ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Брак – добровольное мученичество". Священник о разводах и "развенчании"

21 апреля 2015

Накануне Красной горки – праздника свадеб, священнослужитель рассказал SMOL.AIF.RU об отношении церкви к детям, рожденным в "гражданских" браках, повторных венчаниях и веских причинах для развода. В народе говорят: кто на Красную Горку женится – тот во век не разженится. Те, кто верит в приметы и надеется на "высокое" покровительство, стремятся зарегистрировать свой брак именно на следующей неделе после Пасхи. Кто-то после церемонии в ЗАГСе отправляется в церковь, чтобы получить божье благословление. О том, обязательно ли венчаться, в каких случаях допустимо повторное венчание, как относится церковь к детям, родившимся в так называемых гражданских браках, и почему не одобряет добрачные отношения, SMOL.AIF.RU рассказывает отец ГЕОРГИЙ (СВИТЦОВ), настоятель храма Иоанна Лествичника, руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии.

"Венчание в угоду моде не имеет смысла"

Олеся ТОМАШОВА, SMOL.AIF.RU: Отец Георгий, итак, венчание – ритуал обязательный или желательный?

Отец ГЕОРГИЙ: Для христианина – обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: "Кто верует и крестится, тот спасен будет". Придя на официальную светскую брачную церемонию, человек тем самым говорит окружающим – это – мой муж (моя жена) и я за него (нее) отвечаю пред обществом и законом. При венчании человек как бы обращается к богу: "Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак".

Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от будущих проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет.

– Согласно православному вероучению, изначально Господь указал на одну единственную причину, которая может стать поводом для расторжения церковного брака – прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской Православной Церковью были перечислены уже несколько мотивов для церковного разрешения для повторного вступления в брак, среди которых – отвлечение одного из супругов от православной веры, некоторые заболевания, осуждение. Этот список был пересмотрен и 15 лет назад дополнен новыми пунктами. Почему это стало возможным?

– Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к повторному браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок, в том числе и в семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций. Вспомните деревенскую общину. Детей в семье было столько, сколько давал Бог. Никто и ничто не препятствовало этому. Контрацепции как таковой не существовало, а аборт считался вообще форсмажорной ситуацией. В семейных отношениях все было гораздо чище.

Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых раньше просто не знали. И церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в частности, одним из основания для повторного венчания является нежелания бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не является истинно христианским. Также в числе оснований – серьезная болезнь супруга. Однако нужно понимать, что согласно христианским канонам, все же, если кто-то из супругов заболел, оба должны нести этот крест вместе до конца. А не бежать за разводом.

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение – можно повторно венчаться или нет.

– А суд может не разрешить повторное венчание?

– Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех – идти наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто-то может придти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет отвечать за свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания наперекор разрешения Церковного суда истинного благословления он не получит.

"Не сошлись характерами" – не аргумент

– Сколько раз можно развенчиваться?

– Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз – большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых "второбрачных" раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

– А третий церковный брак возможен?

– Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого "Томос единения").

– Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, "не сошлись характерами"?

– Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. "Не сошлись характерами" означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того – добровольное мученичество.

Но, как правило, "развенчаться" или разводиться приходят, когда брака и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден признать это как факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме сказать – вернись к ней (или к нему), тоже неправильно – насильно мил не будешь. Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить ситуацию, призвать человека к раскаянию, и не повторению своих ошибок, тем самым заставить его задуматься.

– Может, следует запретить венчаться в слишком юном возрасте?

– Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает, что в 60 лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в 18 мудры и нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь призывает – не венчать случайных людей, а только тех, кого священники знают исключительно как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по крещению, формально – христиане, а на самом деле – нет.

"Настоящая любовь не прекращается"

– Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так называемым "гражданским" бракам, которых сегодня становится все больше?

– Отрицательно. Такой союз – это безответственные отношения между людьми. На юридическом языке он называется сожительством. "Гражданский брак" – выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Люди говорят "Зачем жениться официально? Штамп в паспорте ничего не значит". Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл – а если так, в чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое-то препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга определенную ответственность. Церковь однозначно трактует такое сожительство как блуд. Это считается грехом, за который согрешившие будут нести наказание. Однако детей, родившихся в таких союзах, крестят, и у Церкви к ним такое же отношение, как и к тем, кто родился в законном браке. Господь детей за родителей не карает.

– Все больше молодых людей начинают "пробовать" жить вместе до вступления в брак. Это допустимо?

– Жениху и невесте время ухаживания дается для того, чтобы они вместе прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые партнеры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны – увидели в человеке напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не сексуальный объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло разочарование и осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее сексуальное влечение, которое, как известно, очень быстро проходит.

– Но ведь бывает, что и любовь проходит?

– У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не прекращается. То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит, что кому-то и когда-то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда. Если люди говорят, любовь прошла, означает только одно – они по-настоящему никогда не любили.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама