В Российском православном университете прошел круглый стол на тему "Примирение истории: условный компромисс или шанс на будущее?", в котором приняли участие священнослужители, историки и политологи.
Служба "Среда" опубликовала результаты опроса экспертов и гостей мероприятия (всего опрошено 20 человек). Участникам было предложено выбрать из списка, включавшего сорок событий российской истории, пять наиболее значимых для формирования российской идентичности.
Все без исключения опрошенные выбрали Крещение Руси 988 г. Вторая по частоте выбора участниками дата в российской истории Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Далее с существенным отставанием шли монголо-татарское иго, основание Троице-Сергиева монастыря, Куликовская битва, стояние на Угре (падение монгольского ига), правление Петра I, Отечественная война 1812-14 гг., Октябрьская революция.
В списке были также варианты, которые не отметил никто: взятие Казани, восстание Стеньки Разина, Переяславская рада, Северная война, основание Петербурга, Полтавская битва, основание Московского университета, царствование Екатерины II, Пугачевский бунт, революция 1905-07 гг., Гражданская война, запуск первого спутника.
Вместо этого участники назвали Ливонскую войну, опричнину, "Формулирование идеалов и ценностей российской цивилизации в середине XVI в." (по-видимому, имеется в виду доктрина "Москва Третий Рим"), подвиг Ивана Сусанина, присоединение Крыма к Российской империи, Смуту начала ХХ в. (термин, объединяющий революцию и Гражданскую войну, широко использовался в Первой эмиграции), восстановление патриаршества, убийство Царской семьи, большевицкие гонения на Церковь, оттепель по отношению к Церкви во время Великой Отечественной и воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
Все эксперты считают необходимым наличие единой версии российской истории в школьной программе. С ними согласилось большинство гостей мероприятия.
Практически все участники мероприятия сошлись во мнении по вопросу освещения в школьных учебниках роли Церкви в истории: по их мнению, информации об этом в школьных учебниках не хватает и этот пробел должен быть восполнен.
"Какие важнейшие для формирования России события назвали бы вы? Должна ли во всех школах преподаваться единая версия истории России? Нужно ли в курсе истории подробнее рассматривать роль Церкви?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:
От школьного курса следует требовать понятного и правдивого описания исторического развития страны. Вопрос лишь в том, какие выбрать события кардинально ускорявшие процесс, или, напротив, замедлявшие, а то и вовсе сбивавшие нас с верного пути. И вначале неплохо бы определить, кто же таков русский народ, ответить на вопрос о предназначении и смысле России. Это будет логично.
При таком подходе, думаю, уже не вызовет споров, какие исторические события должны стать точками для того, чтобы прочертить прямую линию. Конечно, это выбор веры князем Владимиром Крещение Руси, формирование Московского царства. Безусловно, Великая Отечественная война, показавшая: несмотря на разрушение государственности, сломить русский народ невозможно. А раз невозможно разрушить и уничтожить русский народ, значит, невозможно уничтожить и Россию.
Конечно, хотелось бы, чтобы нам об этом говорили. И люди, поднимающие такую важную тему, имели возможность получить доступ к информационному пространству. А мы, в свою очередь, могли бы давать отклики на их предложения. И тогда нетрудно будет догадаться, что нужно делать, каким должен быть учебник истории для нас всех.
А пока происходящие по заказу непонятных сил процессы вызывают только недоумение. Формулировки, которые нам предлагается обсуждать, двусмысленные. Говорить о российской самоидентичности то же самое, что говорить об украинской самоидентичности. Ну нет никакого "украинского народа"! Это вымысел, химера. Нет никакого "российского народа". Есть русские и представители других национальностей, которые проживают на огромной территории благодаря русским, получившим ее от Бога, чтобы вместе с ними в единой семье могли жить и другие народы. Иначе эти народы давно выдавили, уничтожили бы. Только русский народ может по-настоящему дружественно существовать со всеми народами.
А когда говорят о каком-то российском народе, я не понимаю, о чем вообще идет речь, и считаю всякие разговоры на эту тему провокацией, заставляющей нас уходить от сути вопроса. Но я надеюсь: это всего лишь временные попытки противостоять тому естественному процессу, который сейчас идет процессу самоидентификации, воссоздания русского человека. Он везде в литературе, культуре. Нас интересует, кто мы в этой борьбе, которая идет на мировой арене. Идет против русских, а не россиян.
Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:
Наверное, каждый человек на вопрос о важнейших исторических событиях ответит по-своему. Для меня как жителя Дальнего Востока это, несомненно, Албазинское противостояние, подписание Айгунского договора графом Муравьевым-Амурским, благодаря чему все амурское левобережье без единого выстрела отошло Российской империи. Это первый полет в космос и выход в открытый космос, победы Александра Невского таких событий много, и говорить всего о нескольких значит фрагментировать историю. А я уверен: ее нужно преподавать в комплексе. И однозначно с привлечением крупных в этой области специалистов.
Православная Церковь оказала огромное влияние на развитие России. Вспомним хотя бы Кирилла и Мефодия, первые библиотеки при храмах, первые церковно-приходские учебные заведения. Вместе с православием в Россию пришла медицина, юриспруденция. Благодаря нему значительно повысилась роль женщины в обществе... Митрополит Алексий Московский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, патриарх Гермоген, патриарх Тихон последний, кстати, патриарх перед революцией все они оказали огромное влияние на формирование нашей истории.
Если детям не говорить в школах о православии, им будет сложно понять русскую литературу: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, часто использовавших православные термины, рассуждавших об исторических церковных событиях. Такое образование будет неполноценным. Так что нам однозначно нужен единый учебник истории.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
Я согласен с теми опрошенными, что назвали важнейшими событиями русской истории Крещение Руси, Великую Отечественную войну. Но мне вообще трудно вычленять из истории России какие-то отдельные события: вся история России есть великое событие, определенное нашим христианским выбором.
Трудно сказать, нужен ли единый учебник или несколько, но думаю, школа не должна стать местом конкуренции между различными версиями истории России: в конце концов, мы воспитываем граждан страны, ее патриотов, а не экспериментируем на школьниках с помощью различных научных теорий.
Полагаю, изучение истории Русской Православной Церкви должно быть расширено, и не только в рамках школьного, но и высшего исторического образования.
К сожалению, не все наши соотечественники знают историю нашего Отечества, и в этом не только их вина школьная программа слабо освещает некоторые события. Нам предстоит большая работа для формирования исторического мышления наших детей, но она принесет плоды в будущих поколениях. А вот начинать ее нужно уже сейчас.
Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:
Я бы безусловно выбрал крещение Руси, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну. Кроме того, среди самых важных событий нашей истории для меня стоят деятельность св. Сергия Радонежского, Куликовская битва, создание второго народного ополчения гражданином Мининым и князем Пожарским.
Единый учебник нужен потому, что люди должны понимать: они живут в одной и той же стране. Если у них представление, что они живут в разных странах, у одного страна одна, у другого другая, это какая-то шизофрения.
Помню, в Белоруссии аспирантка из Львова читала лекции об истории религиозных движений на Украине перед войной. И она на своих лекциях рассказывала, что освобождение Украины от немцев началось в 1941 году. Белорусы пытались ее поправить, сказав, что Украина в 1941 еще была оккупирована, но переубедить девушку не удалось. Тогда белорусские студенты встали и ушли с ее лекции. Настолько разной история быть не может.
Другой вопрос какой должна быть единая версия? Она должна быть правдивой. Включать в себя и печальные, и славные моменты. Мне нравится, что возле РПУ есть три музея Исторический, войны 1812 года и ГУЛАГа. Мы понимаем: в истории были разные страницы.
А вот роль Церкви в ней существенно недооценена. Взять хотя бы эпоху феодальной раздробленности: единственное, что тогда объединяло Россию, вера. Или роль св. Сергия для битвы на Куликовом поле. Это очень важные события, которых многие не знают.
Священник Антоний СКРЫННИКОВ, Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:
Я не буду оригинальным и тоже отдам свой выбор событию 1000-летней давности Крещению Руси. Событие на Днепре это не просто совершение Таинства в богословском смысле, но и серьезный исторический, политический, культурный, психологический ход, задавший совершенно новый вектор развития отдельных земель в единстве.
Отдельным событием, важным для истории, я бы выделил установление патриаршества, позволившее нашей Церкви свободно развиваться, исполняя слова Священного Писания: "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3: 8).
Что касается единого учебника то я против. Есть множество событий в истории нашего государства, например раскол XVII века, которые сложно интерпретировать лишь с "единственно правильной" точкой зрения.
С другой стороны, когда в школах используются десятки совершенно разных трудов, в некоторых из которых может отвергаться реальность монголо-татарского ига или "политкорректно" опускаться взятие Казани русскими войсками, это, конечно, недопустимое безобразие.
Священник Стефан ДОМУСЧИ, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова:
В курсе истории роль Церкви нужно рассматривать в той мере, в какой она участвовала в тех или иных событиях и формировала те или иные стороны российской идентичности. Думаю, отдельное событие не может повлиять на менталитет, тут надо скорее говорить о длительных процессах.
Несомненно этнобразующим событием было крещение Руси, однако процесс христианизации занял столетия. Очень сильное влияние на формирование русского менталитета оказало татаро-монгольское иго.
Следующее для меня по значимости историческое событие реформы Петра I. Они во многом определили дальнейший путь развития государства, отношение народа к вере и Церкви. Столь же важны отмена крепостного права и постепенное освобождение крестьян. Мы почти не можем себе представить психологию крепостного: ведь его могли купить, продать, проиграть в карты... Сознание такого человека сразу не изменишь.
Десятилетия существования Советской власти тоже оказали влияние на формирование российского менталитета.
Те или иные исторические события или были, или нет тут, конечно, должно быть единство. А вот однозначная их оценка другое дело, люди могут просто не сойтись во мнениях. Поэтому, мне кажется, нужно стараться показать и положительные, и отрицательные стороны исторических событий.
Альбир-хазрат КРГАНОВ, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:
Необходимо учитывать, что Россия изначально складывалась как многонациональное поликонфессиональное государство. Она никогда не была монорелигиозной и мононациональной. И сегодня, когда фашизм в Европе поднимает голову, когда мы с этим фашизмом боремся, должны продемонстрировать всему миру дружбу наших народов. Вот это обязательно нужно отражать в книгах.
Да, каждый народ уникален, но мы не должны обосабливаться. Я хоть и татарин, мусульманин, знаю: для России, православных Крещение Руси важная дата. Также, как для мусульман принятие ислама. Такие же значимые даты есть у других наших конфессий.
Наши общие важные исторические события победа в Великой Отечественной войне, объединение народов Поволжья под руководством Минина и Пожарского, которые спасли Москву. Если бы всего этого не было, кто знает, в какой стране мы бы сегодня жили. Нам нужно думать не только о том важном, что касается одной нации, одного народа, необходимо находить важные события, которые объединяют все народы, все культуры России. Конечно, никоим образом не умаляя роль других народов, в том числе великорусского.
Мы прошли через многие испытания, у нас есть выстраданная модель сосуществования разных народов и культур, и сегодня нужно очень внимательно относиться к написанию истории, дабы не заложить там зерна проблем, которые могут потом вырасти.
Думаю, начало этого диалога очень хорошее, этот вопрос требует должного внимания, но его нужно расширить, пригласив представителей других народов, культур, и всем вместе подключиться к обсуждению. Если такого не произойдет, это станет шагом к обособлению, и может в дальнейшем привести к событиям, происходящим в Европе. А мы Россия через это давно прошли, и сумели найти ответ на многие вопросы путем сплочения, объединения, сохранения многообразия культур в единстве.
Семен ЛИВШИЦ, Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":
Наше государство федеративное, что подразумевает многонациональность и многоконфессиональность. Да, у нас есть традиционная российская религия православие, но присутствуют и другие, и у них много приверженцев. Вторая по численности религия мусульманство. Многие в России исповедуют католицизм, лютеранство. Есть у нас и иудаизм, а также буддизм. Иудеи вообще селятся на всей территории Российской Федерации, в том числе, в Севастополе и в Крыму, ареал буддизма более ограниченный. Так что отмечать нужно роль всех традиционных религий, которые на сегодняшний день присущи российскому обществу.
Лозунг, с которым шли воевать во всех войнах до октябрьского переворота "За веру, Царя, Отечество" объединял представителей всех вероисповеданий. Все воевали за свою веру, а это не только православие. Думаю, это забывать нельзя.
На мой взгляд, самыми значимыми историческими событиями были первая мировая война т.е. война 1812 года: первое открытое противостояние Европы и Россия; Великая Отечественная война основополагающее событие в мировой истории; и запуск первого спутника земли начало эры освоения космоса Советским Союзом.
Наличие единой версии российской истории в школьной программе, с одной стороны, правильная позиция если одни начнут изучать одно, другое другое, что же будет общего? Каждый автор учебника будет трактовать исторические события по-своему.
С другой стороны, историю постоянно пересматривают. Петр I призвал для написания истории России немцев. Их труд определил развитие российского государства на долгие годы. А Михайло Ломоносов написал историю на свой лад славянский. Кто же оказался прав: немцы или Ломоносов? Правы были немцы они нашли более точные исторические документы. Поэтому говорить об однообразии, наверное, неправильно должно быть изложено мнение различных авторов. Как только мы начнем отвергать иное мнение, придем к тому, от чего ушли.
Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:
Так получилось, что я был одним из организаторов этого мероприятия, вел круглый стол и, соответственно, принимал участие в подготовке документов к нему, в частности, в разработке анкеты, подготовленной фондом "Среда". У меня остались самые положительные впечатления от состоявшегося разговора.
Нам ни в коем случае нельзя уходить от сложных вопросов нашей жизни, а отношение к истории один из самых сложных вопросов. Многие конфликты и внутри нашей страны, и в других странах, и между странами, народами, связаны с разным пониманием истории, отдельных исторических событий, с разным отношением к историческим героям. Спор об истории это всегда разговор о будущем.
Если то или иное государство хочет, чтобы его граждане имели общее мнение об истории, о своем прошлом, в школах необходимо преподавать историю на основе некой единой концепции. Единая концепция истории не отрицает наличие моментов в отечественной или мировой истории, по которым можно и нужно вести дискуссии. Более того, я считаю, что в старших классах их не только можно, но и нужно вести. Только так изучение истории станет интересным, увлекательным.
Сейчас изучение истории Церкви, вообще религиозной стороны отечественной истории, должен отметить, находится на очень низком уровне. По большому счету, при преподавании истории что в школах, что в вузах (обычных, не специальных) продолжает сохраняться разделение на светскую и духовную историю, возникшее еще в XVIII столетии. История Церкви, духа, мысли почти не изучается, от этого история получается какой-то однобокой, ибо и в русской жизни, и в жизни других обществ, особенно в средние века, религия, Церковь играла огромную роль, а во многих обществах она продолжает играть ее и сегодня. Поэтому я абсолютно уверен: в школьных учебниках должно отводиться гораздо больше места изучению религиозных вопросов, истории религии. Ну и, естественно, Православной Церкви как одной из основных религиозных конфессий в нашей стране, сыгравших особую положительную роль в становлении государства.
Вот об этих проблемах мы и говорили на нашем круглом столе. Были высказаны разные точки зрения. Например, оптимистичная: в нашем обществе возможен некий единый взгляд на историю. Но были и пессимистичные прогнозы: люди говорили, что единого взгляда на историю не будет, ибо слишком велики противоречия в российском обществе. Насколько верен тот или иной прогноз, мне сказать трудно правда и на той, и на другой стороне. Но я уверен: стремиться к взаимопониманию, в том числе достигая компромиссов, необходимо иначе мы просто уничтожим сами себя. Это не относится к исторической науке она не может руководствоваться идеологическими и прочими императивами, поэтому понятно, что здесь дискуссии, порой жесткие, будут и должны быть.
Александр Сергеевич Пушкин в своем известном письме Петру Яковлевичу Чаадаеву писал: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечества или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог ее дал". Думаю, нам тоже нужно относиться к нашей истории так, как относился к ней Пушкин, и воспринимать ее такой, какой ее нам дал Бог.
Источник: Regions.Ru