ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия и цифры. Можно ли измерить веру?

Андрей Зайцев :: 09 апреля 2015

Человек спешит по своим делам. Он идет по улице: слушает музыку, беседует с приятелем или просто погружен в свои мысли. Рядом с ним месят весеннюю грязь или радуются солнцу другие прохожие. Всем некогда. В этот момент к нашему герою подбегает девушка и спрашивает: "Вы соблюдаете Великий пост? Можете ответить на несколько вопросов?".

В такой ситуации большинство из нас просто скажут "нет", а оставшиеся будут мучительно искать "правильные" ответы про Пасху и Великий пост, но их настоящее отношение ко Христу и Церкви нельзя будет выразить с помощью цифр. О своей любви и глубоких чувствах обычно социологам не рассказывают.

Каждый год перед большими праздниками (Пасха и Рождество) ВЦИОМ проводит очередной опрос и выясняет, что 77 процентов граждан не обращают внимания на Святую Четыредесятницу и едят как обычно. Только 3 процента опрошенных говорят о том, что соблюдают Великий пост "полностью".

После этого многие светские и некоторые православные издания делают новость с кричащим заголовком "Только три процента россиян соблюдают Великий пост", но если прочитать текст по ссылке внимательно, то можно узнать, что около половины опрошенных отказываются от мясной и молочной пищи, курения или употребления алкоголя.

Проблема в том, что заголовок "Почти половина россиян не пьет Великим постом" не интересен ни радикальным сторонникам идеи о том, что Россия – традиционная православная страна, ни тем, кто считает народ неграмотным, суеверным, не читающим Евангелие.

"Живую веру невозможно измерить цифрами"

В результате в Интернете вновь говорят о том, что за 20 лет православие в стране так и не возродилось, или, напротив, призывают прибегнуть к радикальным миссионерским провокациям, чтобы формально воцерковить как можно большее число россиян. Участники дискуссии забывают о том, что живую веру невозможно точно измерить цифрами.

Представим себе, что на одной лестничной клетке живет 5 человек.

Мужчина – он знает наизусть Символ веры, хорошо разбирается в основах православия, любит историю Церкви или жития святых, читал Евангелие, знает, как отличить священника от епископа, но при этом молится дома, в храм ходит редко, почти не постится, а причащается пару раз в год. Он "воцерковленный христианин" или нет?

А вот женщина. Она старается каждую неделю быть в храме, причащает детей, хлопочет по хозяйству, старается соблюдать пост, но не отличит Болотова от Карташева, I Вселенский собор от VII, не знает, как зовут ее епархиального архиерея, Евангелие читала, но больше любит акафисты. Еще она немного суеверна и не может толково объяснить, что происходит в алтаре во время Евхаристического канона. Эта женщина – "воцерковленный христианин"?

Вот маленький ребенок, которого мама причащает чаще, чем себя, но он не сможет ответить на вопрос социолога. Мы его будем считать христианином?

Вот бабушка, которая редко ходит в храм, но ежедневно молится дома. Ее представления о православной догматике чудовищны, но она читает Евангелие. Она верит во Христа и в черную кошку, а еще и к экстрасенсам обращалась. На Пасху она пойдет на кладбище, чтобы ухаживать за могилами предков, а в храм пойдет только чтобы куличи освятить. Вы готовы отказать этой старушке в праве называться христианином?

Вот молодая девушка, которая переступала порог храма пару раз за всю жизнь. Называет себя неверующей, но крещена. Ее жизнь совсем не образец добродетели, но при этом она, например, помогает бедным. Мы её в какую колонку определим по опросу?

В результате три человека из пяти при опросе назовут себя православными, а четвертая может ответить "верующая" или даже тоже "православная", а маленький ребенок не ответит ничего.

В результате мы получаем от 60 до 80 процентов людей, считающих себя православными и прямо говорящими об этом. В храм из них часто ходят только 40 процентов (мама и ребенок, которого мы формально не можем считать "православным", поскольку он не в состоянии ответить на вопрос), еще 20 процентов могут прочитать "Символ веры" наизусть. Минимум 60 процентов, считая малыша, пойдут освящать куличи.

А теперь скажите, какой процент православных христиан живет на этой выдуманной мною лестничной клетке?

И это еще самый простой случай. Мы говорим о внешних, формальных критериях, а как просчитать то, что происходит у человека в душе?

И последнее. Можно долго насмехаться над тем, что православными себя в России называют процентов 70, а в храм еженедельно ходят от одного до пяти процентов, но никуда не уйти от факта, что две трети наших соотечественников считают себя именно православными. Конечно, ситуация может измениться – в условиях гонений число христиан уменьшится, и нам, православным, нужно заботиться о нашей Церкви и людях, живущих вокруг нас.

Так что не стоит вести бесконечные споры по поводу социологических исследований или втискивать всех православных в прокрустово ложе стандартного опроса. Идет Страстная седмица, и стоит вспомнить о том, что Христос распялся за каждого человека, вне зависимости от того, знает ли он Символ веры и ходит ли еженедельно в храм. Это не значит, что достаточно иметь "Бога в душе", но и превращать всю Церковь в кружок по изучению Библии или православной догматики тоже не имеет смысла.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама