В минувшую субботу, 23 мая, тысячи православных граждан Молдовы, представлявших все шесть епархий Кишинёвско-Молдавской митрополии, прошли маршем по центру Кишинёва. Как можно было бы предположить – прошли в знак протеста против "пропаганды гомосексуализма". Под последней, вероятно, имелся в виду состоявшийся в молдавской столице несколькими днями ранее, 17 мая, так называемый гей-парад. О связи этих двух событий приходится гадать, потому что в тексте заявления участников православного марша, адресованного руководству Республики Молдова, содержится расплывчатая формулировка – "пропаганда гомосексуализм", но нет ни слова ни о публичном бесчинстве содомитов, ни о его поддержке этим самым руководством.
К тексту заявления мы еще вернёмся, пока же отметим, что акция православных, в которой приняли участие и миряне, и священники, и все семь архиереев Православной Церкви Молдовы – таким образом, мы вправе говорить о позиции церковной полноты, – оставила двойственное впечатление.
С одной стороны, люди искренне, можно сказать в едином порыве откликнулись на призыв митрополита Кишинёвского и всея Молдовы Владимира и вышли на марш "в поддержку традиционной семьи" (цитирую из обращения Его Высокопреосвященства, сделанного накануне марша). Который в самой митрополии почему-то решили назвать "маршем молчания", хотя в итоге и появилось упомянутое заявление. То есть молчание как бы и было, а как бы и нет.
С другой стороны, присутствие во главе шествия митрополита Владимира, который открыто поддерживает нынешнюю откровенно антихристианскую власть, ничего, кроме недоумения у сочувствующих Церкви и едких усмешек у её влиятельных кишинёвских недоброжелателей, вызвать не могло.
Безусловно, участие большого количества людей в таком правом деле, каковым является защита семейных ценностей, внушает оптимизм и надежду, что для Молдовы – хотя страна и оказалась заложницей сил, подчиняющих её чуждым нашему православному народу западным интересам, – еще не всё в этом мире потеряно.
Однако вспоминается еще более впечатляющая по массовости акция православных Молдовы в мае 2010 года, когда в сквере кишинёвского кафедрального собора Рождества Христова верующие требовали включения в школьную программу предмета "Основы Православия". И вспоминается, как затем, в том числе из-за невнятной позиции священноначалия Православной Церкви Молдовы, тоже правая и тоже нужная инициатива обернулась пшиком.
Это у нас хобби такое – выпускать весь пар в гудок?
Но, пожалуй, самое большое недоумение вызывает двусмысленность в действиях части молдавского священноначалия. И, в первую очередь, нежелание называть вещи своими именами. Ведь это только кажется, что лексика не столь важна – но мы-то знаем (обязаны знать!) цену каждому слову. Как обязаны оценивать всё происходящее с нами и вокруг нас через призму духовного измерения. И доносить нашу точку зрения до аудитории и, не в последнюю очередь, до тех же властей, используя наши смыслы, – а не заимствовать у них смыслы, враждебные нам.
Когда в обращении православного иерарха к пастве встречаешь словосочетание "традиционная семья", понимаешь, что оно ведь позаимствовано оттуда – из секулярного мира, восставшего против Бога. Из мира, где семьи принято делить на "традиционные" и "нетрадиционные". А в нашем мире есть просто семья – или её нет. Неужто подписание в прошлом году Республикой Молдова соглашения об ассоциации с Европейским союзом настолько вскружило всем головы в Кишинёве, что уже и в митрополии стали ничтоже сумняшися пользоваться "европейской лексикой"?
А что можно понять, например, из следующей фразы заявления участников православного марша, адресованного властям (перевод с молдавского мой): "В том же порядке демократических идей Православная Церковь Молдовы уважает свободную волю каждого отдельного гражданина вести собственный образ жизни в личном пространстве, но не может согласиться с публичной пропагандой, тайной или явной, деструктивных тенденций, среди которых главенствующее место занимает гомосексуальная пропаганда"? Я, грешный, понял так, что наша Молдавская Церковь в полном соответствии с либерально-демократической доктриной уважает право человека на всё что угодно, даже на грех. Даже на содомский – но только на частной квартире. А вот в публичном пространстве – уже нельзя. Потому что это будет означать "гомосексуальную пропаганду" и может подорвать устои "традиционной семьи".
Это сколько ж богословских дипломов нужно иметь, чтобы понять очевидное: проведение в Кишинёве 17 мая, второй год подряд, "гей-парада" – публичной демонстрации "права" на содомский грех – стало не просто циничным оскорблением и унижением нашего православного народа, но прямым вызовом Богу?! То, что случилось, не имело никакого отношения ни к правам меньшинств, ни к равенству шансов, ни к борьбе с дискриминацией, а было актом наглого богохульства – если называть вещи своими именами.
Не удивило, что бесчинство творилось под личным патронажем посла США в Молдове – мы помним речь Барака Обамы во время его второй президентской инаугурации, в которой он обещал поддерживать права содомитов во всём мире. Не удивило и обилие молдавских силовиков, охранявших "гей-парад", и чрезмерная жёсткость с их стороны по отношению к группе православных граждан, которые вышли в тот день выразить свой отнюдь не молчаливый протест против творимого бесчинства. Марионеточный олигархический режим будет из кожи вон лезть, лишь бы угодить своим западным покровителям и, опираясь на их поддержку, продолжать грабить народ Молдовы.
Что удивляет и огорчает в сложившейся ситуации, так это отсутствие адекватной реакции на богохульство со стороны большинства священноначалия Православной Церкви Молдавии и персонально митрополита Владимира. Марш в поддержку "традиционный семьи", прошедший 23 мая, был делом, конечно, хорошим и нужным, но когда в центре твоего престольного града происходит открытая богоборческая демонстрация, а ты набрал в рот воды – это, мягко говоря, неправильно.
Даже сам марш – лишь бы не рассердить власти – захотелось сделать "молчаливым". Да, вот, неувязочка в конце вышла, пришлось всё-таки заявление вслух зачитать...
Не хотелось бы делать вывод, что руководство Молдавской Церкви стало таким же заложником молдавских олигархов, как суды, полиция, органы прокуратуры, спецслужбы и пр. – но как иначе прикажете трактовать его двойственную позицию?