Военная история убедительно свидетельствует, что мощь армии любого государства напрямую зависит от культурного уровня ее личного состава. Более того, армия просто не может быть полноценной без концентрации в себе высокой культуры. При этом, впитывая в себя все достижения культуры, армия, как социальный и культурный атрибут, порождает специфическую, свойственную только ей область культуры военную культуру. Без овладения культурой как в общем ее понимании, так и культурой военной армия не может жить и достойно выполнять возложенные на нее задачи.
Плоть от плоти народа
Что же такое военная культура? В первом приближении под ней можно понимать уровень знаний о войне в самом широком смысле и во всех ее аспектах, а также способность армии эффективно применять достижения отечественной и мировой науки и культуры для выполнения задач в соответствии с ее предназначением. Важно подчеркнуть, что ключевым в этой формулировке является слово "уровень": с одной стороны, он подчеркивает приоритет качественных показателей знаний и способностей, с другой последние должны соответствовать самым последним достижениям науки и культуры.
Ясно, что военная культура развивалась вместе с общей культурой, переживая свои периоды подъема и упадка. Она обогащалась по мере вовлечения в сферу военной деятельности все более широких масс людей и разнообразных явлений общественной жизни. Поэтому военную культуру следует оценивать с точки зрения социальных условий, ее породивших и сопровождавших. Военная культура всегда находилась в сложных и неоднозначных отношениях с тенденциями прогресса и консерватизма. Так обстоит дело и сейчас.
Политическая культура
Военно-политическая направленность деятельности армии является краеугольным камнем всей военной культуры. Ведь политика вообще основа войны, ее причин, содержания, роли. В то же время она "переходный мостик" от целого к части, связующее звено деятельности армии и политики. К этому военно-политическому элементу прежде всего относится верность определенным идеалам и конкретным целям, за которые готовы сражаться армия, ее солдаты, офицеры и генералы. В истории человечества эти идеалы концентрировались в национальном патриотическом сознании, приверженности к идеалам народа или определенного сословия, принадлежности к религии.
Известно, что идейно-политической основой духа многих армий на протяжении веков являлась и является вера, порождающая или как минимум усиливающая патриотизм. Православная церковь всегда поддерживала, объединяла, вдохновляла народ на борьбу во время вражеских нашествий на Россию. Именно общность православной христианской веры сыграла ведущую роль в защите русской земли от нашествий поляков и шведов, тевтонов и Наполеона. Она же одухотворяла осуществление Русской армией освободительных миссий. Например, для избавления болгарского, сербского и других балканских народов от турецкого ига.
Еще пример. Высоким авторитетом в Польше пользуется католическая церковь (кстати, наряду с польским войском). Известно, что во время гитлеровской оккупации именно церковь была одним из оплотов польского Сопротивления. В тот период ни один ксендз, как пишут польские авторы, не сотрудничал с врагами. К сожалению, в нашей стране является недостаточно изученной и недооцененной деятельность и роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
В качестве вывода можно сказать, что военно-политическая направленность военной службы определяется знанием и пониманием воинами национальной истории, верой в идеалы, которые исповедуются в стране и которые защищает армия.
Источник: Независимое военное обозрение