ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протоиерей Чаплин рассказал о пагубности уныния и "духовного расслабона"

02 апреля 2015

Депрессия – это болезнь благополучных людей и больших городов, но и практики peace of mind – это спячка, откуда до бесцельности недалеко, уверен представитель РПЦ

С. КОРОЛЁВ: У микрофона Сергей Королев, в гостях Всеволод Чаплин – глава отдела Московского патриархата по взаимоотношению церкви и общества, протоирей. Отец Всеволод, здравствуйте!

В. ЧАПЛИН: Добрый день! Я всех сердечно приветствую.

С. КОРОЛЁВ: Главная тема последних дней – это авиакатастрофа А320 в Альпах, все новые и новые подробности сейчас открываются. Основная версия связана со вторым пилотом, уже говорят, что у него были проблемы с психикой, что он наблюдался у психиатра по поводу депрессии. Насколько проблема депрессии актуальна?

В. ЧАПЛИН: Все было хорошо, а потом таким чудовищным образом покончил с собой и унес в иной мир 150 человек. Человек, у которого все было хорошо. Я не представляю себе такую депрессию у человека, который был на войне или переживал серьезную болезнь и мог бы с ней бороться или имел бы элементарно цель в жизни. Очень многие сегодня унывают, есть такая духовная болезнь, такой грех, говоря церковным языком – уныние, и это воспринимается гораздо хуже, чем такие грехи, как пьянство, обжорство. Уныние убивает. Это бесцельность бытия, это убежденность в том, что ты не можешь ничего хорошего сделать, что все плохо, что тебе незачем жить. Такое уныние свойственно целым народам на западе. У нас тоже много людей, которые таким унынием страдают. В этом случае человек может себе сказать: как мне плохо, что у меня все хорошо. Уныние, кстати, дорога к отчаянию.

С. КОРОЛЁВ: Уныние и депрессия – это одно и то же?

В. ЧАПЛИН: Я думаю, близкие вещи. Не случайно, в православной аскетической традиции, когда Бог наказывает, посылает сложности, говорит, Бог посещает. Мы не спрашиваем Бога, за что им это? Кто-то не спрашивает. Когда возникают сложности, когда ты перестаешь жить в состоянии самоуспокоенности, это хорошо для человека, и для народа целого хороша. Когда народ живет сытой и спокойной жизнью, он может совершить коллективное самоубийство.

С. КОРОЛЁВ: Что произошло в Альпах?

В. ЧАПЛИН: Имело место самоубийство одного человека, другие не хотели умирать. Это был благополучный человек, эгоист, у которого все хорошо. У него не было семьи, по-моему, были отношения, у него с квартирой, зарплатой все было хорошо, с квалификацией, с зарплатой, здоровье вроде тоже было в порядке. Нашли больничный лист, который он порвал, но врачи авиакомпании распознали бы какую-то тяжелую болезнь. То есть, у человека все было слишком хорошо.

С. КОРОЛЁВ: Это болезнь запада? Или болезнь современного мира? Такая опасность есть у нас?

В. ЧАПЛИН: Некоторой части современного мира. Это болезнь городов, благополучных людей. Среди нищих мало людей с депрессией. Среди людей, переживающих экстремальные ситуации, на той же войне, нет тех, у кого было бы время на депрессию. Когда у человека слишком много свободного времени, это всегда плохо. Один человек рассказал про то, что у него в юности происходило, когда он спрашивал своего духовного руководителя, как ему дальше жить, митрополит Никодим сказал: "Самое главное, чтобы у тебя не было свободного времени, чтобы ты был все время занят". Праздность – тоже одна из таких тяжелейших проявлений греха. Не случайно говорится, праздность – мать всех пороков. Праздность, уныние – очень близкие вещи. Часто говорят, что в монастыре монах либо работает, либо болеет. Если ты не работаешь, начинаешь слишком много внимания обращать на свои болячки, думать о них, обижаться на Бога, требовать внимания от ближних. И происходит то самое уныние. Либо работаешь, либо болеешь. Если человек много молится, это тоже труд. Но если он ничего не делает, и думает о себе, он на опасном пути.

С. КОРОЛЁВ: А к Вам часто приходят такие люди?

