ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Государственный гимн – особое торжество или ежедневный ритуал? – Мнения священнослужителей

12 февраля 2015

С 1 сентября в по распоряжению регионального министерства образования и науки калужские школьники каждый день перед уроками будут петь гимн России. Педагогическому составу калужских образовательных учреждений поручено провести с учениками работу по изучению гимна. За исполнение каждый школьник получит оценку по итогам зачета.

С инициативой исполнения гимна в школах выступил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. По его словам, такая практика применяется во многих странах.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава назвал это популизмом: "Сделать это ежедневным, я считаю, это неправильно. Не совсем одобряю. А вот если какие-то мероприятия школьные, и там петь гимн РФ, это было бы хорошо. А таких мероприятий в школе много. Если это будет систематически, каждый день, я считаю, что это не будет способствовать патриотическому воспитанию", – сказал Берулава. Он также сказал, что по окончании школы каждый подросток должен знать слова гимна и уметь его исполнять.

Идею начинать каждый день с исполнения гимна калужане, по-видимому, позаимствовали у школ США. Но в США вообще отношение к государственной символике иное, чем у нас: там, например, принято вывешивать государственный флаг на своем доме или участке, размещать его где-нибудь в автомобиле, да и в одежде "звездно-полосатые" мотивы весьма распространены. Иными словами, для американца государственная символика в "личном", неофициальном обиходе – это в порядке вещей.

В России же использование государственной символики за пределами официальной сферы не принято. Поэтому есть опасность, что исполнение гимна будет восприниматься как дань казенщине. В итоге гимн, вместо того, чтобы укреплять в школьниках патриотизм, будет для них связан лишь с привычным раздражением.

Есть и еще одна проблема. Если российский триколор в обществе практически единодушно воспринимается как "свой" и "правильный", то с гимном положение другое. Его дважды перелицованный текст часто вызывает насмешки, а музыка накрепко связана с воспоминаниями об СССР – что, в свою очередь, нередко становится либо поводом для сравнения нынешних времен с советскими (обычно в пользу последних), либо, наоборот, вызывает воспоминания о темных сторонах советского режима – от массовых репрессий до тотального дефицита.

"Как вы относитесь к идее начинать школьный день с исполнения государственного гимна? Как, на ваш взгляд, такой ритуал подействует на школьников?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Вообще-то я считаю, что лучше нам начинать день с краткой молитвы – но только если человек делает это не через силу, а добровольно, из сердечного желания попросить или поблагодарить Бога. Я думаю, то же относится и к любым официальным песнопениям, включая гимн. Когда люди поют гимн искренне, это хорошо. Но все должно быть по совести.

Ежедневная же "обязаловка", как мне представляется, не вызовет у младших должного почтения. Моя дочь училась и закончила школу в США, и мне прекрасно известно ее ироническое отношение к ежедневному пению гимна с обязательным прикладыванием правой руки к сердцу.

Дети, конечно, должны знать гимн своей страны, но лучше, если наши власти на местах, да и власти всей страны будут больше делать для того, чтобы люди с радостью и гордостью исполняли этот слегка переделанный текст на еще советскую мелодию. Если люди увидят, что государство на самом деле заботится о своих гражданах, что у нас славная история и еще более славное настоящее (для всех жителей Российской Федерации, а не только для малой их части) – проблем с желанием спеть гимн с утра не возникнет.

Да еще хорошо бы губернатору-инициатору дать пример и ежедневно в прямом эфире местного ТВ петь по утрам гимн России вместе со всем своим кабинетом. Может, тогда что-то доброе и выйдет из этой в общем-то полезной по своему замыслу (но не предложенному воплощению) затеи.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Я глубоко уважаю Анатолия Артамонова, заинтересовано слежу за Калугой, поскольку двенадцать лет там служил. И мне любо смотреть, как там подымается экономика, а отношение Церкви и власти строится более здраво и содержательно, чем в Москве. Это факт. Артамонов – человек здравомыслящий, нелепостей он не делает. Его идея меня совсем не коробит.

Очень хорошо, что мы не изменили мелодию гимна, да и слова только частично перелицевали. Общая идея гимна и его мелодия остались прежними, и это очень важно, чтобы связать советские времена с современной страной, потому что и то, и другое есть наша историческая родина – Россия.

Я не поклонник США. Я могу уважать и любить людей, которые там живут, их культуру, но систему жизни я откровенно не люблю, как и западноевропейскую. Так что брать пример у них незачем. У нас есть свои традиции, которые просто-напросто надо частью вспомнить, частью восстановить. Кстати, в советское время каждый день начинался и заканчивался гимном СССР – в шесть утра и в полночь он играл по радио. Это никого нисколько не шокировало. Гимн исполняли на торжественных мероприятиях в школах, в любых учреждениях.

Во всяком случае, исполнение гимна точно укрепит идеологию, которая, что бы кто ни говорил, у нас все же формируется. И даже хорошо, что она разрабатывается постепенно, не навязывается сверху и не идет через "майдан". Дай Бог, чтобы это шло повсеместно, а не только в Калужской области.

И, кстати, очень хорошо, что строительство гражданского общества идет из регионов, а не из Москвы. У Артамонова и его команды хватит ума не доводить все это до нелепости. Они нормальные люди, которые высмеют любую глупость и поддержат любое здравое начинание.

Протоиерей Михаил ДУДКО, главный редактор газеты "Православная Москва":

Я затрудняюсь ответить на этот вопрос однозначно, так как привык, что занятия в церковно-приходских, воскресных школах, духовных академиях и семинариях начинаются с молитвы. Но само по себе пение оказывает облагораживающее воздействие на душу человека, в особенности, если в тексте песни содержится обращение к Богу.

В современном гимне есть только одно упоминание о Боге – "хранимая Богом родная страна". Это, конечно, не молитва. А вот прежний российский гимн носил неофициальное название "Молитва русского народа" и начинался с обращения к Богу, – правда, насколько я знаю, в дореволюционных школах ученики его перед началом очередного дня не пели. Хотя по торжественным поводам гимн в гражданских учебных заведениях исполнялся.

Похоже, эта инициатива – заимствование из практики школ США. Ни однозначно хорошего, ни однозначно дурного я здесь не вижу. Хотя бы слова гимна ученики точно будут знать назубок – и то хорошо.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

В духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви занятия начинаются с молитвы: она настраивает семинаристов на духовное отношение к образованию. Предполагаю, что и исполнение гимна в светских учебных заведениях послужит на пользу подрастающему поколению.

Относиться к гимну с насмешкой недопустимо. Трудно понять людей, которые так относятся к символам нашего государства. Гимн каждой страны имеет свою историю. Один из древнейших, или быть может, самый древний гимн в Европе – Нидерландов. В нем зашифровано имя принца Вильгельма Оранского. Этот гимн исполняется в Нидерландах, хотя далеко не все жители страны – протестанты. Гимн Франции – Марсельеза, и ему оказывают уважение не только люди, разделяющие республиканские ценности, но и верующие, предки которых пострадали во время французской революции. Гимн федеративной республики Германии кому-то может напомнить времена Третьего рейха. Но я не встречал в СМИ протестов жителей этих стран против их национальных символов.

За последние десятилетия мы очень много заимствовали на Западе, в том числе песни. Они далеко не всегда соответствуют духовным традициям нашего Отечества. Мы также заимствовали очень много слов, которые нам попросту не нужны, так как вытесняют исконно русские аналоги; заимствовали день святого Валентина и другие традиции, по сути нам чуждые. Интересно, что люди, высказывающиеся против исполнения гимна, как правило, очень любят эти заимствования. А есть вещи, которым нам и впрямь нужно учиться у западных стран – в частности, у Америки. Было бы неплохо перенять у нее уважение к национальной символике и вообще патриотизм. Пришло время собирать камни – перенимать то лучшее, что есть у других стран – в том числе отношение к государственному гимну.

Критиков инициативы калужан совершенно не интересует, какие песни пели и поют наши школьники на переменах, а иногда и во время уроков. Только пение гимна у них почему-то вызывает раздражение. А ведь после исполнения государственного гимна наши школьники, несомненно, станут более дисциплинированными, потому что день будет начинаться с общенационального действа.

Никого не удивляет, что в Новогоднюю ночь исполняется гимн нашего отечества. Люди переживают значимость момента – переход от одного года к другому и радость праздника (а большинство граждан нашей страны считают Новый год главным праздником). Думаю, исполнение гимна перед занятиями будет настраивать школьников на сосредоточенность, праздничный лад, консолидировать молодое поколение в преданности Отечеству, державе и народу. Исполнение гимна перед началом учебных занятий – важная составляющая патриотического воспитания, – которое, конечно, должно вестись и другими способами.

Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:

Воспитывать патриотические чувства у молодежи непременно надо. И очень важно, чтобы школьники знали гимн своей страны. Так что это хорошая инициатива.

В современном гимне России, на мой взгляд, красивые и правильные слова – не вижу ничего плохого в том, чтобы его петь каждый день. Школьники, начиная день с патриотического чувства, будут понимать, что учатся не только для себя, а для своей страны, что они граждане своей страны. Человек должен быть патриотом ежедневно, а не по праздникам.

Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:

В этом вопросе я скорее согласен с Михаилом Берулавой. На мой взгляд, разучивание музыки и текста гимна должно происходить на уроках – например, пения, – и отведенное на это время необходимо дозировать. При этом непременно надо исполнять его в торжественные минуты – во время государственных праздников, в День знаний, перед началом спортивных мероприятий, школьных олимпиад, чтобы у детей было ощущение праздника и своей причастности к нему.

А если заставлять школьников петь его каждый день, мне кажется, это вызовет у них отторжение. Отношение к гимну нужно воспитывать постепенно, – может быть, даже годами. Его исполнение должно восприниматься как радостное событие, а не обязаловка.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Я бы сказал, что такие вопросы за себя должна решать каждая школа сама. В США исполнение гимна – это обычай, который распространен по стране, но в разных школах и штатах вопрос решается по-своему, и никому бы не пришло в голову как-то это администрировать. И у нас тоже: если калужский губернатор в своей области счел исполнение гимна полезным и идея пользуется поддержкой – хорошо. Но объявлять ее обязательной для всех школ я не вижу никакой надобности.

Да, нынешний гимн обладает некоторыми недостатками: и текст совсем не идеальный, и мелодия та же, что была при Сталине. Люди старшего возраста путают слова. Поэтому идея исполнения гимна и вызывает некоторые сомнения в полезности этого мероприятия.

Тут надо предоставить людям право выбирать самим – не такой это вопрос, чтобы его на общегосударственном уровне решать.

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Интересно было бы посмотреть, как этот опыт отразится в реальности на учащихся. Но вообще уважение к символам государства – гимну и флагу – надо, конечно, воспитывать с детства. И делать это надо в ненавязчивой форме, с хорошим креативным подходом. От уважения к символам зависит в том числе и целостность нашей страны.

Предложение губернатора – хорошая инициатива. Как любой правоверный начинает свой день с доброй молитвы и обращения к Всевышнему, так и в образовательной сфере замечательно было бы начинать день с исполнения гимна России. Если эта практика по опыту Калужской области будет введена повсеместно, будет только лучше.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов – вообще очень интересный и успешный руководитель. Думаю, его идея будет иметь успех: он умеет хорошо подать и оформить инициативу. Надо поддерживать такие начинания, они будут только помогать воспитанию, это повод гордиться и воспевать свое Отечество.

Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

Очень хорошо, чтобы в школах учеников заставляли изучать и исполнять гимн России. Мне кажется, никакого отторжения у школьников это не вызовет. Единственное условие: при исполнении гимна надо говорить, что он российский, а не русский. Потому что у нас любят давить именно на русскость. У других народов это может вызывать недовольство.

Да, в США все знают гимн и при первых звуках музыки все его поют. А у меня, например, при первых звуках музыки в памяти всплывают слова именно советского гимна. Так часто мы его раньше исполняли, что в памяти засело накрепко. Так что наши дети и молодежь должны знать гимн, от этого будет только польза.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Конечно, знать государственный гимн гражданам страны надо. Но у нас в стране проживают и те люди, кто еще не получил гражданства, а и такие, кто имеет по два и даже по три. Как быть с ними?

Можно понять, когда гимн исполняют Первого сентября на торжественной линейке: новый учебный год, патриотический настрой. Но если каждый день, – думаю, это вызовет у учеников раздражение и ни к чему хорошему не приведет.

Любое хорошее начинание, если оно навязывается, вызывает раздражение. Так что и здесь хорошее дело можно испортить "принудиловкой". К тому же патриотизм нельзя воспитать одномоментно – этим необходимо заниматься много лет.

Я считаю, давать такие распоряжения – большая глупость. Хотя моя жена (она педагог) со мной не согласна. По ее мнению, это хорошая инициатива.

Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":

Конечно, россияне обязаны знать гимн своей страны. Когда на олимпиаде наши спортсмены, завоевывая золотые медали, становились на пьедестал почета и при этом не знали слов гимна, смотреть на это было неприятно.

Но и инициатива калужан начинать с гимна каждый учебный день не совсем понятна. Одно дело – армия с ее дисциплиной. Солдаты встали на зарядку, затем исполнили гимн...Но здесь же речь идет о школьниках.

К тому же мне кажется неправильным еще и оценивать исполнение. Вообще нельзя силой заставлять делать то, что дети не хотят, – тем более если речь идет о гимне. Я не спорю: знать его должен каждый. Да и вообще нам необходимо воспитывать в подрастающем поколении патриотизм. Но патриотизм – это не только исполнение гимна.

Виктор ЛЕГА, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

Депутат Госдумы прав. Губернатор не учел психологию подростков – их протестного поведения. По-моему, если такой ритуал введут, на школьников это либо вообще никак не подействует, либо вызовет чувства, от патриотизма далекие. Не стоит рассчитывать, что музыка и слова гимна магически вызовут у них рост патриотизма.

А если это будет навязываться, то, как обычно, появятся свои карьеристы и подлизы, которые будут в первых рядах и громче всех петь. Появятся те, кто будет над ними шутить и издеваться. Школьники есть школьники, и реакция их будет живой, естественной и непосредственной.

Патриотизм нужно воспитывать не так прямолинейно. Человек – сложное существо, и к нему подходить как к механизму и агрегату совершенно неправильно. Воспитание патриотизма должно образовывать целостную систему с государственной образовательной, культурной политикой и прочим, – а не так вот простенько.

Источник: Regions.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама