Современность все труднее понять, не зная, что такое "блогосфера", "Фейсбук" и "Твиттер". Людей, так или иначе представленных в Сети, становится все больше, и если старшее поколение присутствует там лишь отчасти, то люди помоложе почти без исключений.
В РПЦ могут разработать кодекс поведения священнослужителей в соцсетях, сообщили в пресс-службе Московского патриархата. "Рекомендации подобного рода могут быть зафиксированы, если в этом будет очевидная необходимость. Документы должны быть выработаны полнотой церковного сообщества", уточнил руководитель пресс-службы Александр Волков.
Поводом для этого заявления послужили фотографии из блогов двух клириков Санкт-Петербургской митрополии клириков. На этих снимках диакон Павел Шульженок и священник Сергий Агафошин из Красного Села употребляют алкогольные напитки, делают фотопортреты в туалете и позируют с бейсбольными битами на фоне пожертвований прихожан. Кроме того, диакон на своей странице неоднократно публиковал оскорбительные высказывания в адрес украинцев.
Снимки из блогов священнослужителей с ехидными комментариями разошлись по Сети. Епархия временно запретила диакона и священника в служении за нарушение присяги и за поведение, порочащее сан священнослужителя и вносящее соблазн в среду верующих.
Против идеи "кодекса поведения священнослужителя в Сети" высказался протоирей Дмитрий Смирнов. "В кодексе всю жизнь нашу, своеобразную, не опишешь. На всякий чих не наздравствуешься. Нужно руководствоваться Священным Писанием и правилами Церкви", считает о. Димитрий.
"Нужен ли, на ваш взгляд, писаный кодекс поведения священнослужителей в интернете, или же разумнее положиться на здравый смысл клириков и на церковную дисциплину?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр ТКАЧЕНКО, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге:
Возможно, такой кодекс и нужен как "маркер", привлекающий внимание духовенства новой эпохи и нашего поколения, и последующих к этикету поведения в виртуальной реальности.
Другой вопрос, что блогосфера это лишь вывеска внутренней жизни человека. Если некто из духовенства позволяет себе вести определенный образ жизни, но не вывешивает сообщения об этом в интернет его поведение так или иначе предосудительно. Более того, при современных средствах связи оно все равно вскоре станет достоянием общественности. Так что будем просто более внимательны к себе.
Протоиерей Александр ПЕЛИН, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ:
Я согласен с отцом Дмитрием Смирновым: специального кодекса морального или иного поведения не нужно. Просто всякому делу, даже доброму, надо учиться. Вы же не можете сесть за руль автомобиля, если не имеете прав на его вождение. Так и тут: чтобы сесть за компьютер, открыть социальную сеть и начать вести блог, требуется некоторое количество специальных навыков. Тем более, если кто-то пытается выступать от имени Церкви.
Не надо забывать, что священником ты остаешься даже в, казалось бы, обезличенных социальных сетях. Когда человек свидетельствует о православной вере, что в этом плохого? Тем более, в соцсетях сейчас представлена та же пресс-служба Московской патриархии, да и очень многие священнослужители ведут блоги.
Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала "Наследник":
Хочу подчеркнуть: в официальном комментарии пресс-службы Московского патриархата говорится, что кодекс будет создан, только если это действительно потребуется. Пока что планов его создать, насколько я знаю, не существует, и никто разработкой кодекса заниматься не собирается.
Церковь так вообще устроена, и не только она, что "рамочные" документы типа кодекса или какого-то канона поведения необходимо разрабатывать, когда в обществе или в Церкви возникает непонимание, как себя вести в определенном случае. Вот если бы возникло массовое неадекватное поведение клириков в интернете, и половина остальных клириков, архиереев и общества считали, что это нормально, тогда бы Церкви пришлось выработать такой кодекс. Именно так в исторической Церкви с первых веков появились догматы и каноны: когда возникают массовые заблуждения и неправильное поведение, когда черное вдруг начинают называться белым, а грех претендует на норму.
Вот сейчас с точки зрения поведения клириков непонимания нет. Все осознают, что поведение священника и диакона неправильно. Даже и споров нет, правильно они поступили или нет. Вот если бы возникла дискуссия, то появилась бы и необходимость в кодексе.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
В любой социальной сети есть правила поведения. И если человек их нарушает, допускает нечто им не соответствующее, его страницу блокируют.
Священники, присутствующие в социальных сетях, уже ставших неотъемлемой частью нашего общества, должны руководствоваться нормами, которые налагает на них священный сан. Любой священнослужитель, если он правильно понимает свое призвание, исходит именно из этого.
Однако порой мы сталкиваемся с тем, что кто-то пренебрегает требованиями, предъявляемыми священнику, и ведет себя в соцсетях неподобающим образом. Эти людям необходимо объяснить: они неправы. Полагаю, кодекс поведения священнослужителей в соцсетях один из вариантов такого разъяснения. А что будет дальше, покажет время. Возможно, клирики, которые пренебрегают своими священническими обязанностями и вносят соблазн в жизнь верующих, сами найдут способ изменить свое отношение к происходящему.
Священник Стефан ДОМУСЧИ, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова:
Еще в споре между западниками и славянофилами славянофил К.С. Аксаков писал, что невозможно создать идеальный закон, который учел бы все возможные нравственные коллизии. Так и есть: на такой контроль всей нравственной деятельности человека способна только совесть.
Еще в самом начале христианской истории ап. Павел сформулировал правило публичного поведения христианина: если твое действие может смутить человека морально слабого, лучше его не совершай ты можешь стать для него плохим примером. Многие вещи, сами по себе не предосудительные, становясь публичными, могут вызвать смущение, т.к. другой человек не знает внутренних мотивов твоего поведения. Именно поэтому священник, воспринимающийся как образец, должен просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.
Я согласен с отцом Дмитрием Смирновым – вместо того чтобы регламентировать поведение священнослужителей, необходимо обратить более пристальное внимание на нравственный аспект подготовки клириков перед рукоположением.
С другой стороны, есть и еще одна проблема. Есть такое выражение: "не давать повода ищущим повода". На самом же деле, кто ищет, тот всегда найдет. И может так оказаться, что нам придется писать другой документ: что священнику вообще позволено. Сколько уже копий сломано над тем, какая должна быть у священника машина (если таковая вообще имеется)! Можно договориться до того, чтобы сказать: "не нужна ему никакая машина, пусть священники ходят пешком". Определить грань очень сложно. Как поступать, должна подсказать священнослужителю его совесть. Ведь доверяют же священнику служить, говорить проповеди, общаться с детьми в школах как же не доверять ему в интернете? Поэтому, мне кажется, нам лучше обратить самое пристальное внимание на воспитание клириков.
Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:
Я согласен с отцом Димитрием зачем оговаривать специальным документом вещи, которые всем нам хорошо известны? Это все равно, что составить кодекс поведения священнослужителя в общественном месте.
На мой взгляд, кодекс поведения священнослужителей в соцсетях не нужен – достаточно руководствоваться Евангелием, Священным Писанием. Если принять такой документ, это, помимо всего прочего, может спровоцировать тех, кто пожелает священнослужителей опорочить. К примеру, на видео бородатый человек в подряснике, представившись клириком одной из епархий, будет нести какую-нибудь чушь. Думаю, такие люди найдутся.
Поэтому, мне кажется, нужно оставить это на совести священнослужителей и не изобретать велосипед.
Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:
Пожалуй, я соглашусь с отцом Димитрием – все вопросы регламентировать невозможно. Не хочется никого осуждать, но и среди духовенства иногда попадаются, скажем так, экзальтированные личности, не ведающие, что творят. В случае с этими двумя священниками наше священноначалие отреагировало быстро и правильно. Думаю, это послужит примером для всех остальных, кто не понимает, что такое интернет.
Как себя вести в интернете? Я думаю, нормальный человек прекрасно понимает: любая его фотография, выставленная на страничке, становится общим достоянием. Ее можно растиражировать и отправить по различным адресам. По-моему, священнослужитель должен использовать соцсети в миссионерских целях – как место для проповеди, благой вести. Я воспринимаю интернет именно так, и, собственно, этим в нем и занимаюсь: создан сайт нашего прихода, у меня есть своя страница в "Одноклассниках", которую охотно просматривают мои односельчане и жители района. Они оперативно получают все новости о приходской жизни.
Когда я начинал этим занимался, мне объяснили мои товарищи, что дискутировать и ввязываться в диспуты в интернете – бессмысленная трата времени. И, к сожалению, я замечаю, как некоторые люди тратят много сил на доказательство своей правоты виртуальным собеседникам, тогда как те просто их искушают.
Конечно, лучше знать, с кем ты разговариваешь. В интернете мы такой возможности зачастую лишены. Поэтому священнослужители должны уважительно относиться ко всем, кто заходит на наши странички, и помнить молитвы Господни, чтобы не вводить никого в искушение. В Писании говорится: "горе тому, кто малых сих введет в соблазн".
Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:
Я вхожу в комиссию межсоборного присутствия по информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ. Недавно прошел пленум, где были приняты некоторые документы, но перед ним президиум межсоборного присутствия принял план работы на ближайшие годы (до 2018 года). Нашей комиссии было предложено для разработки четыре документа. Скорее всего, руководитель пресс-службы Московского патриархата имеет в виду документ, рабочее название которого "Этическое измерение присутствия священнослужителей и мирян в традиционных и новых медиа". Меня из всех четырех документов этот заинтересовал больше всего.
Я неоднократно говорил в своих публикациях о моральном облике священников. К сожалению, внимание средств массовой информации привлекают не самые лучшие представители духовенства: СМИ интереснее что-нибудь скандальное. В Священном писании есть такие слова: "не давайте повода ищущим повода". Мы, духовенство, призваны быть образцом поведения для христиан.
Именно поэтому я поддерживаю заявление руководителя пресс-службы Александра Волкова – в актуальности такого документа сомневаться не приходится. Лично я сделаю все от меня зависящее, чтобы в нем были учтены все стороны присутствия православных христиан и в социальных сетях, и в традиционных медиа.
Этому документу потом предстоит широкое обсуждение, в том числе на интернет-площадках. Его разошлют и по епархиям. Каждый сможет высказаться по этому поводу. В результате общецерковного обсуждения спорные моменты уберут, что-то, наоборот, добавится.
Кстати, вопрос о Евхаристии (причастии) обсуждали два года, зато потом приняли полновесный документ. Он в том числе дает советы, как поступать священнику в спорных случаях. Думаю, так будет и с разрабатываемым сейчас документом. Я знаю, многие к нему относятся скептически как, например, отец Димитрий Смирнов. Но в любом случае Церковь должна наметить основные вехи, на которые необходимо ориентироваться. Эти ориентиры, мне кажется, просто необходимы некоторым священнослужителям.
Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Все зависит от того, за что и каким образом будут наказывать, иначе ради чего кодекс вводить? Чтобы определить грань допустимого и недопустимого? А как определить эту грань? В интернете может быть смелая, но приемлемая шутка, которая покажет, что в Церкви живут живые люди, а вот греха не должно быть. И отец Димитрий абсолютно прав: как эту разницу в кодексе оговоришь?
Так что есть смысл в том, чтобы доверить этот суд архиереям. Можно разве что сделать какой-то наблюдательный орган, который смотрел бы, как развивается дискуссия в православном интернете, где участвуют священнослужители. Потому что есть священники, поведение которых весьма достойно в сети. А представьте себе: на уровне епархии у такого священника окажется враг, а у архиерея времени нет сидеть в интернете и все отслеживать. Вот тут и должен быть компетентный наблюдательный орган, сотрудники которого владыке подскажут, что в этом случае батюшка ведет себя достойно. То есть надо не только карать и одергивать, а более того давать некоторым священника карт-бланш, потому что действительно огромное количество молодежи пользуется интернетом, и они задают на сайтах вопросы пастырского характера.
Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Казалось бы, вопрос технический: подумаешь, кодекс на бумажке написать. Но тут есть глубокий мировоззренческий смысл.
Я полностью согласен с отцом Дмитрием Смирновым. Мы видим новое средство связи и оказываемся поневоле рабами этой техники. Раз есть социальная сеть, то мы якобы должны что-то по-новому организовывать. Ничего подобного: какая бы техника ни была: телеграф, телефон, интернет но принципы человеческих отношений, норма цивилизованного поведения остается неизменной.
Есть другая позиция: раз есть интернет, можно вести себя, как угодно, быть, например, свиньями. Так вот в случае с диаконом и священником митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский должен так их прищучить, чтобы мало не показалось. И интернет тут ни при чем. Они себя вели безобразно, тем самым подвергли хуле Святую Церковь, и за это должны получить. И осудить их надо не по правилам интернета, а по правилам цивилизованного общества и Святой Церкви.
Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:
Правила поведения в интернете могут быть определены исходя из Священного Писания, духовно-нравственных ценностей наших общин и верований. А вот чтобы люди, и особенно священники, их придерживались, это уже зависит от каждого из них. Все зависит от степени веры в Господа, Аллаха, Всевышнего, и этим должно регламентироваться. Одними правилами вопрос не решить, отец Димитрий прав.
Важно, что на эту тему вообще надо говорить. Для верующих интернет это среда, которую можно использовать во благо, а можно для греха: там много и полезного, и аморального. Ограничить и контролировать это невозможно никакими ресурсами. Но можно призывать к нравственности, регулярно говорить об этом, чтобы наши прихожане, священники, имамы, муфтии, учитывая свое духовное мировоззрение, пользовались интернетом во благо.
Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":
Не только православные священнослужители и раввины грешат и нарушают нравственные, моральные законы. Я регулярно получаю сообщения из Израиля, и недавно узнал, что один из раввинов тоже повел себя неподобающим образом. Рядом с синагогами находится миква искусственный бассейн для ритуальных омовений. Она разделена пополам на мужскую и женскую части. Так вот, этот раввин установил видеокамеру в женской половине миквы и снял на видео раздевавшихся женщин.
Невозможно предусмотреть все. Что-то в кодексе учтут, а что-то могут упустить из виду. Есть представление о нравственной чистоплотности. Нельзя отменить моральные ценности или заменить другими. Так что нормативные акты, думаю, здесь окажутся бессильны нужно, чтобы человек сам понимал, что нельзя преступать черту.
Правила нравственного поведения сформулированы еще в Писании и тем не менее, их нарушают. Если люди выставляют свое безнравственное поведение на всеобщее обозрение, значит, они хотят прославиться, как-то заявить о себе. Поэтому, думаю, нужен, скорее, не кодекс поведения, а какой-то законодательный акт по размещению этого контента в интернете. Безнравственная информация должна отсеиваться так же, как, допустим, призыв к убийствам, к употреблению наркотиков. А тех, кто пытается размещать такую информацию в сети, необходимо наказывать.
Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":
Нормы нравственности не зависят от конфессиональной принадлежности. Я думаю, любая конфессия, будь то православие, католицизм, иудаизм, прежде всего, должны служить во благо человека а иначе зачем они нужны? Если священнослужитель позволяет себе такие вещи может, он занимается не своим делом?
Ну, разработают кодекс поведения священнослужителей в социальных сетях. Ну и просто будет еще один циркуляр, который не принесет никакой пользы. Я думаю, такие вопросы каждый должен решать для себя сам. У каждого человека должна быть голова на плечах.
Источник: Regions.Ru