 90-е годы. А когда наше государство сильное, когда оно стремится защищать интересы всех своих граждан, а не агрессивного меньшинства, обеспечивает их конституционное право на свободу совести и вероисповедания, то есть на религиозную свободу, удивительным образом выясняется: межрелигиозные отношения можно выстраивать вполне мирно.

Так что сильное государство – первое и главное условие межрелигиозного мира в стране. И второе – духовная, религиозная или, попросту говоря, информационная зрелость нашего общества. Если мы живем не мифами и мечтами, а реальностью, и имеем возможность получать и оценивать информацию о проблемах существующих конфессий, о противоречиях, которые сложились между ними исторически, национально, социально, политически, или же географически, мы понимаем необходимость или невозможность тех или иных компромиссов.

Что касается общения с прихожанами – священнослужитель по своим убеждениям, по своему долгу священства может, должен и обязан свидетельствовать истину Божественного откровения, Божественной любви. И, имея как священник такое обязательство, я стараюсь каждое свое богослужение обращаться к прихожанам, чтобы побудить их искать причины неурядиц в жизни не извне, а внутри себя. Это основной способ их преодоления.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Как раз на минувшей неделе на нашем местном "Радио Россия-Иваново" я участвовал в передаче, где вместе с ведущим и представителем мусульманской уммы 40 минут, включая открытый эфир, говорил именно на эту тему, отвечал на вопросы слушателей.

Основной мотив этой передачи состоял в том, что не надо искать проблем там, где их нет. Их нет в нашей истории, в основе нашего общества – ни в православии, ни в исламе. Религии сами по себе обеспечивают полное взаимное уважение между соседями и тем более согражданами. И в России так было, и в странах ислама. Например, Арабский халифат был веротерпимым государством. Даже Османская империя была веротерпимым государством – при всей своей жесткости и прочем. Конечно, грехи, недостатки и прочие безобразия всегда были и есть, но основополагающий принцип таков. Исходя из этого и надо действовать.

Да, в исламе есть отщепенцы, которые берут автоматы и бомбы и калечат людей. И у нас тоже есть экстремисты. Но надо понимать, что если преступник прикрывается какой-то религиозной традицией, это только ему хуже. И мусульмане, и христиане озабочены тем, что под их прикрытием действуют организации, которые пытаются рассорить наши религии. Они приходят из-за океана, вырастают и в нашей стране. Это зло человеческое, которое прорастает всюду и требует выкорчевки усилиями религиозных конфессий, правоохранительных органов, общественности. Мы, к сожалению, должны быть готовы к тому, что эта война никогда не прекратится и будет продолжаться до конца времен.

Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

Если в ООН к этому пришли, значит, есть к этому предпосылки в мире. У нас в России и без указания ООН ведется такая работа. Это в США и Европе безнравственность процветает и там надо чаще говорить о взаимоуважении, а не только в первую неделю февраля.

Сейчас единственная сила, которая может говорить о нравственности, это духовенство. В других странах со своей демократией забыли уже о том, что такое человеколюбие, у них этих понятий будто вообще уже нет.

В России в сфере межконфессиональных отношений все как раз хорошо. Недавний митинг в Грозном это доказал. Патриарх Кирилл даже попросил священников принять в нем участие, и пришло более 50 человек, хотя у православных был большой праздник в этот день – Крещение. Но они были с нами, потому что если кто-то оскорбляет религиозные чувства, с этим надо бороться всем вместе.

Что касается экстремизма и терроризма под прикрытием религии, то людей завлекают в эти организации под предлогом, что они попадут в Рай, если станут камикадзе, но это ложь. Если они убивают других людей и себя, они в Рай никогда не попадут. И у нас по пятницам каждый раз проповеди про это. Всевышний создал человека, чтобы он творил добро, и об этом никому нельзя забывать.

Альбир-хазрат КРГАНОВ, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:

В последнее время нам приходится об этом много говорить, и на это есть причины. События, которые происходят в мире – убийства мирных людей в Сирии, "оранжевые революции" в мусульманском мире, события на Украине, где идет братоубийственная война, сжигают церкви – все это заставляет чаще говорить в проповедях об отношении религии к этим проблемам.