В. ЧАПЛИН: Очень часто.

С. КОРОЛЁВ: Что Вы им говорите?

В. ЧАПЛИН: Займись чем-нибудь. Оглянись, и, может, увидишь смысл жизни. Не живи ни в коем случае приятной обидой, если ты хороший, остальные плохие, приятным одиночеством, приятным бездельем, приятным расслабоном духовным. Люди сегодня ищут peace of mind, сидеть – ничего не делать, не работать, не читать новостей, целые телеканалы есть, которые обучают этому делу, показывают людей, которые расслабляются в каких-то гимнастических позах под ни к чему не обязывающую музыку. А кто сказал, что такие люди счастливы? Peace of mind и настоящий мир внутренний, осмысленный – это разные вещи. Peace of mind – спячка, оттуда до уныния, отчаяния, праздности, потом до бесцельности короткое расстояние. Жалко этого человека, у него в душе был кошмар, если он такое сделал спокойно, без всякой истерики. Понял, что командир корабля ушел помыть руки, заперся, ни с кем ни разговаривал, не было ни криков отчаяния, ни споров, ни жалоб на жизнь, из того, что я знаю, в полном одиночестве, молча, человек, пока командир пытался выломать дверь, без всяких душевных мук взял и долбанул самолет об горы.

С. КОРОЛЁВ: Пока мы все-таки не знаем точно, поэтому оговорки давайте делать.

В. ЧАПЛИН: Если мы правильно понимаем, если имеем достоверную информацию.

С. КОРОЛЁВ: Все-таки наблюдение у психиатра тоже может о чем-то говорить. Надя из Щербинки, наша слушательница пишет: "Депрессия – это диагноз. Навряд ли можно скрыть этот диагноз от врачебно-летной комиссии". Есть разграничения, когда это психическая патология и когда это состояние души, уныние?

В. ЧАПЛИН: Тут еще третий фактор – неправильное состояние души, болезнь и одержимость злой силой. Иногда человек уже сам собой не владеет, им владеет кто-то не хороший. Но очень часто все эти вещи совпадают, оказываются, что называется, в одной упаковке. Человек сначала неправильно живет, потом возникают духовные, психологические проблемы, потом начинается болезнь, потом начинается одержимость. Да, есть люди просто больные. Я знал людей, которые разумны, психически нормальны, на уровне логики, общения. А потом человек выходит на улицу и понимает, что на него сейчас упадет небо или здание, это болезнь. Человек ментально более-менее в порядке, но у него такая особенность психики, здесь, как раз, может и есть одержимость злой силой. Но кроме таких случаев, когда нужен врач или лекарство, кроме случаев, когда можно распознать злую силу и помолиться, чтобы она ушла, во всех остальных случаях психологические проблемы, душевные, духовные, исцеляются изменением образа жизни, молитвой, общением, возвращением человека из эгоистической скорлупы в настоящую осмысленную жизнь.

С. КОРОЛЁВ: Вопрос от слушателя: "Я понял, что когда народ живет в скотстве, это хорошо, он с Богом. А, может, лучше быть богатым, здоровым и себе на уме?"

В. ЧАПЛИН: Богатые и здоровые люди, вдруг понимая, что бесцельно живут, совершают ужасные вещи. Очень многие люди на западе и у нас в больших городах просто не знают, зачем живут, боятся мыслей о смерти, а этот вопрос, что со мной будет, когда я скончаюсь и какой смысл моей жизни – это главный вопрос. Человек, который боится на него ответить – это страус, который закапывает голову в песок. Я сталкивался с тем, что люди в ужасе оказываются, когда слышат само слово смерть. Я был однажды на одном межхристианском мероприятии, и в ходе обмена разными молитвенными практиками, предложил людям прослушать ектению – набор кратких молитв, которые мы читаем в православных храмах. Там есть такие слова: "Христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добры для ответа на Страшном Судище Христове просим". А одна грамотная, серьезная дама вдруг взвилась и сказала: "Как мы можем молиться о смерти? Ее же нет?" Сама мысль вызвала такой ужас. Человек, который не боится умирать – это нормальный человек. Тот, кто взвивается в ужасе, когда слышит это слово – это не нормально живущий человек.

С. КОРОЛЁВ: Всю неделю вновь говорили о "Тангейзере". Вы высказались на этот счет. Вы смотрели этот спектакль?

В. ЧАПЛИН: Я посмотрел видеозапись.

С. КОРОЛЁВ: Вы, действительно, увидели там пропаганду порнографии и гомосексуальных отношений?

В. ЧАПЛИН: Там есть сцена, где изображается Христос, режиссер говорит, что это имен но Христос, и его образ дается в контексте сценки: полуобнаженные женщины целуются. Если верить людям, которые были в зале, на сцене присутствовали несовершеннолетние.

С. КОРОЛЁВ: Там 18 плюс не стоит ограничение?

В. ЧАПЛИН: Есть ограничение. Но в СМИ даже писали, что во время пикета, который устраивали православные общественники, мимо в зал шли родители с детьми, и их очень возмутил пикет, но то, что дети были в зале, вот это родителей не смущало.

С. КОРОЛЁВ: Ваше впечатление, за исключением этой сцены, от спектакля?

В. ЧАПЛИН: Постановка, с одной стороны, достаточно банальна, сама по себе идея ставить классические оперы в современном антураже, она ведь достаточно избита, ничего нового нет. Интересно было первые два-три раза, потом стало штампом, который воспроизводится в самых разных странах. За постановкой есть идея: режиссер, который бросает вызов религии и нравственности, в конечном итоге оказывается прав, его бросают люди, которые составляют с ним одно творческое сообщество. Папский жезл – библейская аллюзия, которая говорит, что после смерти признается его правота. В данном случае речь идет не о смерти, а о констатации его правоты. Вагнеровская идея другая: человек, который совершает грех, понимает, что не прав, Папа Римский его не прощает, но он кается и продолжает каяться. В ответ на покаяние папский жезл процветает, расцветает. Здесь покаяния нет, здесь есть констатация правоты вещи, которую христианин назвал бы неправильной.

С. КОРОЛЁВ: Констатация правоты – это Вы решение суда имеете в виду?

В. ЧАПЛИН: Правоты героя. Так построен изобразительный ряд, так построена канва, наложена на идеи Вагнера, который расписывал, что должно происходить в каждой сцене, какие декорации должны быть, откуда должны выходить артисты – у Вагнера было представление о том, как должен строиться изобразительный ряд при исполнении его оперы. Нынешний прямо противоположен тому, который имелся в виду у Вагнера. Там грех, покаяние и прощение – здесь грех, выступление некоторых людей против этого греха, признание правоты этого греха.

С. КОРОЛЁВ: Пусть будет постановка Кулябина по мотивам Вагнера

В. ЧАПЛИН:. Это не первая, отличающаяся от церковной интерпретация образа Христа, у Булгакова она тоже отличается, но это все имеет право на жизнь тогда, когда не оскверняется то, что нельзя осквернять и по закону и по сути, священные символы, священные изображения. Хорошо, что убрали постер, на котором просто чудовищным образом осквернялось распятие, которое было помещено на фоне изображения раздетой женщины. Я убежден, что этого не достаточно. Изображение Христа в контексте развратных сцен – это тоже осквернение. Я надеюсь, что нас услышат, и что эта часть постановки тоже будет изменена.

С. КОРОЛЁВ: Суд сказал, все в порядке.

В. ЧАПЛИН: Мы уважаем решение суда, но можем продолжать с ним спорить. Еще рассматривается апелляция.

С. КОРОЛЁВ: Есть две акции в Новосибирске, в ближайшее воскресенье сбор православных активистов: "Защитим святыни, спасем Россию", и митинг "Новосибирск за свободу творчества" через неделю, 5 апреля. Активизировалась и другая сила, которая на защиту режиссера Кулябина встает. Как же дела со свободой?

В. ЧАПЛИН: Люди имеют право высказываться. И я в этом ничего плохого не вижу. Люди должны высказываться, если они считают что-то из происходящего в обществе не правильным. Православные люди высказываются и действуют мирно. В руках у них достаточно жесткие лозунги, иногда они говорят достаточно прямые вещи. Но никто не сделал ничего противозаконного, не было ни столкновений, ни оскорблений, на сколько я знаю, а вот право на мирное высказывание, на критику того или иного явления культуры, общественной жизни, государственной жизни – право, которого вряд ли стоит пытаться лишить любую группу населения. Меня удивляют те наши либералы, – откуда они после этого либералы, я не понимаю – которые говорят, что это вдруг верующие люди, священнослужители начинают говорить о вопросах творчества, культуры – пусть сидят в храмах, машут кадилом и крестятся. Это чудовищный призыв к дискриминации. Деятели искусства у нас говорят о деятельности государства, и слава Богу, что говорят, критикуют власти, имеют на это полное право. Деятель культуры может говорить, что ему не нравится. Точно также верующий человек, а среди верующих не только священнослужители, но и писатели, актеры – все люди имеют право говорить, что они думают о любой сфере жизни. У кого-то еще сохраняется советская инерция представлений о том, что верующие люди должны молчать на любые темы, кроме религиозных, а у кого-то есть желание следовать не самым удачным примерам, некоторых жестко секуляризованных в ходе революций стран, вроде Франции, где религия была силой. Сначала силой оружия, а потом силой медийного и политического контроля. Религия была выведена за скобки общественной жизни. Сейчас она возвращается, и не только в виде ислама, но и католического социального действия.

С. КОРОЛЁВ: Отец Всеволод, уточняю. Режиссер уже прислушался и уже убрал скандальный постер. Второе Ваше требование – это сцена, где Христос изображен на фоне полураздетых женщин, целующихся друг с другом, ее убрать.

В. ЧАПЛИН: Где Христос участвовал в развратных действиях или изображается на фоне этих действий.

С. КОЛОЛЁВ: Если это будет выполнено, Ваши претензии будут сняты?

В. ЧАПЛИН: Лично у меня и других верующих людей нет претензии к тому, что евангельская история интерпретируется несколько иначе, это всегда было и будет. Но уважение к священным символам, которые у нас защищаются не только этикой, но и законом, должно сохраняться.

С. КОРОЛЁВ: То есть, если сцену Кулябин убирает, Вы претензии снимаете?

В. ЧАПЛИН: Думаю, что да. Если группа сцен будет пересмотрена.

С. КОРОЛЁВ: А если не убирают?

В. ЧАПЛИН: Мы продолжим критиковать этот спектакль и выступать против него, чтобы не решили власти. Мы уважаем решение суда, каким оно будет, пусть покажет ближайшее будущее, как мы знаем, подана апелляция, но согласится с этим решением или отказаться от критики, верующие люди в значительной своей части, не могут.

С. КОРОЛЁВ: Слава из Москвы пишет: "Спасибо за то, что Вы четко объяснили, что происходит с моей женой, описали все симптомы. Расскажите, пожалуйста, как бороться с унынием, депрессией?"

В. ЧАПЛИН: Если есть ребенок в семье, есть возможность посвятить время ему, и женщина сама перестроится. Если ребенка нет, хорошо бы, чтобы он был. Надо попросить господа, чтобы он подсказал смысл жизни. Иногда это происходит без душевных мук и метаний, происходит встреча, событие, господь посылает испытание, иногда возможность послужить ближнему – любым способом, не деньгами, а собственным трудом, заботой. И вдруг излечивается любая депрессия.

С. КОРОЛЁВ: "Отец Всеволод, Христос учит нас прощать, мы молимся господу о прощении грехов нашим обидчикам. Почему же мусульмане относятся к этому гораздо жестче?"

В. ЧАПЛИН: Тема очень большая. Прощение со стороны Бога не является признанием того, что грешник прав. Господь требует покаяния, а оно должно быть деятельным. Святитель Алексей, митрополит Московский, наш потрясающий святой XIV века говорил: "Только то есть истинное покаяние, после которого прежние грехи презираются, то есть, оставляются". Не может быть прощен грешник, который говорит Богу и окружающим: "Я грешил, и дальше буду так поступать. Грех – это нормально. Все грешат, и я грешу". Такой грех закрепляется в человеке, и грешник не получает прощение. Покаяние и изменение жизни открывает дорогу прощению и божиему милосердию. Когда мы говорим, что должны прощать личных врагов – это всегда должно быть так, мы должны всегда это исполнять. Это заповедь божья. Личного врага нельзя встречать местью, держать на него обиду. Кстати, месть очень часто разрушает того, кто мстит, а не того, кому мстят. Обида точно также. Но не может быть соглашательство с неправдой, грехом. Нужно любить грешника, но ненавидеть грех. Когда кто-то поступает неправильно, а мы говорим, ничего страшного, я его прощаю, пусть делает, что хочет. Такой подход нужно разделить на две составляющих: нужно любить человека, желать ему блага, не обижаться на него, но в то же время ненавидеть ту неправду, которую он совершает. Если он откажется от нее, ему будет лучше. Если мы потакаем греху окружающих, неправде, мы не помогаем тем, кто грешит, а мешаем им, не даем измениться. Мы работаем не столько на добрый чувства по отношению к ним, сколько на собственное ложное душевное спокойствие. Пусть себе грешит, пусть ему будет хуже, пусть он будет болеть, пусть дойдет до самоубийства в своем унынии и отчаянии, главное, нам ни с кем не ссорится, добиться того, чтобы на нас никто не обижался, и нам будет спокойнее жить. Христианство – это нечто прямо противоположное ложному пафосу житейского комфорта, самоуспокоенности, невмешательства ни в какие процессы, отстраненности, холодной, безразличной отстраненности от людей, которым нужно помочь избавиться от греха и неправильной жизни, которая у них есть. Христос, который сказал апостолам: "Бросьте все и идите за мной!" не похож на тех людей, которые сегодня говорят, что христианство – бесплатное приложение к обывательскому образу жизни. Это совсем другое. И ведь апостолы тоже пошли, бросив те дела, которые сегодня многим кажутся самыми важными, то есть, материальное обустройство собственной жизни. Христианство и идеал комфортного эгоистичного обывательства – это разные вещи.

С. КОРОЛЁВ: Новость читаю: Сегодня в Сургуте следователи изучают страшные кадры, снятые камерой видеонаблюдения в местном аквапарке. На глазах у десятков отдыхающих погиб 8-летний мальчик. Видно, как ребенок несколько минут отчаянно барахтается в воде, пытается привлечь внимание окружающих, но никто, даже те, кто в метре от него, никак не реагируют, продолжают наслаждаться водными процедурами.

В. ЧАПЛИН: Это опасные животные были или просто вода?

С. КОРОЛЁВ: Просто вода.

В. ЧАПЛИН: Не так опасно было влезть, чтобы ребенка спасти?

С. КОРОЛЁВ: Рядом проплывали. Заметили, когда уже утонул, со дна его поднимали. Никого из персонала аквапарка, ни медиков не было, а посетители проплывали мимо.

В. ЧАПЛИН: Мне кажется, что у нас все-таки народ лучше.

С. КОРОЛЁВ: Это случайность?

В. ЧАПЛИН: Если бы понимали, что он тонет, наверное бы, спасли. Может, не очень очевидно было? Отдыхающие люди не очень оглядываются по сторонам. Я немного знаю наших людей, если бы они понимали, что ребенок гибнет, они бы бросились на помощь, тем более, что опасности не было.

С. КОРОЛЁВ: С другой стороны, я вспоминаю историю с блокадницей в магазине "Магнит", которую довели из-за двух пачек масла до смерти. Бывают, и такие истории.

В. ЧАПЛИН: Вот это гораздо более плохая история с моей точки зрения. Здесь, наверное, все все понимали. Охранники магазинов часто избивают беспомощных людей. Это на самом деле сегодня большая проблема. У них нет особых полномочий на то, чтобы применять силу, но они это делают, обычно соотнося свое поведение с тем, кто перед ними стоит. Если это мигрант, они его колотят, иногда даже просто при людях на улице или в самом магазине, если это бомж или инвалид – его тоже колотят или вышвыривают из магазина по одному подозрению в похищении. Человека хорошо одетого или имеющего включенный телефон в руках не трогают, а бесправного человека всячески унижают и физически воздействуют на него, не имея на это никакого права. Серьезный вопрос. Нужно, чтобы ЧОПы были как-то подотчетны обществу, потому что происходит часто следующее, мне об этом рассказывали многие: охранники магазинов колотят мигрантов, и никто ничего не делает. Возможно, здесь нужно добиваться, чтобы все, что происходит в магазине, фиксировалось на камеру. В случае с блокадницей была видеофиксация, даже ее не побоялись. Ответственность должна быть. Полагаться только на добрую волю нельзя. Я, в отличие от так называемых французских просветителей, не считаю, что человек, предоставленный сам себе, всегда будет хорош, нужно только его освободить от влияния церкви, семьи, школы, государства, общества, тогда он раскроется, как бесконечно хороший. Если нет – природа человека искажена грехом, и человек в совершенно свободном состоянии без воспитания и сдерживающих сил, очень быстро скатывается к чудовищным поступкам.

С. КОРОЛЁВ: Андрей спрашивает, была ли у Вас практика изгнания бесов.

В. ЧАПЛИН: У меня лично нет. Но я знаю, что многие священники особо молятся о тех, кто одержим злыми духами.

С. КОРОЛЁВ: Это какая-то особая практика?

В. ЧАПЛИН: Это набор молитв, но при этом надо еще иметь в виду вот что: не нужно слишком увлекаться поисками в себе нечистой силы. Я знаю людей, которые стали профессиональными путешественниками по тем священникам, которые отчитывают бесноватых, молятся об изгнании бесов из человека, иногда это превращается в систематическое действо, поэтому злоупотреблять походами по священникам с просьбой изгнать бесов, тоже не стоит.

У нас на молебны, которые совершаются заместителем председателя отдела для людей, которые взяли валютную ипотеку, приходят сотни людей. Тупик у них происходит, а государство услышало этих людей, предлагает разные варианты законопроектов и административных действий. Банковское сообщество, многие банки, будучи российскими, а на самом деле, являются филиалами западных, в своей значительной части говорят: сами виноваты, мы не будем никак участвовать в их судьбе. Все разговоры о социальной ответственности бизнеса в данном случае вдруг оказались забыты.

С. КОРОЛЁВ: А если бы это был православный банкинг? Вы же с этой идеей выступили.

В. ЧАПЛИН: Тогда бы не было этих кредитов.

С. КОРОЛЁВ: А что бы было?

В. ЧАПЛИН: Предлагается очень простая вещь: выдача средств без процентов на развитие бизнеса с участием в прибыли этого бизнеса и людям, которым ты доверяешь, которым банк доверяет, которым он может помочь, получив взамен их труд или еще что-то. Сама идея кредита, выдаваемого под процент – это идея, на которой основана мировая экономика, но это та схема, где деньги делают деньги, которые мировую экономику и погубят, которые сегодня губят судьбы людей. Валютные ипотечники сейчас оказываются выселенными из квартир, и даже после того, как квартира продана за серьезные средства, не оказывается средств, чтобы дальше выплатить кредиты. Они уже должны были выплатить в два раза больше, чем они взяли на покупку квартиры из-за валютного курса, а у них еще набежали за последние несколько месяцев штрафные проценты, то есть, некоторые из них уже должны в три раза больше, чем они взяли на покупку квартиры, и людям некуда деваться, их выгоняют с работы, часто они думают о самоубийстве, кто-то скрывается от коллекторов.

С. КОРОЛЁВ: С вами пытается слушатель поспорить: "А слабо Чаплину самому довольствоваться малым? Пусть раздаст нищим все имущество!"

В. ЧАПЛИН: У меня почти ничего и нет. Я отказался от половины своей зарплаты просто так.

С. КОРОЛЁВ: В пользу кого?

В. ЧАПЛИН: В пользу церкви.

С. КОРОЛЁВ: У нас есть традиция. По итогам программы мы устраиваем голосование, узнаем, сколько людей поддерживают идеи, которые Вы высказываете. Я еще даже не объявил, а же звонят. Вы за отца Всеволода, Вам близки его взгляды или Вы скорее поспорили бы?

Давайте примем несколько звонков. Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! Это Владимир. Я согласен, в основном, с отцом Всеволодом, но по опере Вагнера – там ведь не только наезд на христианство, а вообще на великого и гениального Вагнера. Поэтому мне кажется, это хлам.

С. КОРОЛЁВ: Вы смотрели оперу?

СЛУШАТЕЛЬ: Видел кусочки.

В. ЧАПЛИН: Один мой коллега, Владимир Легойда, что это как бы Вагнер. Музыка, конечно, хорошая, хотя я не поклонник именно оперной формы, слишком много проходных элементов, я не имею только речитативы идеологии. В опере обычно есть максимум пять-шесть оригинальных тем, очень много вторичного. Есть вторичные оперы, опера Вагнера "Тангейзер" – это вещь, которую хорошо слушать фрагментами, один раз прослушав полностью. Но кто-то недавно хорошо сказал, что в театр можно было прийти в очках, которые полностью закрывают глаза и слушать только музыку – это было одно впечатление, а если прийти в театр в затычках для ушей – была бы другая картина. Это про эту постановку. Здесь отдельно видеоряд и отдельно музыка.

С. КОРОЛЁВ: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Сергей Алексеевич. Вы сказали, кто не боится умереть – это нормальный человек, кто боится – тот ненормальный. А тот, кто не хочет мириться с короткой жизнью, кто хочет найти пути продления жизни не только для себя, но и для других, кто яростно борется со смертью – это кто?

С. КОРОЛЁВ: Кого Вы имеете в виду?

СЛУШАТЕЛЬ: Ученых, тех, кто дерутся за жизнь. Они могут и бояться смерти, но дерутся за жизнь.

В. ЧАПЛИН: Это одна из серьезных проблем XXI, а может и XXII века. Не столько ученые занимаются этим, сколько богатые, сыто и часто бесцельно живущие люди, которым страшна мысль о смерти. Они вкладывают огромные деньги в то, чтобы были разработаны механизмы, обеспечивающие земное бессмертие. Все мечты о том, что мозг можно пересадить из одного тела в другое, убить мозг и пересадить мозг другой, присоединить мозг к системам жизнеобеспечения, продолжить жизнь человека в виде программы и так далее – все это на самом деле проявление страха смерти, которое сегодня воплощается в очень энергичные проекты с огромным количеством денег.

С. КОРОЛЁВ: Не могу не спросить. Анжелина Джоли рассказала, что сделала операцию по удалению яичников и маточных труб из-за риска развития рака. До этого она удалила молочные железы и активно об этом всем рассказывала, чтобы пропагандировать заботу о собственном здоровье, здоровый образ жизни.

В. ЧАПЛИН: С одной стороны, человека можно пожалеть, с другой – вопрос о публичности этих процессов имеет какие-то понятные и не понятные мне стороны. Саморекламу из болезней делать нельзя, но и скрывать нельзя. Когда человек пытается всем сказать, что он здоров и все живут этой картинкой здоровья глянцевой, это не совсем правильно, люди должны друг другу рассказывать, что человек может болеть, что человек умирает, что человек может испытывать скорбь, может заходить в жизненные тупики. Но не нужно скрывать друг от друг проблемы и страдания, потому что жизнь без проблем и без страданий, преодоления трудностей – это та самая, очень странная, жизнь, которая может кончится совершенно бессмысленным самоубийством.

С. КОРОЛЁВ: Там Джоли молодец?

В. ЧАПЛИН: Не знаю. Я не знаю, какие у нее были побудительные мотивы. Может, она рассказал об этом для саморекламы, а может, действительно, хочет сказать людям: мы не все здоровы, у нас есть сложности, надо делиться ими друг с другом. Если такая у нее мотивация, это уже неплохо, это путь к тому, чтобы понять и сказать другим, что человек не всегда силен, нужно заботиться друг о друге и понимать, что есть не только безоблачнее дни.

С. КОРОЛЁВ: 89% наших слушателей Вам симпатизируют.

В. ЧАПЛИН: Странно, меня обычно ругают за то, что я говорю неудобные вещи.

С. КОРОЛЁВ: Ждем Вас в эфире.

В. ЧАПЛИН: Всем мира, радости и помощи божьей, но только в добрых делах.

Источник: РСН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама