16 июня Госдума планирует рассмотреть сразу несколько законопроектов, посвященных праздникам.
Сейчас в российском календаре восемь всенародных нерабочих праздников: Новогодние каникулы и Рождество Христово (с 1 по 8 января), День защитника Отечества 23 февраля, Международный женский день восьмое марта, Праздник Весны и Труда первое мая, День Победы девятое мая, День России 12 июня, День народного единства четвертое ноября.
Один из законопроектов может увеличить число общероссийских нерабочих праздников при сохранении общего числа нерабочих дней. Новой "красной датой" предлагается сделать День космонавтики 12 апреля, а вместо него сделать рабочим днем "послерождественское" восьмое января.
Другой законопроект предлагает сократить число нерабочих праздников до трех: новогодних каникул первого и второго января, Рождества Христова седьмого января и Дня Победы девятого мая. Все остальные дни предлагается сделать рабочими, а взамен трудящимся россиянам предоставить право на дополнительный десятидневный оплачиваемый отпуск в удобное для них время, что "позволит предоставить гражданам России право самостоятельно определять время, когда им удобно отмечать те или иные праздники, в том числе семейные, профессиональные, отраслевые, религиозные, региональные, которые не были включены в общенациональный перечень". Правда, нет уверенности, что россияне станут полноценно трудиться в ставшие рабочими Международный женский день, День защитника Отечества, Первомай и т.д.
Третий законопроект посвящен Дню России, который предлагают перенести с 12 июня на осень 20 сентября. В этот день в 1862 году в Великом Новгороде состоялось торжественное открытие памятника "Тысячелетие России".
Четвертый законопроект внесен Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва, которая хочет праздновать Новый год по лунному календарю. Это буддийский праздник, а 60 процентов населения Тувы исповедуют буддизм. Местный парламент уже принял закон "О праздничных днях Республики Тыва", но федеральные государственные служащие, судьи, работники прокуратуры, военнослужащие в этот день работают. Республика просит Федеральное Собрание страны внести поправку в трудовое законодательство Российской Федерации.
Пятый законопроект предлагает включить в новогодние праздники 31 декабря и "выключить" восьмое января. В пояснительной записке к законопроекту об этом говорится: "В этот день (31 декабря) все готовятся к Новому году и думают исключительно о празднике, однако вынуждены находиться на рабочем месте, хотя чаще всего всю серьезную работу с этого дня переносят на другое время".
"Как бы вы прокомментировали эти предложения? Как России с ее богатством разных национальных и культурных традиций добиться, чтобы каждая общность могла праздновать важные для нее даты?" с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
Мне кажется, эти законопроекты несвоевременны – у нас и без того немало проблем. К тому же у народа должно быть твердое убеждение, что изменения в данной сфере необходимы но о такой проблеме я слышу впервые. Я не уверен, что изменения нам необходимы – по крайней мере, они требуют тщательной проработки.
Наиболее благоприятное впечатление из всех этих законопроектов на меня произвело предложение прибавить 10 дней к оплачиваемому отпуску и предоставить людям возможность выбирать, когда и что им праздновать. Мне кажется, это интересное предложение, но и его нужно обсуждать, и в зависимости от результатов опросов принимать или оставить все как есть.
Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Думаю, надо предоставить регионам право выбирать и устанавливать свои праздники. Нужна гибкая система, чтобы можно было применять общий федеральный закон к местным самобытным традициям. Это вполне разумно и демократично, особенно если вспомнить, что во время той же Великой Отечественной войны вообще выходных не было.
Другое дело, что это надо соотносить с возможностями государства, чтобы не превратиться в социально обремененное западное общество, где множество пенсионеров и вдобавок много других категорий неработающих граждан.
Всем угодить невозможно, средств не хватит. Должен быть идейный стержень в обществе, который учитывал бы общие интересы и мобильные возможности. При этом чтобы не было децентрализации, на которую все покушаются. Так что тут еще и палка о двух концах.
Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Этот вопрос просто неразрешим именно в силу разнообразия культурных традиций. Если устанавливать праздники, то только те, которые всех нас объединяют и буддистов Тувы, и православных, и мусульман, и всех других граждан России. Поэтому праздники и называются общенациональными.
Вообще же чем будет меньше праздников, тем лучше. Самые главные у нас отмечены, увеличивать их число нецелесообразно. Я бы лично сократил и те выходные дни, что есть. Хотя это прерогатива именно государственной власти, и если им покажется необходимым установить День космонавтики, что ж. Был же у нас День Парижской коммуны и ничего. Ну, будет и День космонавтики, тоже не страшно.
Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодежного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:
Чтобы что-либо улучшать, нужно иметь твердое убеждение, что изменения действительно пойдут на пользу. А у нас законопроекты часто берут "с потолка". Вообще наши законодатели болеют стремлением все время что-то менять. Интересно, чем они руководствуются? Тем, что жизнь не стоит на месте? На самом же деле никакой пользы большинство этих изменений не приносит.
То же относится и к праздникам. Постоянные изменения порождают у людей чувство неуверенности в завтрашнем дне они же как-то планируют свою жизнь. Только люди привыкли к новогодним каникулам, началось обсуждение, не сделать ли как раньше.
Неудачным мне кажется предложение сделать 8 января рабочим днем. Рождество Христово для православных большой праздник, 8 января его продолжение. Когда православные отмечают рождение Христа, они знают: завтра можно отдохнуть. А вместо этого придется идти на работу.
Ну а в желании жителей Республики Тыва праздновать Новый год по лунному календарю я не вижу ничего плохого главное, чтобы эта дата как-то вписывалась в общий контекст, не влияя на общегосударственные праздники. Мне кажется, одно другому не мешает, и не нужно делать из этого проблему.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
Нерабочий день восьмого января создает у православных христиан ощущение, что у нас в стране есть рождественские каникулы.
Очень жаль, что Пасха Христова, которая всегда выпадает на воскресенье, не имеет статуса государственного праздника. Не помешало бы, чтобы и следующий за нею день также был праздничным.
31 декабря жители нашей страны готовятся к празднованию Нового года. Даже если в этот день они на работе, предпраздничное настроение влияет на производительность труда. Так что для удобства многих россиян можно было бы сделать этот день выходным.
День космонавтики, безусловно, значимый для нашей страны. Однако, мне кажется, у нас нет традиции отмечать этот день как праздничный. Если сделать его таковым, может возникнуть вопрос о праздниках для представителей других отраслей. К тому же люди привыкли к определенному количеству праздников, и их изменение, особенно сокращение, не принесет пользы более того, воспримется с раздражением.
Мне трудно комментировать предложение законодателей по поводу Тувы я не знаю, можно ли ввести праздник отдельно для этого региона. Буддизм, с одной стороны, традиционная для России религия. Основная часть буддистов проживают в трех субъектах РФ Туве, Бурятии, Калмыкии, а также в Забайкальском крае, в Иркутской области. Но в большинстве субъектов РФ буддисты не представляют большинства, и, прежде чем принимать решение о введение национального праздника, нужно выяснить, будут ли воспринимать его остальные жители.
Православные, к примеру, празднуют Новый год по старому стилю, есть свой календарь у мусульман и иудеев. А если законодатели решат, что новый год должен праздноваться по буддийскому календарю, значит ли это, что еврейский Новый год, наш Старый Новый год, значимые даты для мусульман также должны стать праздниками? У меня нет ответа на этот вопрос. Думаю, его нужно решать с привлечением экспертов. В любом случае, у нашего общества есть более важные задачи, нежели совершенствование списка праздников.
Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:
Думаю, январские праздники действительно нужно сокращать такие затяжные выходные приводят к пьянству. Полмесяца люди "усугубляют" что же в этом хорошего? Пожелание сократить январские праздники я, кстати, слышал уже от многих.
Ну а вообще предложенные законопроекты кажутся мне непродуманными. Праздничные дни должны быть общегосударственными. Например, 9 мая нельзя отменять ни при каких условиях что же, мы не гордимся своими предками? Да и Новый год отмечают все. Просто не нужно праздновать его так долго двух-трех дней будет достаточно. Разве плохо, что есть день России? Зачем его переносить? Все уже привыкли к этой дате, не нужно будоражить людей.
Такое впечатление, что нашим законотворцам просто нечем заняться. Если уж что-то менять, можно добавить к уже существующим праздникам Пасху этот день дорог для русского человека.