Мы в России на протяжении тысячелетий живем вместе, прошли долгий путь и живем во взаимопонимании. И у нашего народа выработан иммунитет против этой болезни, о которой беспокоится ООН. Сломить нас никому не удастся.

Но нельзя забывать, что, например, на Украине путем идеологической интервенции и работы с сознанием людей смогли противопоставить разные группы народа друг другу. Это напоминание нам о том, что нужно больше просвещать людей, они должны знать о причинах происходящего вокруг. Например, большинство уже понимает, что терроризм, который всегда пытались приписать исламу, никакого отношения к настоящей религии не имеет. Люди с грязным сердцем используют чистое и высокое имя ислама в своих корыстных целях, это политиканство с использованием высоких идеалов.

Предложение ООН, конечно, хорошее. И я думаю, что не только в течение одной недели нужно заниматься этим. Людей надо просвещать больше и чаще. Например, в учебных заведениях было бы полезным проводить мероприятия, встречи, семинары с приглашением экспертов для обсуждения этой темы. Чем больше людей будут знать корни проблемы, тем меньшее количество поддастся на провокации, благодаря чему укрепится мир и взаимопонимание между народами.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Россия в конфессиональном отношении страна неоднородная, и хотя исторически в ней доминирует православие, но государство у нас светское и ни одна религия не пользуется привилегиями. Такое положение создает нейтральную среду для межрелигиозного диалога, но в то же время создает для зарубежных религий иллюзию экспансии: они думают, что можно легко войти к нам и утвердиться. Но религия – это не только ритуалы, молитвы, но и образ жизни, что более важно. И в России в этом плане как раз единый образ жизни.

Несмотря на многообразие вероисповеданий, одной из исторических особенностей России было проживание здесь сотен народов. И процесс осознания обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу как раз выливается в нашу веротерпимость друг к другу, что сегодня и создает возможность успешного существования светскому государству с большим количеством конфессий и народов. Так что, безусловно, поддерживаю объявленную ООН неделю. И сам буду говорить об этом в синагоге на Поклонной горе. Кроме того, я приглашен на большой Круглый стол именно по этой теме.

А отношения у нас в стране пребывают в живом и трепетном состоянии. Где-то проблемы возникают, где-то ситуация лучше.

Межконфессиональные отношения в современной России тесно связаны с отношениями религии и государства. Последнему отводится большая роль в поддержании в стране веротерпимости. И тут есть еще над чем работать чиновникам: им нужно повышать квалификацию в области отношений с религией. И это относится к чиновникам разных уровней и рода деятельности.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Отношение к представителям других конфессий в иудаизме самое что ни на есть положительное. С христианством он тесно связан: 10 заповедей, записанных в Торе – те же, которые соблюдают христиане.

Иудаизм, развивавшийся в христианских странах, имеет ряд особенностей. В католических странах отношения на протяжении всей истории складывались по-разному. Были периоды потепления и напряженности, и жестокие времена. Этому есть объяснение – иудеи не приняли христианство, так как в нем с точки зрения иудаизма много элементов язычества. Но отношение к самой религии, к верующим, которые ее исповедуют, нормальное. Хорошо, когда человек верит во Всевышнего, соблюдает заповеди – или, по крайней мере, стремится к этому.

С мусульманами у иудеев вообще почти нет противоречий. Коран – книга, где очень много общего с Торой. Есть противоречия с теми организациями, которые называют себя исламскими, а по сути террористические. Они не признают еврейское государство, захватывают и убивают заложников.

Лично у меня хорошие отношения также с представителями чеченской, армянской, азербайджанской, узбекской диаспор, и нет никаких предпосылок для противостояний. Тем более, у нас много общих проблем – укрепление семейных отношений, воспитание молодежи и детей в духе понимания традиций других национальностей и конфессий...

Источник: Regions.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама