Выступление заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора, председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на пленарном заседании Первого Калининградского форума Всемирного Русского Народного Собора по теме "Рубежи русской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы", Калининград, 14 марта 2015 г.
Ваше Святейшество, дорогой владыка Серафим, отцы, братья, сестры, друзья!
Прекрасно, что именно в Калининграде мы сегодня обсуждаем одну очень важную тему отношения России и Европы. Об этом много спорили в XIX веке, много спорят и сегодня. И, наверное, эта земля особо подталкивает нас к размышлению о будущем отношений России и Европы.
Мы сегодня вправе спросить: что представляет из себя западная часть нашего континента? Европа ли это? Насколько сегодня Европа как идея, Европа как общность способна внятно позиционировать себя по отношению к тем ценностям, которые Европу и сформировали, способна дать ответ на вопрос: мы разделяем эти ценности или мы отказываемся от них, мы считаем их своими, современными, вечными, или мы считаем их устаревшими? К счастью, в России сегодня на этот вопрос дается все более ясный и определенный ответ. Наши политики, наши предприниматели, наши деятели искусства, наши государственные деятели все чаще говорят: есть ценности, которые неизменны, и мы собираемся по этим ценностям жить, выстраивая в согласии с ними все то, что мы совершаем в самых разных областях человеческой жизни, включая экономику и государственное управление.
Сегодня было сказано и Святейшим Патриархом, и несколькими другими выступающими, что Калининградская земля может стать уникальным бастионом настоящих европейских ценностей в окружении государств и народов, которые, может быть, эти ценности сегодня пытаются пересмотреть. Уникальным бастионом этих ценностей в северо-западной части Европы. Калининградский регион, ту землю, на которой мы сейчас стоим, можно покинуть, забыть о ней, обречь ее на постепенную унификацию с тем культурным и духовным пространством, в котором присутствует отрицание вечных ценностей. Но можно сделать именно этот регион фактором изменения, фактором обновления для многих стран и народов, местом начала настоящей европейской весны.
Мы видели с вами "арабскую весну", мы видели еще какие-то варианты подобного изменения. К сожалению, оптимизма эти варианты не прибавляют. Но можно предложить свою весну европейскую весну, и это не может не быть весна христианства в Европе, весна вечности, в которой раскроются вновь, с новой силой, с весенним чувством, ценности христианства и ценности других религий, которые присутствуют у разных народов Европы.
Сегодня многие могут посмеяться, сказать: вас не существует как значимой в современном мире экономической и политической величины. К тому же в Калининградской области слишком силен социальный пессимизм это известно, это реально, это серьезно, ведь существует немало проблем в экономической и социальной области. Но вспомним, что многажды в истории нашего народа имел место пессимизм, имело место уныние и даже отчаяние, но всякий раз не прагматическая система ценностей и целей, а именно устремленность к высшим ценностям совершала чудеса в нашей истории.
Святейший Патриарх сегодня сказал о том, что важен честный диалог с Западом, что не нужно удаляться от этого диалога, не нужно скрывать наших ценностей. Этого не нужно делать особенно здесь, на этой земле. А Сергеем Юрьевичем Глазьевым было сказано, что нужно не сопротивление, а развитие, в том числе развитие, которое связывалось бы с ценностным измерением жизни. Это оптимистичный взгляд на вещи. Нам не нужно все время быть в обороне нам нужно предлагать весну, нашу весну. Нужно не бояться предлагать свои рецепты переустройства экономики и общественной жизни, свои центры подлинного культурного ренессанса не умножающего уныние через унылые и якобы современные постановки, а такого ренессанса, который мог бы изменить души людей к лучшему. Очень важно преодолеть психологическую подавленность, а преодолеть ее можно только через активные действия. Очень важно отринуть все те тенденции, в том числе информационные, которые подталкивают нас к унынию, к тому, чтобы смириться с поступью нехристианских сил в Европе.
Нам многие говорят: кто вы такие, чтобы пересматривать так называемые аксиомы современной политической, экономической, культурной жизни? Но можно ответить: мы сильны еще более бесспорными ценностями, которым гораздо больше времени, которым много веков и которые хороши не только тем, что они старые, старое, как мы знаем, может быть и хорошим, и плохим, а тем, что они вечные.
Нам говорят, сколько вас? Да, Россия не самая многочисленная сегодня страна в мире. Говорят о Калининградской области, то здесь народа живет очень немного. Говорят, что мало интеллектуальных сил, которые способны, в частности, на западных рубежах активно участвовать в общественной дискуссии. Отвечая на это, нужно воспитывать интеллектуалов. Когда я недавно был на одном мероприятии в ОБСЕ, я увидел, что современные мусульмане профессора американских, турецких, британских университетов переигрывают, побеждают в спорах тех западных интеллектуалов, которые пытаются отрицать место религии в общественной жизни. Это хороший пример для нас.
Нам говорят, что другие сильнее в экономическом и военном отношении, у других больше денег, выше рейтинги в экономической области. Да, возможно, это так, хотя можно поспорить относительно адекватности тех или иных цифр реальной экономической значимости того или иного общества. Но мы имеем полное право сказать в ответ, что христианин живет не расчетом, а Божией правдой, помня, что она всегда побеждает если уж не в этом мире, то в будущем.
Нам говорят: вы обязательно проиграете информационную войну, потому что информационные ресурсы оппонентов сильнее. Но мы знаем, что люди видят правду, слышат правду и в Западной Европе, и в нашей стране. И есть какое-то чувство, может быть, пока интуитивное, что, несмотря на разговоры о якобы тотальном неприятии современном обществом тех ценностей, которые проповедует Церковь и которые проповедуют другие традиционные религии, это неприятие сосредоточено в очень узком секторе, смоделированном, сконструированном секторе общественного мнения, в то время, как люди в большинстве своем правду слышат.
Диалог с Западом, включая западные религиозные общины, который сегодня предлагается, в том числе на этой земле, должен быть диалогом безо всяких предварительных условий. Мы не должны соглашаться на то, что мы будем вести этот диалог в рамках той системы ценностей, которая нам задана другими цивилизациями. Более того, убежден, что сегодня наступает время распаковать, переосмыслить такие вроде бы запакованные, запрещенные к переосмыслению понятия как свобода, народовластие, право, в том числе основания права, экономическая эффективность общества, разделение религиозных объединений и государства и так далее. Что-то на эту тему много лет уже говорит наша Церковь, что-то говорит Всемирный Русский Народный Собор. То, что было сказано, пытались осмеять, замолчать, не заметить. Но не замечать, осмеивать и даже спорить с тем, что говорится, получается все меньше. Хочется надеяться, что и западные коллеги, и отечественные элиты нас услышат. Не услышать уже не получится. И тогда мы сможем перейти от информационных войн к тому, чтобы вместе находить ответы на общие вызовы.