С 1 сентября в по распоряжению регионального министерства образования и науки калужские школьники каждый день перед уроками будут петь гимн России. Педагогическому составу калужских образовательных учреждений поручено провести с учениками работу по изучению гимна. За исполнение каждый школьник получит оценку по итогам зачета.
С инициативой исполнения гимна в школах выступил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. По его словам, такая практика применяется во многих странах.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава назвал это популизмом: "Сделать это ежедневным, я считаю, это неправильно. Не совсем одобряю. А вот если какие-то мероприятия школьные, и там петь гимн РФ, это было бы хорошо. А таких мероприятий в школе много. Если это будет систематически, каждый день, я считаю, что это не будет способствовать патриотическому воспитанию", сказал Берулава. Он также сказал, что по окончании школы каждый подросток должен знать слова гимна и уметь его исполнять.
Идею начинать каждый день с исполнения гимна калужане, по-видимому, позаимствовали у школ США. Но в США вообще отношение к государственной символике иное, чем у нас: там, например, принято вывешивать государственный флаг на своем доме или участке, размещать его где-нибудь в автомобиле, да и в одежде "звездно-полосатые" мотивы весьма распространены. Иными словами, для американца государственная символика в "личном", неофициальном обиходе это в порядке вещей.
В России же использование государственной символики за пределами официальной сферы не принято. Поэтому есть опасность, что исполнение гимна будет восприниматься как дань казенщине. В итоге гимн, вместо того, чтобы укреплять в школьниках патриотизм, будет для них связан лишь с привычным раздражением.
Есть и еще одна проблема. Если российский триколор в обществе практически единодушно воспринимается как "свой" и "правильный", то с гимном положение другое. Его дважды перелицованный текст часто вызывает насмешки, а музыка накрепко связана с воспоминаниями об СССР что, в свою очередь, нередко становится либо поводом для сравнения нынешних времен с советскими (обычно в пользу последних), либо, наоборот, вызывает воспоминания о темных сторонах советского режима от массовых репрессий до тотального дефицита.
"Как вы относитесь к идее начинать школьный день с исполнения государственного гимна? Как, на ваш взгляд, такой ритуал подействует на школьников?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):
Вообще-то я считаю, что лучше нам начинать день с краткой молитвы но только если человек делает это не через силу, а добровольно, из сердечного желания попросить или поблагодарить Бога. Я думаю, то же относится и к любым официальным песнопениям, включая гимн. Когда люди поют гимн искренне, это хорошо. Но все должно быть по совести.
Ежедневная же "обязаловка", как мне представляется, не вызовет у младших должного почтения. Моя дочь училась и закончила школу в США, и мне прекрасно известно ее ироническое отношение к ежедневному пению гимна с обязательным прикладыванием правой руки к сердцу.
Дети, конечно, должны знать гимн своей страны, но лучше, если наши власти на местах, да и власти всей страны будут больше делать для того, чтобы люди с радостью и гордостью исполняли этот слегка переделанный текст на еще советскую мелодию. Если люди увидят, что государство на самом деле заботится о своих гражданах, что у нас славная история и еще более славное настоящее (для всех жителей Российской Федерации, а не только для малой их части) проблем с желанием спеть гимн с утра не возникнет.
Да еще хорошо бы губернатору-инициатору дать пример и ежедневно в прямом эфире местного ТВ петь по утрам гимн России вместе со всем своим кабинетом. Может, тогда что-то доброе и выйдет из этой в общем-то полезной по своему замыслу (но не предложенному воплощению) затеи.
Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Я глубоко уважаю Анатолия Артамонова, заинтересовано слежу за Калугой, поскольку двенадцать лет там служил. И мне любо смотреть, как там подымается экономика, а отношение Церкви и власти строится более здраво и содержательно, чем в Москве. Это факт. Артамонов человек здравомыслящий, нелепостей он не делает. Его идея меня совсем не коробит.
Очень хорошо, что мы не изменили мелодию гимна, да и слова только частично перелицевали. Общая идея гимна и его мелодия остались прежними, и это очень важно, чтобы связать советские времена с современной страной, потому что и то, и другое есть наша историческая родина Россия.
Я не поклонник США. Я могу уважать и любить людей, которые там живут, их культуру, но систему жизни я откровенно не люблю, как и западноевропейскую. Так что брать пример у них незачем. У нас есть свои традиции, которые просто-напросто надо частью вспомнить, частью восстановить. Кстати, в советское время каждый день начинался и заканчивался гимном СССР в шесть утра и в полночь он играл по радио. Это никого нисколько не шокировало. Гимн исполняли на торжественных мероприятиях в школах, в любых учреждениях.
Во всяком случае, исполнение гимна точно укрепит идеологию, которая, что бы кто ни говорил, у нас все же формируется. И даже хорошо, что она разрабатывается постепенно, не навязывается сверху и не идет через "майдан". Дай Бог, чтобы это шло повсеместно, а не только в Калужской области.
И, кстати, очень хорошо, что строительство гражданского общества идет из регионов, а не из Москвы. У Артамонова и его команды хватит ума не доводить все это до нелепости. Они нормальные люди, которые высмеют любую глупость и поддержат любое здравое начинание.
Протоиерей Михаил ДУДКО, главный редактор газеты "Православная Москва":
Я затрудняюсь ответить на этот вопрос однозначно, так как привык, что занятия в церковно-приходских, воскресных школах, духовных академиях и семинариях начинаются с молитвы. Но само по себе пение оказывает облагораживающее воздействие на душу человека, в особенности, если в тексте песни содержится обращение к Богу.
В современном гимне есть только одно упоминание о Боге "хранимая Богом родная страна". Это, конечно, не молитва. А вот прежний российский гимн носил неофициальное название "Молитва русского народа" и начинался с обращения к Богу, правда, насколько я знаю, в дореволюционных школах ученики его перед началом очередного дня не пели. Хотя по торжественным поводам гимн в гражданских учебных заведениях исполнялся.
Похоже, эта инициатива заимствование из практики школ США. Ни однозначно хорошего, ни однозначно дурного я здесь не вижу. Хотя бы слова гимна ученики точно будут знать назубок и то хорошо.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
В духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви занятия начинаются с молитвы: она настраивает семинаристов на духовное отношение к образованию. Предполагаю, что и исполнение гимна в светских учебных заведениях послужит на пользу подрастающему поколению.
Относиться к гимну с насмешкой недопустимо. Трудно понять людей, которые так относятся к символам нашего государства. Гимн каждой страны имеет свою историю. Один из древнейших, или быть может, самый древний гимн в Европе Нидерландов. В нем зашифровано имя принца Вильгельма Оранского. Этот гимн исполняется в Нидерландах, хотя далеко не все жители страны протестанты. Гимн Франции Марсельеза, и ему оказывают уважение не только люди, разделяющие республиканские ценности, но и верующие, предки которых пострадали во время французской революции. Гимн федеративной республики Германии кому-то может напомнить времена Третьего рейха. Но я не встречал в СМИ протестов жителей этих стран против их национальных символов.
За последние десятилетия мы очень много заимствовали на Западе, в том числе песни. Они далеко не всегда соответствуют духовным традициям нашего Отечества. Мы также заимствовали очень много слов, которые нам попросту не нужны, так как вытесняют исконно русские аналоги; заимствовали день святого Валентина и другие традиции, по сути нам чуждые. Интересно, что люди, высказывающиеся против исполнения гимна, как правило, очень любят эти заимствования. А есть вещи, которым нам и впрямь нужно учиться у западных стран в частности, у Америки. Было бы неплохо перенять у нее уважение к национальной символике и вообще патриотизм. Пришло время собирать камни перенимать то лучшее, что есть у других стран в том числе отношение к государственному гимну.
Критиков инициативы калужан совершенно не интересует, какие песни пели и поют наши школьники на переменах, а иногда и во время уроков. Только пение гимна у них почему-то вызывает раздражение. А ведь после исполнения государственного гимна наши школьники, несомненно, станут более дисциплинированными, потому что день будет начинаться с общенационального действа.
Никого не удивляет, что в Новогоднюю ночь исполняется гимн нашего отечества. Люди переживают значимость момента переход от одного года к другому и радость праздника (а большинство граждан нашей страны считают Новый год главным праздником). Думаю, исполнение гимна перед занятиями будет настраивать школьников на сосредоточенность, праздничный лад, консолидировать молодое поколение в преданности Отечеству, державе и народу. Исполнение гимна перед началом учебных занятий важная составляющая патриотического воспитания, которое, конечно, должно вестись и другими способами.
Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:
Воспитывать патриотические чувства у молодежи непременно надо. И очень важно, чтобы школьники знали гимн своей страны. Так что это хорошая инициатива.
В современном гимне России, на мой взгляд, красивые и правильные слова не вижу ничего плохого в том, чтобы его петь каждый день. Школьники, начиная день с патриотического чувства, будут понимать, что учатся не только для себя, а для своей страны, что они граждане своей страны. Человек должен быть патриотом ежедневно, а не по праздникам.
Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:
В этом вопросе я скорее согласен с Михаилом Берулавой. На мой взгляд, разучивание музыки и текста гимна должно происходить на уроках например, пения, и отведенное на это время необходимо дозировать. При этом непременно надо исполнять его в торжественные минуты во время государственных праздников, в День знаний, перед началом спортивных мероприятий, школьных олимпиад, чтобы у детей было ощущение праздника и своей причастности к нему.
А если заставлять школьников петь его каждый день, мне кажется, это вызовет у них отторжение. Отношение к гимну нужно воспитывать постепенно, может быть, даже годами. Его исполнение должно восприниматься как радостное событие, а не обязаловка.
Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Я бы сказал, что такие вопросы за себя должна решать каждая школа сама. В США исполнение гимна это обычай, который распространен по стране, но в разных школах и штатах вопрос решается по-своему, и никому бы не пришло в голову как-то это администрировать. И у нас тоже: если калужский губернатор в своей области счел исполнение гимна полезным и идея пользуется поддержкой хорошо. Но объявлять ее обязательной для всех школ я не вижу никакой надобности.
Да, нынешний гимн обладает некоторыми недостатками: и текст совсем не идеальный, и мелодия та же, что была при Сталине. Люди старшего возраста путают слова. Поэтому идея исполнения гимна и вызывает некоторые сомнения в полезности этого мероприятия.
Тут надо предоставить людям право выбирать самим не такой это вопрос, чтобы его на общегосударственном уровне решать.
Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:
Интересно было бы посмотреть, как этот опыт отразится в реальности на учащихся. Но вообще уважение к символам государства гимну и флагу надо, конечно, воспитывать с детства. И делать это надо в ненавязчивой форме, с хорошим креативным подходом. От уважения к символам зависит в том числе и целостность нашей страны.
Предложение губернатора хорошая инициатива. Как любой правоверный начинает свой день с доброй молитвы и обращения к Всевышнему, так и в образовательной сфере замечательно было бы начинать день с исполнения гимна России. Если эта практика по опыту Калужской области будет введена повсеместно, будет только лучше.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов вообще очень интересный и успешный руководитель. Думаю, его идея будет иметь успех: он умеет хорошо подать и оформить инициативу. Надо поддерживать такие начинания, они будут только помогать воспитанию, это повод гордиться и воспевать свое Отечество.
Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:
Очень хорошо, чтобы в школах учеников заставляли изучать и исполнять гимн России. Мне кажется, никакого отторжения у школьников это не вызовет. Единственное условие: при исполнении гимна надо говорить, что он российский, а не русский. Потому что у нас любят давить именно на русскость. У других народов это может вызывать недовольство.
Да, в США все знают гимн и при первых звуках музыки все его поют. А у меня, например, при первых звуках музыки в памяти всплывают слова именно советского гимна. Так часто мы его раньше исполняли, что в памяти засело накрепко. Так что наши дети и молодежь должны знать гимн, от этого будет только польза.
Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":
Конечно, знать государственный гимн гражданам страны надо. Но у нас в стране проживают и те люди, кто еще не получил гражданства, а и такие, кто имеет по два и даже по три. Как быть с ними?
Можно понять, когда гимн исполняют Первого сентября на торжественной линейке: новый учебный год, патриотический настрой. Но если каждый день, думаю, это вызовет у учеников раздражение и ни к чему хорошему не приведет.
Любое хорошее начинание, если оно навязывается, вызывает раздражение. Так что и здесь хорошее дело можно испортить "принудиловкой". К тому же патриотизм нельзя воспитать одномоментно этим необходимо заниматься много лет.
Я считаю, давать такие распоряжения большая глупость. Хотя моя жена (она педагог) со мной не согласна. По ее мнению, это хорошая инициатива.
Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":
Конечно, россияне обязаны знать гимн своей страны. Когда на олимпиаде наши спортсмены, завоевывая золотые медали, становились на пьедестал почета и при этом не знали слов гимна, смотреть на это было неприятно.
Но и инициатива калужан начинать с гимна каждый учебный день не совсем понятна. Одно дело армия с ее дисциплиной. Солдаты встали на зарядку, затем исполнили гимн...Но здесь же речь идет о школьниках.
К тому же мне кажется неправильным еще и оценивать исполнение. Вообще нельзя силой заставлять делать то, что дети не хотят, тем более если речь идет о гимне. Я не спорю: знать его должен каждый. Да и вообще нам необходимо воспитывать в подрастающем поколении патриотизм. Но патриотизм это не только исполнение гимна.
Виктор ЛЕГА, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
Депутат Госдумы прав. Губернатор не учел психологию подростков их протестного поведения. По-моему, если такой ритуал введут, на школьников это либо вообще никак не подействует, либо вызовет чувства, от патриотизма далекие. Не стоит рассчитывать, что музыка и слова гимна магически вызовут у них рост патриотизма.
А если это будет навязываться, то, как обычно, появятся свои карьеристы и подлизы, которые будут в первых рядах и громче всех петь. Появятся те, кто будет над ними шутить и издеваться. Школьники есть школьники, и реакция их будет живой, естественной и непосредственной.
Патриотизм нужно воспитывать не так прямолинейно. Человек сложное существо, и к нему подходить как к механизму и агрегату совершенно неправильно. Воспитание патриотизма должно образовывать целостную систему с государственной образовательной, культурной политикой и прочим, а не так вот простенько.
Источник: Regions.Ru