Законодательное собрание Санкт-Петербурга подготовило пакет поправок в федеральные законы, которые в ближайшее время будут внесены в Госдуму РФ. В комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов отметили, что инициатива основана на идее увеличить налоговые доходы государства и обязательно будет рассмотрена на заседании комитета. Предлагается, в частности, ввести уголовную ответственность за тунеядство, для чего внести в Конституцию РФ положение, что труд не только право, но и обязанность каждого гражданина. "Уклонение от трудоустройства (занятости) свыше шести месяцев при наличии подходящей работы наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на срок до одного года", такой поправкой предлагают дополнить УК РФ депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга. Подходящей считается работа, которая соответствует уровню квалификации работника, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места.
Не будут считаться тунеядцами граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет, священнослужители и ряд других категорий граждан. При этом "теневые" работники, не оформленные должным образом, попадают под понятие тунеядцев.
"По официальным оценкам заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, в России занятыми в различных трудовых и рабочих сферах являются 48 млн человек, 20 млн человек заняты без надлежащего оформления своего статуса, 18 млн человек трудоспособного населения являются незанятыми", приводится статистика в пояснительной записке.
Как рассказал газете "Известия" автор законодательной инициативы депутат Андрей АНОХИН, россияне, не имеющие или потерявшие работу, обязаны будут встать на биржу труда. "Это неправильно, когда население не пользуется услугами службы занятости государство должно обеспечить работой каждого. Тогда будет намного проще контролировать тех, кто уклоняется от работы, считает он.
Закон о наказании за тунеядство был в общем логичен в СССР, где государство выступало единственным, по сути, работодателем: легальный доход помимо государства был, в сущности, невозможен. Но времена изменились: в некоторых профессиях (журналист, переводчик, редактор, преподаватель) стало в порядке вещей зарабатывать разовыми заказами так называемым "фрилансом"; столь же распространенным стало получать доход от сдачи недвижимости и т.п. Авторы законопроекта, по-видимому, снова хотят поставить все это вне закона. Отметим, что даже и в советской системе "закон о тунеядстве" вызывал множество насмешек и нареканий; осуждение по этой статье будущего нобелевского лауреата Иосифа Бродского вошло почти в поговорку.
Первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр АГЕЕВ уверен, что ограничивать права людей нельзя. "Конституцию нужно менять и совершенствовать, но только для реализации прав и свобод, а не для их ограничения, говорит он. Сейчас в кризис на работу устроиться может только по-настоящему хороший специалист, и в итоге рынок сам отреагирует, кто тунеядец, а кто нет".
Как отвечают эксперты, ни в одном развитом государстве в мире нет ответственности за уклонение от занятости. Только в Белоруссии приняли эту норму. Так, 2 апреля Александр Лукашенко подписал декрет "О предупреждении социального иждивенчества".
REGIONS.RU подробно обсуждали эту инициативу Белорусского лидера с представителями парламента РФ, которые пытались оценить, насколько подобный опыт будет полезен для России. Тогда парламентарии в большинстве своем выступили с критикой инициативы Александра Лукашенко, посчитав ее "возвратом во времена СССР", когда главными жертвами этого закона становились диссиденты и инакомыслящие. "Как вы относитесь к идее петербургских депутатов? Какие последствия может иметь принятие такого закона?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:
Да, в СССР был такой закон. Государство заставляло человека трудиться. Петербургские депутаты, вероятно, вспомнили об этом, посмотрев на пример Белоруссии.
Но многие не работают не потому, что не хотят просто негде. Они уезжают в Москву, в Санкт-Петербург, да и там их зарплаты порой хватает лишь на то, чтобы прокормиться, одеться и оплатить квартиру.
Я считаю, если у людей нет там жилплощади и перспектив ее получить, можно предложить им работу "на земле" в регионах. Это будет трудом во благо Родины. В Оренбурге, например, земли много. Можно выдавать от одного гектара до ста, запретив продавать эту землю. Если человек честно трудился на ней какое-то время, часть этой земли к примеру, площадью до одного гектара можно передавать собственность.
Думаю, так можно будет обеспечить работой всех, кто в ней нуждается многие уезжают из своих городов в мегаполисы, потому что не могут ее найти. Правда, как научить трудиться в поле жителей больших городов, я себе не представляю. Все же думаю, научатся. А потом, возможно, захотят остаться там навсегда.
Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:
Видимо, петербургским депутатам стало тоскливо жить, поэтому они и придумывают такие причудливые законопроекты, не вызывающие ничего, кроме улыбки.
Если депутаты действительно хотят увеличить доходы государства и уменьшить расходы, скорее, следует подумать, как обеспечить людям доступ к "длинным и дешевым" деньгам, чтобы сделать экономическую активность населения легальной. Но этого не добиться такими странными проектами.
Возможно, депутаты больше думают о своей занятости если что-то нужно контролировать, значит, нужны и контролеры. И все же надеюсь: этот пример их законотворчества лишь форма эмоциональной разрядки, которая, безусловно, нужна в наше сложное время. Но энергию все же следует применять в другом направлении: создать новые экономические возможности, чтобы люди могли легко ими воспользоваться, и если уж не устроиться на работу, которую им предлагают, то "придумать" себе работу и занятость.
Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Понятно, что государство всегда стремится всех построить, подчинить, упорядочить налогообложение. Но мне представляется, что тут предлагают опять бороться с собственным народом. На народ перекладывают проблемы, которые должно решать государство.
Вы обеспечьте нормальную экономическую ситуацию, чтобы налогообложение было не драконовским, чтобы работодателю не было выгоднее избегать налогов и платить зарплату в конвертах. Разберитесь со всеми этими откатами, взятками, распилами и прочей коррупционной отягощенностью. Нормализуйте все, чтобы было честно, прозрачно, по-человечески и тогда, пожалуйста, вводите драконовские методы против тех, кто нагло и сознательно уклоняется от уплаты налогов или не хочет работать из-за лени, а не потому что в условиях сложной экономической ситуации так проще выживать. Тогда такие меры будут оправданы.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
Трудовые отношения в цивилизованном государстве должны находиться в правовом поле. Конечно, недопустимо, когда предприятие уклоняется от налогов, не оформляя своих сотрудников или занижая размер их заработной платы впоследствии это сказывается на размере пенсии. Однако с теневым рынком труда необходимо бороться напрямую, например, усиливая ответственность работодателей.
Введение статьи за тунеядство вызывает очень неприятные ассоциации с советской эпохой. Согласно нашей Конституции труд право человека, а не его обязанность, и стремление государства увеличить налоговые доходы не должно приводить к таким мерам, как возвращение уголовного преследования за тунеядство или введение налога на бездетность.
Кстати, истории известны примеры более странных налогов и законов. Например, в средние века в Англии появились законы против нищих, которых объявляли иждивенцами и заключали в работные дома. У нас, по сути, предлагают то же самое приговаривать к исправительным работам людей, по разным причинам нигде не работающих.
Священник Стефан ДОМУСЧИ, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова:
Апостол Павел говорит: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Каждый должен трудиться по мере своих сил, таланта, который дал Господь Бог. Человек не может ничего не делать, не приносить пользу обществу, проедая при этом чьи-то деньги. Если такой человек был монахом, его выгоняли из монастыря, указывали ему недостойность поведения, если просто верующий христианин призывали к работе.
Все люди должны чем-то заниматься, но это вопрос совести, а не административного наказания или уголовного преследования. Каждый должен понимать: просто так есть хлеб неправильно. Вопросы совести невозможно втиснуть в законодательство ни в административное, ни в уголовное.
Кроме того, нужно понимать: не всякий, кто работает, оформлен официально. И, напротив, не всякий, кто официально где-то числится, на самом деле работает. Если речь идет о необходимости обязательного официального оформления, должны быть созданы условия труда, достойная заработная плата.
Многие не могут найти достойной работы. А кто-то и не желает искать. Чего мы хотим, если по телевизору нам показывают тех, кто живет, купаясь в роскоши, ничего при этом не делая? Какие герои на экране, такие и идеалы в жизни. Пока в фильмах и передачах в качестве тех, кто живет достойно, не будут показаны честно трудящиеся люди, никакие законы не помогут.
Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Я скептически отношусь к этой инициативе. К какому тогда классу отнести, например, домохозяек, у которых дети, допустим, уже выросли и превысили возраст 14 лет? Мою жену, наверно, тогда посадят в тюрьму, потому что она не работает, зато она готовит пищу для нас, стирает, моет и приводит все в порядок.
Это неперспективная инициатива, не за то берутся. Пускай лучше эффективнее работает производство, больше создают особых условий и возможностей для людей, производящих новый продукт, а не просто перепродающих. В общем, есть масса иных способов улучшить экономические показатели. Тем более, в ближайшее время они сами собой начнут улучшаться: на Ближнем Востоке постоянная война, цена на нефть начнет расти, и все успокоятся.
А принудительные работы за тунеядство это смешно. Нарушители будут улицы мести? Расходы на веники превзойдут экономический эффект от закона!
Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:
Я против введения таких законов. Разве люди, которые получают "зарплаты в конвертах", в этом виноваты? Они устраиваются на работу на тех условиях, которые им предлагают. Я знаю многих, кто получает "серые зарплаты", при этом обеспечивают пропитание себе и своей семье. Их что, нужно приравнять к тунеядцам? Это неправильно.
Можно понять и предпринимателей: если они будут работать прозрачно, ничего не скрывая, их предприятие обанкротится. Думаю, необходимо вносить коррективы в нашу систему налогообложения.
А вообще депутатам следовало бы решать более насущные проблемы. Они должны быть помощниками президента, а не удовлетворять свои амбиции. В основе закона должна быть жизнь, а этот законопроект нежизнеспособен.
Мухаммад-хаджи РАХИМОВ, председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края:
В исламе тунеядство это харам, то есть категорически запрещено. И бывало, что люди хотели посвятить себя только одной религии, просиживали целыми днями на месте, им приносили покушать, а они только молились и поклонялись. Пророк был категорически против такого. Религия основана на поклонении и направлена на созидание. А работа это созидание, поэтому человек обязан работать ради того, чтобы государство процветало, семьи были в достатке. Так что, думаю, этот закон надо вводить, ведь люди должны чувствовать какую-то ответственность.
Те, кто не оформлен официально, те же фрилансеры, должны платить налоги государству, и, думаю, для них проблема решится сама собой. Что касается, например, домохозяек, то жена это хранительница очага. В арабских странах к этому относятся серьезно, и поэтому там мать воспитывает детей. И у нас, мне кажется, закон должен к женщинам отнестись снисходительнее.
Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":
Мы опять возвращаемся в СССР? Но сейчас другое время, и заставить насильно работать невозможно. К тому же в советское время были государственными фабрики и заводы, а сейчас-то куда трудоустраивать? Получается, человек встанет на биржу труда, и платить ему будет платить государство. Ну, постоит он какое-то время на учете, а потом опять "уйдет в тень?" И в чем выгода государства? Я считаю, делать этого сейчас не нужно.
Конечно, было бы хорошо, если бы все стали работать официально больше платили бы налогов. Но так вряд ли получится. Люди идут туда, где хорошо платят.
Ну а если человек не хочет работать вообще, он и не будет. В советское время алкоголиков надолго отправляли в так называемые лечебно-трудовые профилактории но все равно заметных результатов не было.
Мы живем в демократическом обществе, где человек может сам выбирать, где ему работать и работать ли вообще. Труд из-под палки это не труд, а тюрьма.
Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":
Идея петербургских депутатов вызывает у меня ассоциации с концлагерем. Только там заставляют работать насильно. На воротах немецкого концентрационного лагеря Дахау была железная дверь с надписью "Труд делает свободным".
Если я свободный человек, я сам выбираю, работать ли мне, и где. Ну а если я сижу в концлагере, разговор другой. Там все по расписанию.
Чиновникам не докажешь, что труд это не только работать напильником, но и умственная деятельность. Такие инициативы возврат к советской эпохе. Потом начнут доставать фиктивные справки, давать взятки мы это уже проходили.
Я, честно говоря, когда прочитал статью об этой инициативе депутатов, подумал: шутка. Серьезно к этому относиться нельзя.
Царь Соломон говорил: "Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою". Наверное, тем, кто предлагает такое, чаще нужно заглядывать в Ветхий Завет.
Алексей ГРИШИН, член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно-аналитического центра "Религия и общество":
Я отношусь к этой инициативе крайне отрицательно.
Во-первых, инициаторы сами себе противоречат: поставив основной целью борьбу с "серыми" зарплатами, они называют людей, которые трудятся за эту зарплату, тунеядцами. Но тунеядец это тот, кто ничего не делает и живет за счет общества и достижений других граждан, при этом не приносит ни обществу, ни тем гражданам, за счет которых живет, никакой пользы, то есть не сидит с детьми, не занимается хозяйством и прочее иначе и домохозяйки в один список с тунеядцами попадут. Получается, что людей, которые трудятся, но получают зарплату в конверте, называют изначально тунеядцами.
Во-вторых: у нас действительно есть безработные, которые не могут найти себе работу; это правда. Но по закону, предложенному питерцами, если за полгода человек не трудоустраивается, то ему грозят исправительные работы до года. А у нас разрешено стоять на трудовой бирже в ожидании трудового места один год. То есть человек на бирже получает пособие по безработице в течение года. Но через полгода его могут арестовать и обвинить в тунеядстве.
И, в-третьих: государство признает, что сейчас не может обеспечить трудоустройство всех выпускников вузов. Получается, все выпускники становятся у нас тунеядцами через полгода после выпуска. А значит они пойдут занимать места посудомоек, дворников, поденных рабочих, где обычно работают мигранты. А куда денутся мигранты? Перейдут в нелегальный сектор.
И это только то, что на поверхности и сразу приходит в голову, а если посидеть, подумать, то последствия принятия закона приведут к определенным социальным потрясениям. И не знаю еще, насколько серьезно отразятся на нашей внутренней стабильности.
Есть тут и моральный аспект. Вспомните, какое наследие оставил нам СССР, как мы его осуждали. Как Бродского осудили, когда творческая интеллигенция вытеснялась из СССР. Люди, которые не хотели работать лопатой на земле или класть кирпичи вместо того, чтобы писать симфонии и романы, вынуждены были мигрировать или сесть в тюрьму. Мы снова на те же грабли наступаем? Так что предложение абсурдно, и если будет принято, значит, мы снова начали путь к 1937 году.
Источник: Regions.Ru