ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Следующий #jesuis: очередь и кастинг

Елена Жосул :: 04 марта 2015

У общества есть потребность в мучениках. Но по конкурсу проходят не все. Сразу два траурных шествия за последние два месяца дают нам возможность убедиться в этом: парижский марш памяти убитых французских журналистов из "Шарли Эбдо" и московский марш памяти убитого российского политика Бориса Немцова. Странная перекличка есть между этими шествиями, посвящёнными двум различным, казалось бы, совершенно не связанным между собой событиям.

Если смотреть на эти поводы сквозь призму формальной логики, то оба они носят, в сущности, локальный, внутринациональный характер. В Париже расстреляны сотрудники французского журнала, в Москве убит депутат регионального ЗакСа, оппозиционный политик. Журнал до трагедии особой популярностью не пользовался и искал способы преодолеть нерентабельность. Политик давно перешёл на позиции второго плана, его появление в федеральных СМИ стало редкостью. Полагаю, многие утром в субботу, открыв новостные ленты, с удивлением обнаружили причастность Немцова к Ярославлю. Откуда вдруг Немцов – и Ярославль? Ну не следила общественность за его биографией в последние годы.

И при этом оба повода мгновенно, со скоростью твита, прочно закрепляются в топе мировой медиаповестки. Миллионы аккаунтов по всему миру фундируют трагизм, постепенно создавая вокруг обоих преступлений довольно отчётливый идеологический фон. Хэштеги и лозунги выстреливают оглушительно. Тысячи людей выходят на городские улицы – их сердца не могут оставаться равнодушными к звукам этих медийных выстрелов. Акции сочувствия и солидарности с расстрелянными, в live-режиме транслируемые самыми статусными и авторитетными телекамерами, превращаются в визуальную сеть, опутавшую мир.

Смерть журналистов "Шарли" и смерть Немцова – да, между этими событиями, на первый взгляд, нет никакой формальной связи. Разве только считать связью поддержку Немцовым расстрелянных карикатуристов, их взглядов и идей, поддержку, которую он выражал – в последние, как теперь выясняется, месяцы своей жизни. Неожиданная связь, которая и не была бы сейчас такой видимой, если бы не четыре смертельных выстрела поздно вечером в пятницу 27-го февраля под моросящим дождем на Большом Москворецком мосту.

Смерть на миру, как известно, красна – и вот перед нами случаи, когда публичная смерть становится источником какой-то притягательной силы, неведомого обаяния. Публичная смерть вдруг обнаруживает колоссальный мобилизационный потенциал, сподвигая массы к действию. Выражению своего политического выбора "ногами" – по мостовым Елисейских полей и Китайгородского проезда. Но – всякая ли демонстративная смерть, всякий ли расстрел беззащитных людей удостаивается такого массового выражения праведного гнева? Всякая ли жертва заслуживает мученического статуса?

Случайностей в данном случае быть не может – на статус мученика в глазах мировой общественности вправе претендовать те, из кого потом удобно будет сделать кумиров определённой ценностной ориентации, чьи портреты можно будет разместить на "хоругвях" траурного шествия во имя свободы и человеческого достоинства. Шествия во имя жизни как наивысшей ценности из всех возможных, самочинное лишение которой – святотатство и вызов.

Вот только геолокация этой жизни и этого лишения также не может быть абы какой. Не должно быть случайных меток, не должен навигатор заводить зрителя в неведомые трущобы глухой постсоветской провинции, ландшафт которой скроен из унылых хрущёвок и шахт. Одно дело, когда кровь сакральной жертвы проливается на "горнем месте" перед самым заповедным алтарём свободы слова – в редакции парижского юмористического журнала. Когда смертный грех убийства совершается на виду у стен древнего Кремля, которые каждое утро красит нежным светом. А другое, совсем другое дело – пытаться ввести в оборот гражданской дискуссии о сострадании и милосердии все эти никому не известные географические названия, посёлки, городки и сёла где-то там, на отшибе жизни европейского света. Дебальцево, Авмросиевка, Горловка, Пески, Макеевка, ну что там ещё – зачем запоминать, зачем? Зачем вообще всё это всплыло в попытке заполонить собой эфир общественного внимания?

"Ведь им, европейцам, всё это совсем неинтересно, по большому счёту, – всё, что сейчас происходит на юго-востоке Украины. Эта война существует и развивается вне границ их сознания, она не пересекается с их страхами и волнениями. А что волнует, чего боятся?.. Ну вот растущая фобия – это необузданный исламизм. Фобия, обострившаяся после "Шарли". Это их непосредственно касается – так им всем теперь кажется. А Донбасс... это вообще как бы ГДЕ, условно говоря?.." – подруга, вернувшаяся с европейских зимних каникул, делится впечатлениями об умонастроениях, в которых жила весь долгий постновогодний период.

Да, это, конечно, частное мнение. Единичное. Субъективное. Но достаточно ли находится очевидных контраргументов? Таких, чтобы были заметны всем? Контраргументов в пользу того, что сострадание и гуманизм как тренды, как тэги "аз есмь" – "je suis", обозначающие личную сопричастность, готовность разделить страдания, предсмертные муки жертв – носят не избирательный характер?

Главный редактор "Шарли Эбдо" Жерар Беар в первом же номере журнала, вышедшем после трагедии 7 января, проявил предельную откровенность по отношению к своей многократно возросшей аудитории. "Назвал кошку кошкой", как французы говорят: "Миллионы анонимов, все организации, главы государств и правительств, политики, интеллектуалы, публицисты, все священнослужители, которые выступили с декларацией "Je suis Charlie", – им всем не помешает знать, что это означает: "Я – за секуляризм" ("Je suis pour la laïcité"). Мы убеждены, что для большинства наших сторонников это не вызывает сомнений. Все же прочие пусть убираются ко всем чертям".

Секуляризм как универсальная идеология, панацея от любых попраний свобод и человеческих прав, и является, по мысли Ж.Беара, той самой священной целью, ради которой отдали свои жизни его коллеги. Напоследок Беар отправляет сигнал папе Римскому, заявляя, что "Шарли" – видимо, в данном случае имеются в виду уже все те, кто соотносит себя с глобальной общиной "шарли", – готовы будут услышать колокольный звон Нотр-Дама в свою честь "лишь в том случае, если звонарями будут активистки Femen".

Это – честное слово. Хорошо оно тем, что довольно решительно выставляет цензы каждому, кто пытается влезть под общий зонтик тэга #jesuischarlie. Как говорится, ты либо крестик сними, либо под зонт не суйся.

Источник: Однако

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама