ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пол Гренье: на Путина обрушилась беспрецедентная волна пропаганды

Пол Гренье :: 05 мая 2015

Американский писатель и публицист Пол Гренье рассказал "Ридусу" о заокеанской пропаганде против России, о свободе слова в США и том, что консервативная русская мысль может сегодня предложить миру.

Пол Гренье является одним из основателей сообщества мыслителей-публицистов Solidarity Hall, которое ставит целью внести немного здравого смысла в "становящийся все менее человечным и несколько безумным" общественный дискурс в США. Русской культурой Пол заинтересовался в еще в детстве – его бежавшая из Австрии в США во время Второй мировой войны мать увлекалась произведениями Льва Толстого. Гренье посвятил много времени изучению русской интеллектуальной истории и сравнительной политической философии.

Не так давно Пол Гренье опубликовал серию статей, в которых выступил с осуждением американской антироссийской пропаганды. В частности, в работе Distorting Putin’s Favorite Philosophers (ознакомиться с ее неполным переводом можно здесь) он указал на то, что необоснованной критике сразу в нескольких ведущих американских СМИ вдруг подверглись русские философы Николай Бердяев, Иван Ильин и Владимир Соловьев. Пол Гренье отметил, что до недавнего времени идеи этих философов в среде американской интиллегенции считались "гуманной и привлекательной альтернативой для России", и никто не видел в них угрозы "русского национализма и шовинизма". Что же изменилось? Президент России Владимир Путин публично озвучил свои симпатии к идеям этих столпов русской консервативной мысли.

На днях Пол Гренье принял участие в третьем форуме консерваторов "Бердяевские чтения", который был организован Фондом ИСЭПИ и проходил 17-19 апреля в Калининграде. Там он на чистом русском языке ознакомил участников со своим видением проблемы взаимоотношений России и США и рассказал о роли американской идеологии в новой "холодной войне" с Россией. По окончании форума корреспондет "Ридуса" побеседовал с Полом Гренье о его понимании русской мысли и взаимоотношениях наших стран.

Господин Гренье, в своем докладе вы озвучили главный тезис, которым руководствуется современная американская пропаганда: "Наши идеалы лучше ваших фактов". Вы сами вывели эту формулу?

Да, это моя собственная формулировка. Говорят, что в политике много пропаганды. Я же постарался понять, в чем специфика подхода нашей пропаганды именно к России. Читая, что и как пишет о России наша пресса, я понял, что постоянно используется один и тот же литературный прием.

Давно известно, что во внешней политике США говорят одно, а делают другое. Ясно, что отводят глаза от грязных поступков, от применения насилия со стороны США. В этой серии статей я как раз и акцентирую внимание на американском лицемерии и демагогии. Почему это "покупают"? Американские идеалы права, верховенства закона, свободы и демократии пользуются популярностью на Западе, и они действительно часто осуществляются, поэтому многие воспринимают как временные трудности Абу-Грейб, Ирак, пытки и т. д. В отношении России все внимание акцентируется на действиях, реальных или в той или иной степени вымышленных. Все время повторяется, что Россия действовала незаконно, когда присоединила Крым, что нарушила права человека, посадив Pussy Riot, что Путин был неправ, когда снял рубашку и ехал верхом на лошади. Американские идеалы сравниваются с русскими непопулярными действиями. В то же время специфических русских идеалов как бы и не существует. Это некрасивая, нечестная риторика.

Вы очень спокойно говорите об американской пропаганде. В России, особенно в либеральной среде, бытует мнение, что в Америке нет как таковой государственной пропагандистской машины. Да, есть медиамагнаты, которые могут диктовать свою волю в тех или иных вещах, но в целом свобода слова и широта взглядов в американской прессе существует.

Да, я заметил это заблуждение в российской либеральной среде. Антиправительственно настроенная часть российской интеллигенции решила, что главное в жизни понять: "Чем наша собственная страна плоха?" В Америке подобные тенденции тоже есть: "Разу уж наши правители нам отвратительны и врут, то оппоненты ангелы и не врут никогда. Если Буш – монстр, а наша внешняя политика агрессивна, значит те, против кого она направленна, обязательно правы и не врут". Часто бывает, что и те и другие врут. На эту тему можно говорить часами.

Мне кажется совершенно очевидным, что в любом современном промышленно развитом обществе пропаганда есть. Менеджмент и управление совершаются с помощью пропаганды. Что такое пропаганда? Это когда одна идея, один "месседж" передается всем людям во всех формах информации одновременно – по радио, по телевидению, в газетах, в интернете. Одна и та же информация повторяется много раз, и эта идея доминирует в дискурсе. Причем эта идея может иметь вариации: должны ли мы в Америке тратить 300 миллиардов долларов в год на оборону или 312 миллиардов? И об этом оживленно спорят, но рамки уже поставлены – затраты будут очень большие. Есть разные мнения, но в узких рамках. Удивительно наивно считать, что нет пропаганды в Америке.

Можно ли сказать, что эта пропаганда рисует Россию врагом?

Естественно! Она этим занимается уже давно. Но развернутая пропаганда против России и Путина началась три года назад. Что бросается в глаза, и в этом профессор Принстонского университета, советолог, давно занимающийся проблемой наших отношений с Россией, Стивен Коэн прав: такой волны против лидера любой другой страны, как против Путина, никогда не было.

Даже, например, против Саддама Хуссейна или Муаммара Каддафи?

Это сравнимо с Хуссейном, но тогда были люди, которые говорили, что может быть, все-таки не надо начинать войну против Ирака. Голосов, которые говорят, что не одну только Россию следует винить в происходящем на Украине, практически нет. Почти никто не говорит, что не надо изолировать Россию, не надо считать Россию и Путина изгоями. Это особенно относится к началу 2014 года – периоду, который был решающим для определения американской политики относительного событий в Украине.

У нас ругают канал RT, за то, что почти всегда приглашаемые эксперты сходятся во мнениях. Но если взять крупнейшие американские СМИ, то что называется "мейнстрим", вы увидите то же самое. Все ругают Россию, и никто не поднимает вопрос, что, может быть, есть люди на Востоке Украины, которые не хотят быть с Киевом по какой-то причине.

Говоря об американской пропаганде, вы употребили термин "сектанство". Проясните, пожалуйста, данный момент.

Такой подход применим к любой идеологии, в том числе к американским неоконсерваторам и неолибералам. "Либо человек думает как мы, либо он сволочь и фашист" – вот это сектантство. Но и православие, и американский баптизм можно превратить в сектантство, что часто и делается.

Ваши статьи смогли спровоцировать полемику в американском обществе? Была реакция или же ваше мнение проигнорировали?

На самом деле очень трудно в Америке вызвать большой шум. Для этого надо сказать что-то удивительное. У нас много чего пишется, но люди не очень серьезно воспринимают философию, философский анализ нашего мира. Америка страна практичная, людей интересует, поднимутся акции через месяц или нет. На мои статьи была сравнительно большая реакция, ее перепечатали в нескольких местах. Но это издания, которые читают в основном дипломаты, политики и журналисты, интересующиеся внешнеполитическими вопросами. В целом, я получил очень положительную реакцию.

Вы занимаетесь изучением русской философии, в том числе консервативной, выучили русский язык и прекрасно на нем говорите. Как по-вашему, может ли некая русская идея сегодня что-то интересное предложить миру?

Обязательно! Что меня волнует: мне кажется, сами русские плохо знают свою традицию. Есть тенденция (не только в России) цинично ко всему относиться. И это в чем-то оправдано. Ведь была и негативная реакция на то, что я писал, в том числе и со стороны моих друзей. Мне говорили: "Какой ты наивный, Пол! Разе ты не понимаешь, что все, что сегодня в России говориться о консерватизме, это лишь игра? Всем нужны только деньги, а Путин делает то и се!"

Я смотрю на мир совершенно открытыми глазами. Я уверен, что в России много коррупции. Но не в этом дело. Каждая страна строится вся целиком, всем обществом. И если люди все циники, они сами создают проблемы в конечном счете. Если страна хочет иметь будущее, она должна быть ориентирована на что-то хорошее, что общество будет строить. Когда говорят: "Не думай о хорошем, каждый должен думать только о собственной выгоде" – это и есть либерализм в крайней форме. Это не только очень скучная идея, на такой основе нельзя ничего строить, это тоже в результате вызывает кризис. В Америке ведь не все так замечательно, как многие думают.

Мне кажется, в русской традиции есть умение найти хороший баланс между современностью и прошлым. Умение понять, что простой человек не ангел, что он ищет свою выгоду, признать относительную правду либеральной идеи, но не останавливаться на этом. Христианский платонизм, который встречается у Соловьева, – самое ценное, что есть в русской идее, в русской культуре, и люди должны с этой традицией познакомиться. Потому что это не фанатизм и не сектанство, не узость мышления. Это щедрый, в философском смысле слова, подход к жизни. Люди дураки, смешные, падшие, хотят ходить к проституткам, но это одновременно люди святые, которые вдохновляются. Есть что-то красивое в этой жизни и в этом мире, в философском и духовном плане. Понимать и уметь оценить мир как целое, включая его духовную часть, и есть тот момент, который имеет большой потенциал.

Я имею в виду, в первую очередь, произведение Соловьева "Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории". Там есть много всего замечательного, в том числе кое-что на тему надежды и отчаяния. В последнем разговоре (Конец Истории) повествователь рассказывает о двух монахах, которые в определенный момент вдруг поддаются искушению и идут к проститукам. И хотя оба монаха грешат, тот, который потом продолжает молиться и не впадает в отчаяние по поводу своих грехов в конце концов спасается. Другими словами, смертельно только отчаяние. Зачем об этом говорить в данном контексте? Потому, что дух цинизма, с которым часто встречаюсь у современных русских, совсем не далек от отчаяния. Чтобы выийти из такого состояния, очень рекомендую чтение Соловьева!

Что я постоянно слышу от русской интеллигенции и что меня раздражает: "Нет ничего особого в России, давайте имитировать то, что уже работает на Западе". Они твердят: "Надо стать нормальной страной, будем нормальной страной"... Мне кажется, России надо быть этой нормальной русской страной.


Источник: Ридус

См. также
Пол Гренье
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама