В Москве накануне своего 78-летия умер прозаик и драматург, публицист и общественный деятель Валентин Григорьевич Распутин. Один из классиков, как его давно называли, деревенской прозы.
Русская деревня умерла раньше ее певцов, деревенская проза одно из немногих живых явлений советской литературы.
Белов и Астафьев, Шукшин и Можаев, Крупин и Абрамов, отчасти и Солженицын ("Мат ренин двор") писателей много, всех не назвать. В перестройку многие разругались, разошлись по разным лагерям. Потому что от литературы перешли к публицистике, что всегда губит и литературу, и литераторов. Или, если не губит, сильно портит, отравляет им душу и талант. Распутин последнее время много болел, у него не так давно умерла жена, а до того в авиакатастрофе погибла дочь. Прощание с ним пройдет в Москве, а похоронят писателя на родине, в Иркутске. Отпевание совершит патриарх Кирилл.
Деревенщики, по сути, и не писали про деревню, писали про гибель и уничтожение ее. Между тем с советской властью не враждовали. Спорили и упрекали, но не боролись.
Распутина, стоит отметить, награждали и при Брежневе, и при Горбачеве, при Ельцине больших государственных наград, кажется, не было, в наши дни, впрочем, все опять вернулось.
Он Герой Соцтруда, кавалер двух орденов Ленина и двух орденов "За заслуги перед Отечеством", дважды лауреат Государственной премии СССР (при Брежневе и при Горбачеве) и лауреат Государственной премии России, Премии Солженицына и множества других, самых разных.
"Распутин, писал Солженицын, из тех прозорливцев, которому приоткрываются слои бытия, не всем доступные и не называемые им прямыми словами".
Хотя говорил, особенно в постсоветский период, Распутин и прямыми словами. Не жаловал он постсоветский период, даже в нынешнем его виде. Поддерживал Зюганова, активнее всего выступал против действующего порядка, конечно, в 90-е.
В то же время был той фигурой, той личностью, таким писателем, которого продолжали любить и ценить его "политические" противники. Берем в кавычки, ибо не занимался Валентин Григорьевич Распутин политикой.
Валентин Григорьевич Распутин не политикой занимался, а Россией. И большой своей родиной, и малой.
Родился Распутин в селе Аталанка Усть-Удинского района Восточно-Сибирской области, там и провел детство. После строительства Братской ГЭС деревня попала в зону затопления, о строительстве другой ГЭС, Красноярской, он потом написал много очерков. Учился в Иркутском госуниверситете на год позже Александра Вампилова, во время учебы начал работать в молодежной газете. На совещании молодых писателей Сибири Распутин произвел фурор и сильно впечатлил советского прозаика Чивилихина, который и стал его крестным отцом (из русских классиков учителями Распутин считал Достоевского и Бунина). После совещания его начали печатать в Москве, приняли в Союз писателей, одна за другой вышли первые книги и крупные публикации, в том числе "Деньги для Марии" (1968), "Последний срок" (1970), "Уроки французского" (1973), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1978)... Многое попало в школьную программу.
Последнее произведение Распутина, вызвавшее довольно бурное обсуждение, повесть "Мать Ивана, дочь Ивана" (2004). Она вышла сначала в так называемых патриотичных изданиях, потом отдельной книгой, попав в шорт-лист премии "Национальный бестселлер", и получила китайскую награду "Лучший зарубежный роман XXI века".
Повесть по сюжету эдакий "Ворошиловский стрелок" в женском изводе и со слегка ксенофобским настроением. Юная дочь героини работает на рынке, где ее похищает, удерживает и насилует торговец-азербайджанец. Преступника задерживают, но слуги Фемиды готовятся выпустить его под залог. Тогда оскорбленная мать проносит в здание прокуратуры обрез, убивает насильника и попадает в тюрьму. Несмотря на свой консервативный и даже правый уклон, Валентин Распутин и здесь остается большим писателем. Сомнительная дидактика уходит на второй план, а на первый выдвигаются сочные, живые, художественные детали.
В общем, Распутин-писатель как будто стоит совершенно отдельно от Распутина-гражданина. Распутин-писатель классик, которого мы еще долго будем перечитывать. Распутин-гражданин и глупо это отрицать оставался искренним сталинистом и противником демократизации. Однако об ушедших либо хорошо, либо...
Валентин Распутин был грустным художником.
Тексты его острые, трагические. Он писал о том, о чем до него в советской прозе мало кто решался заговорить. Гибель ангарской деревни, обреченной на затопление во время строительства Братской ГЭС (как не вспомнить его родную Аталанку). Смерть старухи, к которой съезжаются проститься дети. Попустительский, наплевательский, почти мародерский дух на горящих складах в переселенной деревне. Женщина, измученная своим двусмысленным положением (скрывала дезертирство мужа во время войны) и топящаяся в Ангаре.
Социальная депрессия для русского писателя питательна. Многие новые писатели продолжают ориентироваться на распутинские темы. Тем более что материала у нас на родине достаточно.
Напоследок немного лирики, что ли.
Не самая известная вещь Распутина, но одному из нас глубоко запомнившаяся еще с детства рассказ "Рудольфио". Точнее, разумеется, не рассказ, а снятый по нему короткометражный фильм Динары Асановой. Сейчас бы и за рассказ, и за фильм всех авторов, если бы и не сожгли у Кремля, то досталось бы им более чем крепко за "педофилию". Разумеется, и рассказ, и фильм вещи совершенно невинные и светлые, но в наше дикое время разве кого-нибудь волнуют подобные мелочи. Сюжет прост: школьница полюбила взрослого человека (его, кстати, играет Юрий Визбор). Все, повторимся, невинно, чисто и, в общем, совершенно правильно, герой Визбора (его зовут Рудольф, а ее, как нетрудно понять, Ио). Сюжет пересказывать не будем, отметим только, что проза в данном случае совершенно городская. Как у Нагибина и Трифонова.
Странно? Пожалуй. Но всего страннее и загадочнее смерть. Особенно смерть писателя. Наверное, потому, что писатель (если он настоящий) все равно бессмертен.
Источник: Независимая газета