Экспертный центр Всемирного русского народного собора (ВРНС), ассоциированного с РПЦ, выступил вчера с меморандумом о необходимости "борьбы с русофобией". Таким образом, инструментарий внешнеполитических рычагов влияния России может дополниться еще одним, как казалось, забытым после "крымской весны" требованием защиты прав русских в сопредельных государствах. При этом борьба с русофобией может успешно использоваться и внутри страны, подчеркивая связь православия и "русскости".
По мнению авторов документа, мир стоит перед проблемой "борьбы с различными формами этнической и религиозной ксенофобии", причем, по их мнению, "поворотным историческим моментом в борьбе с ксенофобией стала Великая Победа 1945 года", когда "потерпела поражение доктрина нацизма, признававшая превосходство отдельных рас, народов или культур над другими". Одной из актуальных форм ксенофобии в экспертном центре ВРНС видят русофобию, цитируя при этом заявление Владимира Путина, сделанное 24 апреля с.г. на церемонии поминовения жертв геноцида армян в Ереване: "Сейчас во многих регионах мира поднимает голову неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты, набирает силу антисемитизм, мы видим и проявления русофобии". В меморандуме приведен перечень ее проявлений, для фиксации которых 3 апреля с.г. ВРНС презентовал в Москве собственный "исследовательский центр по изучению русофобии", причем, как отметил тогда один из участников пресс-конференции, "изучение русофобии имеет два аспекта: и политический – это защита русских, и академический аспект". ВРНС пока планирует заниматься вторым. "Целая серия кампаний по вытеснению русского языка из образования, культуры, управления имела место в Латвии, Эстонии, на Украине, – заявляется в опубликованном вчера меморандуме. – В определенных ситуациях русофобия приобретала выраженные признаки геноцида... Это имеет место сегодня в Донбассе".
Апелляция к защите интересов русских была характерна для событий марта 2014 года вокруг ситуации в Крыму, где события приобретали отчетливый этнический подтекст как противостояния между русскими активистами, с одной стороны, выступавшими за присоединение к России, и украинскими и крымско-татарскими националистами. В том же ключе было выдержано заявление президента 18 марта 2014 года по поводу юридически оформленного в тот день вхождения Крыма в состав нашей страны: "На Украине живут... миллионы русских людей... и Россия всегда будет защищать их интересы политическими, дипломатическими, правовыми средствами". Ранее, 2 марта 2014 года, заместитель председателя ВРНС протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что "еще в 1995 году Всемирный русский народный собор заявил, что русский народ – разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле". Позже этнический аспект противостояния на территории соседней страны был явно "приглушен" в российском общественно-политическом дискурсе, но сейчас ВРНС вновь поднимает эту тему.
Отдельным пунктом в меморандуме идет требование о том, что "действия диффамационного характера в отношении Русской православной церкви должны квалифицироваться как одна из форм русофобии и культуроцида русского народа". Как отметил "НГ" главный редактор журнала "Религия и право" Анатолий Пчелинцев, русофобия "не является правовым понятием, правовой категорией", а геноцид, к которому апеллируют авторы документа и ответственность за который предусматривается ст. 357 УК РФ, "предполагает физическое уничтожение людей". В данном случае, судя по апелляции авторов документа к "делу Pussy Riot" и настроениям высокой социальной страты в России, названных ими "социал-снобизмом", речь идет о попытке актуализации со стороны ВРНС идеи "православных основ государственности", пропагандировавшейся в 2012 году на фоне противостояния с оппозиционными выступлениями столичного среднего класса.
Источник: Независимая газета