Единственное, что понравилось мне из всех этих предложений предоставить жителям право на дополнительный десятидневный оплачиваемый отпуск в удобное для них время. Это неплохая идея. Сейчас многие испытывают стресс в связи с различными обстоятельствами. У кого-то нервная работа, кто-то хочет заняться своим здоровьем. Почему бы действительно не дать людям возможность уединиться на несколько дней? А в остальном, думаю, ничего менять не нужно.
Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:
На мой взгляд, новогодние праздники действительно слишком продолжительные люди уже не знают, чем заняться. Общеизвестно, что в эти дни происходит всплеск происшествий, зачастую из-за пьянства. Кроме того, в эти дни регистрируется большое количество обморожений и смертей.
Вообще в православии считается, что большинство грехов происходит от праздности, ничегонеделания. Так что новогодние каникулы можно было бы и сократить. Но в любом случае я за то, чтобы праздновалось Рождество Христово, более того считалось "красным днем" календаря. У нас исчисление начинается от этой даты. Не отмечать день рождения Христа было бы неправильно. Ну а отдыхать или нет 8 января пусть решают законодатели, опираясь на общественное мнение.
Я за то, чтобы перенести на какую-то другую, более значимую, дату празднование Дня России. 12 июня день развала СССР, день траура.
Что касается Тувы мне кажется, хватит и регионального закона. А вообще я не вижу ничего плохого в том, чтобы в той или иной республике отмечались какие-то национальные праздники. У православных, кстати, есть день, когда руководители муниципальных и даже частных предприятий отпускают работников на кладбища Радоница (день поминовения умерших). Не знаю, стоит ли делать этот день выходным руководство и так идет навстречу сотрудникам.
Конечно же, нужно праздновать 9 мая очень важный для страны день. А вот с Днем космонавтики я бы не спешил. Да, первый выход человека в космос достижение нашей страны. Но чтобы гордиться чем-нибудь, не обязательно делать выходной день. У нас в Амурской области при строительстве космодрома "Восточный" было украдено 300 миллионов рублей! Лучше уж законодатели ужесточают антикоррупционные законы.
Вообще мне кажется, что "красных дней" в календаре не должно быть много. Праздники должны быть осмысленными, иметь исторический стержень, уходящий вглубь веков.
Шафиг ПШИХАЧЕВ, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:
Если стараться всем угодить, мы будем праздновать целый год у буддистов свой праздник, у мусульман свой Новый год Навруз. Неужели нашим депутатам больше заняться нечем, как обсуждать это?
Для меня лично сокращение или увеличение количества праздничных дней не существенно. Может, потому что у меня уже много лет ненормированный рабочий график, я даже не могу спокойно уйти в отпуск.
А если серьезно, то я оставил бы все как есть. Если человеку необходим отпуск, то работодатель должен идти навстречу. Все мы люди, и в трудовом законодательстве на этот счет все предусмотрено в защиту работника.
Я бы не стал отделять Новый год от Рождества, потому что люди, особенно из мегаполисов, как правило, уезжают на эти длинные выходные. А в мегаполисе работают круглогодично, людям нужен отдых. Если разбить праздники дробно, работодателю только хуже будет. 12 апреля тоже знаменательная дата, это даже дата мирового значения, вот ее можно сделать "красным днем" календаря.
А религиозные праздники превращать в выходные не нужно, эти вещи и так регулируются в субъектах, они имеют право определять выходные дни. Я благодарен федеральному центру, что такое право дается. Например, там, где преобладает мусульманское население, Курбан-байрам установлен выходным днем. А если такие религиозные праздники установить во всей стране, то мы будем каждый день отдыхать.
Мухаммад-хаджи РАХИМОВ, председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края:
Мне кажется, у нас в России и так слишком много праздников. Мы много отдыхаем. В других странах в 2-3 раза праздников меньше. Например, в длинные новогодние каникулы люди от безделья не знают, чем себя занять. День Победы, конечно, святой праздник. А вот остальные под вопросом. Мне кажется, праздники должен каждый отмечать для себя сам, как сегодня многие отмечают, например, профессиональные праздники День химика или День биолога.
Если мы работать не будем, кто нас кормить будет? Я, например, считаю, что почти 10 дней новогодних каникул это слишком много. Люди уже выпили, перепили и еще раз выпили.
Если у буддистов в другой день Новый год, пусть празднуют, это только одна республика, для нее можно установить свой Новый год. Надо рационально подходить к такому вопросу, а не огульно.
А вот 12 апреля устанавливать всеобщим выходным днем, мне кажется, ни к чему. А то у нас в каждом месяце получается несколько длинных выходных за счет разных праздников.
Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":
По-моему, лучше ничего не менять. Такие перемены в нашей стране обычно ни к чему хорошему не приводят.
Пусть остаются длинные новогодние каникулы. Такова уж русская традиция когда начинают гулять, гуляют до изнеможения.
А большинство праздников у нас искусственные. Вот Рождество естественный. Но как быть с другими конфессиями, уж если мы говорим о толерантности? А почему мы тогда не отмечаем широко еврейский Новый год, католическое Рождество или мусульманские праздники? В Республике Тыва приняли закон "О праздничных днях ..". А как быть с остальными регионами? У нас в Карелии, например, проживают представители 151 одной национальности, в том числе, финны, евреи, мусульмане. Как установить равновесие? Евреи выйдут на работу, а мусульмане нет? Светское государство не может жить по таким законам разрешая что-то одним, непременно обидишь других. Думаю, должны быть общегосударственные праздники для всех, а религиозные общины пусть празднуют в нерабочее время.
Непонятна мне также идея предоставлять 10 оплачиваемых дней вместо новогодних праздников. Я, например, работаю в театре, и все равно будет странно, если я не выйду на работу под предлогом того, что у меня праздники. А если не придет врач, потому что у него, видите ли, Новый год? Так что и это предложение не кажется мне удачным. К тому же решение все равно будет принимать работодатель. В общем, мне непонятно, зачем нужны эти законопроекты. Давайте все оставим как есть.
Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":
Хотя и говорят, что много праздников не бывает, но когда люди много гуляют, "худеет" экономика. Считаю, нам хватит и трех праздничных дней в январе 1, 2, 3. А дальше нужно работать.
Если в Республике Тыве большинство населения буддисты, думаю, можно пойти им навстречу, разрешив отмечать Новый год по лунному календарю. То же касается и других регионов, если в каких-то из них захотят отмечать свои национальные праздники. Но вот остальные инициативы кажутся мне странными. Ну, будут предоставлять каждому по десять оплачиваемых дней. А если кто-то захочет воспользоваться этим правом я январе, сразу после укороченных новогодних праздников? А если таких людей будет большинство, какой тогда смысл в этом законе? Думаю, не нужно городить огород.
Не понимаю также, что изменится, если мы будем праздновать День России не 12 июня, а 20 сентября. Только внесем путаницу в эти даты. Люди не успели привыкнуть к одной дате, как кому-то понадобилось ее менять. Лучше тогда сделать этот день рабочим.
А вообще предложенные инициативы мне кажутся несвоевременными. У нас в стране сложное положение, а мы думаем, сколько и когда гулять.
Олег ЕФИМОВ, ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы:
Правду русская народная пословица говорит: сколько голов, столько и умов. Или: ума палата, а ключ потерян. Та и другая очень хорошо отражают мнение наших граждан в зависимости от национальной, религиозной, региональной и, порой, элементарной степени образования и воцерковления.
Вопрос о праздниках вопрос не о праздности. Это вопрос о ценностях: что есть праздник для различных людей в том числе для верующих? Православным, конечно, очень важны праздники Русской Православной Церкови, особенно главные из них, их всего двенадцать. И слава Богу, что пришло время призадуматься о православном календаре. Со временем еще не раз будет возникать вопрос о религиозных праздниках мусульманских, православных, иудейских, буддийских.
Конечно, хочется, чтобы православные имели возможность посвятить себя Господу Богу в великие праздники, как это и положено быть в некотором смысле праздными, делать добрые дела. Но многие батюшки подтвердят, что и в воскресные дни не всегда все посещают храмы, а если еще дадут выходные изменится ли от этого степень воцерковленности? Станут ли храмы от этого многолюднее? Тоже вопрос и упрек самим себе.
Я очень радуюсь за все наши успехи в области космонавтики, и образ Гагарина занимает достойное место среди других выдающихся людей, но, тем не менее, День космонавтики "не тянет" в моем представлении на нерабочий день.
Источник: Regions.ru