ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Главная цель Запада – это, конечно, Россия!"

Посол Сербии в России Славенко Терзич о России, Сербии, Византии и корнях современной русофобии

Николай Бульчук :: 23 апреля 2015

Взаимоотношения России и Сербии имеют многовековую историю. Еще во времена Екатерины II многие сербы, проживавшие в Австрии на пограничных с Турцией территориях, переселились в Россию, основав Новую Сербию и Славяносербию. Россия всегда поддерживала христианское народы Балканского полуострова в их освободительной борьбе против турецкого ига. Русско-турецкие войны XIX века привели к освобождению этих народов от владычества Порты. И в этом огромная заслуга России. Кровавый XX век, начавшийся с Первой мировой войны, привел и Россию, и Сербию на свою "Голгофу". И как когда-то Россия в этой войне вступилась за Сербию, так и Сербия через несколько лет приняла русских, которым удалось спастись от революции, и предоставила им кров. Это были краткие годы передышки, а потом началась Вторая мировая война...

Сегодня Сербия – страна, не присоединившаяся к евросанкциям против России, страна, в которой знают и любят Россию. О путях развития славянской цивилизации, о том, чему нас учит история, о возрождении духовных и культурных ценностей, о вековой дружбе и братской любви между нашими народами мы беседуем с замечательным человеком – ученым-историком, профессором, действительным членом Сербской академии наук и искусств – послом Сербии в Россиии Славенко ТЕРЗИЧЕМ.

– Господин посол, в ы вступили в должность тогда, когда Россия была на вершине своей политической славы. Но прошло всего два года – и все изменилось. Россия испытывает огромное, если пока не военное, то моральное, интеллектуальное и духовное давление. Как вам работается на этом посту и как вы оцениваете Россию сегодня?

– Во-первых, хочу вас поблагодарить за теплые слова. Для меня большая честь быть представителем моей Сербии в этом великом славянском православном государстве – России. Действительно, прошло уже два года, как я передал верительные грамоты президенту Путину (это случилось 24 января 2013 года). Что я могу сказать как историк? Мне кажется, что история стала двигаться очень быстро! Поэтому некоторые перемены или события, которых, например, в XVII или XVIII столетии нужно было ждать лет пятьдесят, сегодня, по ощущениям, длятся один-два месяца! Это какой-то процесс ускорения исторических событий!..

Да, это правда: за эти два года, что я нахожусь здесь, в Москве, очень многое в мире изменилось. Но что касается самих русско-сербских отношений, в них не изменилось ничего. И слава Богу, что это так! Это значит, что наши отношения развиваются на глубоких и широких исторических основах, на традиционной дружбе наших народов, как это было почти всегда (как мы знаем по рукописным источникам, с конца XII или начала XIII столетия). В то время наш известный святитель Савва Сербский познакомился с монахами Русского монастыря на Афоне.

Я могу даже сказать, что за эти два года отношения между Сербией и Россией поднялись на более высокий уровень: у нас было много встреч на уровне президентов наших стран, премьеров, министров, не говоря уже о низших чиновниках.

16 октября прошлого года президент Путин посетил Сербию с визитом и, несмотря на весь грандиозный шум вокруг этого события, который поднялся в Европе, он не только был встречен на самом высоком уровне, но и был братски принят сербским народом – тепло, сердечно, искренне. Надо было видеть лица людей, которые его встречали! Я сам был на галерее, рядом с которой проходил парад наших вооруженных сил: видел и флаги, и лозунги, слышал, что говорили люди, обратил внимание и на то, сколько народу там присутствовало: по примерным оценкам, было 100-150 тысяч человек, а, может быть, и больше. Но, кроме этого, я обратил внимание на то, что рядом с местом, где проходил парад, на стенах нашей крепости Калемегдан было несколько десятков тысяч людей, которые наблюдали за всем происходящим издалека.

Так что встреча сербами президента Владимира Путина 16 октября – это иллюстрация доказательства характера наших отношений на сегодняшний день.

Немного позже, 16 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также с официальным визитом посетил Сербию. Состоялись беседы между Патриархами, а потом Святейший вместе с нашим президентом Николичем и Патриархом Иринеем принял участие в открытии памятника Николаю II в старом центре Белграда.

Как вы знаете, Николай II для нас, для сербского народа вообще, является героем. Он очень много помогал Сербии не только в начале Первой мировой войны, но и потом, в течение всей этой войны. В Белграде есть улица имени Николая Романова, раньше на кладбище был ему памятник. А сейчас в самом центре Белграда, напротив Президентской палаты, стоит новый памятник Николаю II. И это тоже доказательство, не только политической и экономической, но и глубокой духовной близости наших народов.

А что касается вообще положения России в мире и в Европе, то для меня как историка, нет ничего неожиданного в произошедшем.

Как вам известно, начало XIX столетия проходило под знаком агрессии Наполеона и большинства европейских стран против России, потом была гитлеровская агрессия 1941 года. И стереотипы западного общества, основанные на непонятной русофобии, к сожалению, продолжают действовать до сих пор.

Основываются они, прежде всего, на предрассудках в отношении к России как к великой славянской православной стране. Но, как мне кажется, их корни могут лежать и еще глубже: к наследию Византии, к православной цивилизации.

Я хочу привести один пример. В 1844 году известный поэт Федор Тютчев (он был тогда послом в Баварии, а Бавария была независимым государством) в Мюнхене много раз встречался и спорил с известным баварским историком Фальмерайером, который считал, что наследие Византии является особенно опасным для всей Европы. И он даже говорил (Тютчев пишет об этом), что наследие Византии еще живо не только в России, в Москве как в Третьем Риме, но – даже под крышей Османской Империи, в самом Константинополе. И Фальмерайер добавляет, что Европа должна готовиться к "решительному бою с наследниками Византии". А если не хочет Европа, то это должны сделать немцы.

– Но почему? Отчего эта "боязнь Византии"? Ведь нам известны христианские традиции "прекрасной Франции", "хранителя христианской цивилизации" Германии...

– Мне кажется, это стало происходить после так называемой "великой схизмы", или разделения единой Церкви на Восточную и Западную. Вспомните известные Крестовые походы на Константинополь, на Иерусалим: какие там творились страшные, чудовищные разграбления... Начало XIII столетия, 1204 год: Константинополь был разграблен полностью, византийский государь убежал в Никею, Патриарх тоже убежал в Никею.

К сожалению, в западном христианском мире, кроме, прежде всего, интеллектуалов, которые трудятся над созиданием положительного, мало людей, которые уважают наследие Византии – той империи, которая более тысячелетия объединяла огромные части Европы и Азии и являлась наследницей и христианской, греческой цивилизации.

Ведь лишь благодаря интеллигенции, которая после падения Константинополя эмигрировала в итальянские города, только и мог появиться гуманизм Ренессанса. Значит, гуманизм Ренессанса имеет опору в этой старой византийско-греческой цивилизации.

Но, несмотря на все это, особенно мы на Балканах видим непонятное противостояние всему, что происходит и в византийской цивилизации, и, как сегодня можно сказать, в славяно-православной цивилизации.

Поэтому корни этой русофобии, я бы сказал, расположены очень глубоко, и мы видим сегодня, что почти каждый раз повторяется вновь: "Россия – это агрессор!", "Россия угрожает всей Европе!" Это бывало многократно и в XIX столетии.

Я могу вам напомнить и первого оккупационного австро-венгерского губернатора Боснии и Герцеговины Беньямина фон Каллаи, который написал свое вступительное слово и назвал его "Венгрия на границе Востока и Запада". В нем он развивает тезис в восточном духе, который отличает склонность как к деспотизму, так и к другим каким-то порокам, и в западном духе, который имеет корни в Риме, который отличает правовое государство, юридическое государство и так далее.

Мне искренне жалко, что эти старые стереотипы еще действуют в современном мире. И в этом я вижу корень современной русофобии.

Кроме того, существуют и более близкие нам факты, свидетельствующие о том же: мы знаем, что последние двадцать и более лет на мировой сцене существовало только одно государство. Вы знаете, что Френсис Фукуяма провозгласил "конец мировой истории". Но ведь история постоянно меняется: всегда был и будет многополярный мир, всегда будут различные центры влияния. А сама история всегда двигалась договорами или соглашениями между великими государствами, заключаемыми на основах международного права и на основах мирового порядка.

И мне кажется, что, если мы сегодня думаем о нашем будущем, мы должны думать и о том, каким образом, каким путем достичь (особенно между большими государствами) согласия именно такого типа: на каких основах вообще будет развиваться наш мир?

– Общие основы мирового порядка – это прекрасная идея, но она, как заметил один из политологов, для всех разная. Для многих наших читателей незаживающей раной являются те события, которые Россия переживала вместе с Сербией, подвергшейся бомбардировке в центре Европы практически в начале "просвещенного XXI века". Если сегодня, как говорят на Западе, Россия – это "империя зла", то в те годы таковой была названа Сербия.

Мне хотелось бы в нашей беседе обратить внимание на молодежь: молодые люди обычно плохо помнят уроки истории, молодость устремлена в перспективу. Но ведь нельзя построить настоящее без прошлого. Как в Сербии молодежь относится к своей истории?

– Спасибо за то, что вы обращаете внимание на события в Сербии, особенно в Старой Сербии, центром которой являются Косово и Метохия. Мне кажется, что, как и во всем мире, молодежь в Сербии уверена в том, что все начинается с ее поколения. Но для мудрого человека очевидно, что всегда существует наследственность: ничто и ничего не начинается "от нас". Без этой наследственности нет развития ни общества, ни государства, ни цивилизации. И наследие предков является основой нашей будущности. А без уважения к нашим предкам нельзя ожидать того, что наши наследники будут уважать нас!

Что касается событий на бывшем югославском просторе, то я приезжаю в Россию уже в течение 20-30 лет, и помню, что как-то в 90-е годы разговаривал с одним из моих знакомых. Он утверждал, что мы в каком-то смысле виноваты в том, что "не умеем разговаривать с западными партнерами" и так далее. И говорил, что Россия не должна ради сербов ссориться со своими западными партнерами.

Мы даже и не надеялись, что она будет ссориться, но я тогда сказал такую фразу (и не только я так думал тогда, но и многие другие): "То, что у нас сейчас происходит, ожидает и вас: раньше или позже, через десять или через двадцать лет..." Потому что главная цель для них – это, конечно, Россия! Я бы назвал эту угрозу каким-то особым фронтом – от Балтики до Средиземного моря – который движется с Востока.

К сожалению, многие этого тогда не понимали и не осознавали, но сегодня, может быть, многое стало ясно.

Я помню, например, прекрасное интервью философа Зиновьева, или речь Солженицына, или выступление моей хорошей подруги Натальи Алексеевны Нарочницкой и многих других умных русских людей, которые говорили об этом, писали об этом. У нас в Сербии переведена книга Натальи Нарочницкой "Россия и русские в мировой истории". Она там прекрасно, умно, глубоко все объяснила.

Так что молодежь в Сербии до бомбардировки 1999 года имела, я бы сказал, большие иллюзии, что Европа и западный мир нас ждут, чтобы сделать нас счастливыми, богатыми, более красивыми. Но после 1999 года, после этой варварской агрессии девятнадцати сильных государств против тогдашней Югославии (и, прежде всего, против Сербии) нашей молодежи стало ясно, что вопрос, оказывается, более сложный и более глубокий.

Молодежь сегодня ощущает и последствия этой бомбардировки: это не только разрушения зданий, которые можно снова построить. Это, прежде всего, разрушение наших памятников, наших самых красивых и самых старых церквей на Косово и Метохии.

И я бы сказал, что существует какая-то прямая взаимосвязь между судьбой России и судьбой Косово и Метохии, судьбой Старой Сербии.

Кстати сказать, в конце XIX столетия происходило почти то же, что происходит сегодня. В границах Османской Империи албанцы атаковали и наши сербские дома, и церкви, и монастыри, грабили и убивали. Российская Империя имела тогда посольство в Косовской Митровице: первый русский консул, Григорий Щербина, был убит в Призрене, бывшей столице.

Много еще было российских консулов, но я хотел бы особо отметить имя Ивана Степановича Ястребова, который написал несколько прекрасных книг, например, "Старая Сербия и Албания" (эту книгу нужно читать обязательно!) или "Обычаи и песни турецких сербов". Кроме того, он очень много собирал старых рукописных документов и передавал их правительству Сербии.

В эти самые трудные времена конца XIX века была опасность, что монастырь Высокие Дечаны (который существует до сих пор) совсем опустеет, и тогда сюда пришли со Святой Горы Афон русские монахи. Через некоторое время монастырь начал процветать. Там было образовано Братство монастыря Дечаны, об этом очень много написано: один мой коллега, например, написал книгу "Дечанский вопрос".

Поэтому суть всего вопроса более широкая – это вопрос судьбы Православия, судьбы православного населения, судьбы славянского православного населения, и в конце концов, это вопрос судьбы христианского населения и, если хотите, европейского христианского населения, потому что русскую цивилизацию или сербскую цивилизацию я считаю частью европейской цивилизации в широком смысле этого понятия.

Ибо нет Европы без российской цивилизации. Существует западная христианская часть Европы, существует и восточная христианская часть Европы. Мы являемся частью этой восточной христианской цивилизации, которая тоже принадлежит Европе. И я считаю, что делают большую ошибку те авторы, которые понятием "Европа" хотят просто ограничить западную христианскую часть Европы. Европа – это более широкое понятие, и в философском, и в географическом, и в культурном смысле.

– Сегодня Россия переживает свое "Косово", если можно так сказать, потому что наши основные святыни, родоначальники христианских православных святынь – это, в первую очередь, Киев и Киево-Печерская лавра. Оттуда пошла вся Святая Русь, крещеная святым князем Владимиром. И юбилейный год, который мы сегодня отмечаем – тысячелетие преставления святого равноапостольного князя – по сути переживается нами как год трагичный. Мы с горечью и скорбью наблюдаем за тем, что происходит сегодня на Украине и, прежде всего, за тем, что творится с исторической памятью.

На ваш взгляд, не пора ли сегодня объединить славянские силы для того, чтобы противостоять, прежде всего, интеллектуальной агрессии – той, что живет в умах?

– Да, да, это очень важный вопрос, и не только сегодня. Он столетиями был очень важен. Я хочу еще раз подчеркнуть наши глубокие связи с русскими: Пахомий Серб является одним из авторов Жития преподобного Сергия Радонежского. И не только Пахомий Серб, есть и многие другие...

Но идея объединения славянского мира уже довольно стара. Особенно актуальной она была в середине XIX столетия. Я хочу только напомнить о братьях Киреевских, о братьях Аксаковых, о Хомякове, Майкове, Погодине, Ламанском, Александре Федоровиче Гильфердинге, который был первым русским консулом в Сараево. И, в конце концов, Федор Михайлович Достоевский тоже писал об этом. Эта идея – объединения славянского мира – прямо выражена на первом славянском съезде в Праге в 1848 году, а потом, может быть, в более масштабных размерах, она была озвучена на известном большом Московском и Санкт-Петербургском съезде 1867 года, когда в Манеже была организована большая выставка, на которой каждый славянский народ представлял свою одежду, предметы своей народной жизни. И самой большой делегацией там была сербская...

В 1867 году русский царь Александр II принял эту сербскую делегацию вместе с Горчаковым. Мало кто знает, что после 1867 года, после встречи с сербской делегацией, известный русский композитор Римский-Корсаков написал "Фантазию на сербские темы".

Но идея славянского объединения имеет как свои подъемы, так и падения. Например, до великой русско-турецкой войны 1877-1878 годов это был как бы такой сильный подъем: организовывались Славянские комитеты (прежде всего, Московский славянский комитет, потом – Санкт-Петербургский), потом их отделения по всей России. Были глубокие связи с интеллектуалами в Вене, Сараево, Белграде... По-моему, 7 городов на Балканах были в это вовлечены. Но после "восточного кризиса", после русско-турецкой войны, после освобождения Болгарии эта идея как-то пошла на спад.

В начале XX столетия она появилась вновь: в виде "неославянства", в каком-то совсем другом идеологическом представлении. И во время Второй мировой войны это было, и в 1945 году.

В 90-е годы эта идея вновь возродилась, но почему-то между славянами (кстати, и Пушкин об этом писал, и другие авторы) она трудно осуществляется! Идея близких взаимоотношений, которые основываются на культурной и духовной близости как-то трудно находит свою дорогу! Мне кажется, используя современную терминологию, что объединение славян является нормальным видом интеграции славянских народов, которая не должна мешать никому. Поэтому славяне не должны объединяться "против кого-то", но лишь ради того, чтобы больше узнать друг друга.

Я знаю, насколько хорошо сербы знакомы с русской культурой, русским искусством, русской поэзией. Еще в начальной школе мы знали некоторые русские стихотворения наизусть, – читали и Есенина, и Пушкина... Вся русская литература, все классики были переведены на сербский язык уже в XIX столетии! Но русские люди очень мало знают, например, об истории Сербии, об истории нашей культуры, цивилизации, нашей Церкви. Поэтому такие славянские выставки, взаимные конференции, встречи, особенно молодежи, нам сегодня очень нужны, они могут сыграть только положительную роль в объединении, прежде всего, славянских народов, а потом – в объединении всего христианского мира и, в конце концов, всего мира.

– Многие русские люди знакомы со знаменитой "Свято-Саввской идеей". Эта идея пронизывает собой не только весь сербский, но отчасти даже и славянский эпос. У нас в России тоже есть нечто подобное, поэтому, когда мы говорим об объединении славян, мы имеем в виду прежде всего объединение в духе: во имя чего мы объединяемся. И когда мы вспоминаем Косово, Косовскую битву и князя Лазаря, мы имеем в виду высшие, духовные ценности. Может быть, эти ценности непонятны сегодняшней Европе, которая в основном строит свою жизнь на практических началах и формирует население определенного (практического) типа, неких биороботов. Как, по-вашему, нам сегодня этому противостоять? В России сегодня после "вавилонского плена" возрождается Церковь, но в Сербии, наверное, не было такого долгого перерыва в церковной традиции?

– Такого долгого – не было! Но я вам очень благодарен за интерес к теме Косова и Метохии. Я очень надеюсь, что и впредь вы будете обращать внимание на судьбу всего славянского мира на Балканах, на юго-востоке Европы.

Вы подняли очень важную, я бы сказал, глубоко философскую, даже духовную тему. Это старинный вопрос взаимоотношений материи и духа. Уже классическая немецкая философия – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (особенно Гегель, который был очень популярен среди философов в России XIX столетия) – всегда считала (как, впрочем, и русская философская мысль), что дух является сутью истории, сутью цивилизации. А история духовной жизни – это история цивилизации одного народа.

Я часто встречаюсь со Святейшим Патриархом Кириллом в Храме Христа Спасителя и читаю его книги (сейчас, например, читаю его книгу, посвященную размышлениям о свободе). Это очень умный, очень образованный человек. И он всегда напоминает о том, насколько нам важны сегодня моральные и духовные ценности.

Около двадцати лет тому назад состоялась научная встреча сербских, хорватских и немецких историков. В рамках ее мы встречались с одним немецким епископом, Хомайером (он уже скончался). И он отметил тогда одну вещь, которая нравится мне до сих пор: в антропологических, моральных ресурсах восточного христианства существуют основы морального возрождения для всей Европы. Эта идея мне очень понравилась.

Поэтому сегодня каждому человеку, который знаком с историей цивилизаций, важно помнить, что духовная жизнь является и сутью истории, и сутью человеческой жизни. К сожалению, наряду с этим философским историческим понятием, мы имеем вульгарное материалистическое понятие: что важны только материальные ценности, деньги, имущество. Я не хочу сказать, что все это – не важные вещи, но подчеркиваю: история человечества показывает, что только духовные силы являются движущими силами истории.

И на сегодняшний момент мы видим кризис той цивилизации, которая основывается на вульгарно-материалистических ценностях. И, наоборот, подъем тех цивилизаций, которые считают, что духовные ценности очень важны. Это, например, не только восточные цивилизации, но даже и мусульманский мир. Хотя я и глубоко не согласен с радикальным исламом, который искажает все, что является сутью исламской цивилизации, нельзя отрицать ценности и достижений этой цивилизации, особенно же арабского ислама: его влияния на арифметику, географию, многих других достижений. Но очевидно, что только духовные цели могут быть мотивом для изменений и продвижения. И даже сами западные авторы свидетельствуют об этом. Например, Хантингтон в своей книге "Столкновение цивилизаций" утверждает, что видно по всем параметрам: западный христианский мир как бы идет по пути постепенного ухода с мировой сцены. Конечно, это не вопрос года или двух, но в историческом масштабе это произойдет.

Если рассмотреть знаменитую философию истории, например, у Николая Данилевского или, например, у Освальда Шпенглера, или известного британского историка Арнольда Тойнби, то каждая цивилизация рождается, поднимается, имеет свою "вершину" и постепенно покидает сцену истории. Она не уходит совсем, но некоторые ее части становятся фрагментами каких-то других цивилизаций. Поэтому духовный мир сегодня очень важен. И, когда я вспоминаю фразу Достоевского о том, что "красота спасет мир", то сейчас можно ее перефразировать так: "культура и дух сегодня могут спасти мир".

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама