Предлагаем вашему вниманию наше интервью с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным.
Празднование Дня Победы, безусловно, обладает серьезным значением для нашей страны. Как относится Церковь к тому, что либеральные СМИ считают, что этот праздник приобретает значение некоего культа и эрзац-религии?
Этот праздник для нашего народа является священным так его воспринимают и верующие люди, и многие неверующие люди. Мы вспоминаем павших, мы воздаем должное героям, мы понимаем, как важна эта победа для нашего настоящего и для нашего будущего. Поэтому нет ничего плохого в том, что этот день почитается и государством, и обществом, и что люди празднуют его так искренне, как произошло в этом году в ходе акции "Бессмертный полк", в которой мне довелось поучаствовать.
Да, есть люди, у которых этот день вызывает иррациональную ненависть, есть люди, которые считают, что лучше бы было нам не побеждать, тогда мы бы сейчас жили лучше по крайней мере, в материальном отношении, если бы победил Гитлер, а тем более, если бы на смену ему пришли какие-нибудь более цивилизованные оккупанты: немецкие, американские и т.д. Но в этом случае наш народ потерял бы главное свою свободу, свой независимый путь развития, то, за что наши войны боролись многажды, не только во время Великой Отечественной войны.
Недавно Никита Михалков привел несколько высказываний людей, которых буквально корежит от празднования победы, и он сказал про то, что они пытаются открыть окно Овертона. Что ж, его можно приоткрыть в разные стороны давайте начнем дискуссию на тему того, что упомянутых людей можно и нужно назвать врагами народа и сформировать к ним соответствующее общественное отношение.
Когда вы говорите о "единстве истории" как основы единства общества, нужно ли понимать, что в России должен быть выработан один единственно верный взгляд на историю? А как же свобода слова?
Свободу слова и свободу до дискуссий никто не отменял, но у нас в обществе, за исключением небольших групп контрэлиты, а иногда и действующей элиты, сложился консенсус относительно понимания единства нашей истории. О таком единстве сказал Его Святейшество Патриарх Кирилл, выступая на 18-м Всемирном русском народном соборе. Его чувствуют многие люди нашей страны, для которых, при всех ошибках и преступлениях прошлого, неразделимой является история, включая все ее периоды: княжеский, царский, имперский, советский, нынешний. Я думаю, что об этом единстве стоит сказать и уже говорится как в школьных учебниках, так и в СМИ, так и в культуре Спорить, конечно, можно, но в ответ на споры мы должны выявлять реальную волю нашего народа, его интуицию, его чувство правды и справедливость. И исходя из этого строить созвучную голосу народа политику.
Совсем недавно вы поддержали строительство буддийского дацана в Москве. Не оттолкнет ли это ваше решение радикально настроенную часть паствы от Церкви? Должен ли быть христианин терпим к другим религиям, особенно если их представители явно враждебны к христианам?
Некоторое время назад имела место кампания рассылки однотипных писем против строительства буддийского храма. Я на эти письма отреагировал как в СМИ, так и в ответе на письмо. Аргументы авторов, или, скорее всего, единственного автора однотипных коллективных писем, считаю довольно странными.
Буддисты одна из традиционных для России религий в течение многих веков. Она получила признание еще в период Российской империи. Три региона нашей страны: Калмыкия, Тува и Бурятия имеют долгую традицию исповедования буддизма.
Да, один из символов этой религии, употребляемых в ее культовых зданиях, в свое время был использован гитлеровцами, точно так же, как ими был использован крест. Но этот символ в современном буддийском употреблении не копирует гитлеровскую свастику, да и крест наш, Слава Богу, отличается от того, что был нарисован на броне немецких танков Великой Отечественной войны.
Традиционные буддисты не враждебны христианам. Да, есть люди в основном нетрадиционные необуддисты, которые пытаются заниматься агрессивным прозелитизмом, нападками на православие, и мы с этими людьми должны аргументированно спорить. Но одновременно мы поддерживаем добрые отношения с представителями разных традиционных религий, особенно с благонамеренно настроенными к нам. У нас во многом общая нравственность, во многом общее понимание того, что происходит в стране и мире. И мы такой общностью дорожим.
В одном из своих недавних комментариев Вы связали крушение самолета Germanwing во французских Альпах с дефицитом духовности на Западе. При этом Германия, откуда родом пилот, совершивший, очевидно, самоубийство формально христианская страна. Деградировало ли христианство на Западе до такой степени, что более не является ориентиром?
Интересно, что этот человек, судя по всему, не имел никакой глубокой религиозной веры. Он жил ради карьеры, ради работы, ради своих материальных устремлений, и в итоге в его душе оказался ад, который и привел его к страшному концу, стал причиной гибели множества невинных людей. Боюсь, что такой ад может поселиться в национальной душе целых народов, которые становятся сегодня из христианских постхристианскими. Народов, решивших жить ради комфорта, "торжества разума", денег, удовольствий, а в итоге скатывающихся в глубочайший жизненный пессимизм, и все больше в коллективное безумие, которое начинается в безумии индивидуальном. Или, по крайней мере, проявляется в нем.
В одной из своих статей Вы приравняли гуманизм к сатанизму "Культу Антихриста". Тезис, без сомнения, требует пояснения. Неужели благие действия "гуманиста-атеиста" хуже, чем негуманные действия христианина?
Гуманность и гуманизм разные понятия. Гуманность и человечность это христианская ценность. Гуманизм это антихристианская по сути своей идеология, которая ставит в центр общественного устройства и объявляет мерой всех вещей человека в его греховном состоянии, без понимания того, что человек, получивший полную свободу, всегда скатится ко злу такова его искаженная грехом природа. Человека нужно воспитывать, и жить человек должен не для эгоистических устремлений, и даже в целом не для земной жизни, а для достижения вечности, по отношению к которой нынешняя жизнь подготовительные курсы для абитуриентов. Религией Антихриста, скорее всего, будет как раз человекобожие, а оно, конечно, противоположно христианству.
Не кажется ли вам, что ваше заявление о том, что новосибирскую постановку оперы "Тангейзер" следует проверить на содержание в ней порнографии, будет использовано либеральной общественностью в качестве доказательства того, что Церковь вмешивается в дела государства и общества?
Долг Церкви вмешиваться в жизнь общества, тем более, что она составляет значительную, если не большую его часть. Церковь это ведь не только духовенство. Это десятки миллионов людей, которые работают в самых разных областях жизни общества и государства. Да, Церковь не участвует в политической борьбе и не ведет определенной агитации, не диктует чиновникам те или иные решения. Но все, в том числе, либеральная общественность, должны наконец привыкнуть, что христиане, включая священнослужителей, имеют точно такое же право высказываться на общественно значимые темы, как и любые другие люди.
И уж нравственное содержание публичного пространства, в том числе, пространства культуры это, конечно, самая естественная тема для такого высказывания. Христиане изменили бы своему долгу, если бы стали молчать, когда происходят вещи сомнительные с моральной точки зрения или прямо безнравственные. Сами по себе оклики, которые мы периодически слышим со стороны некоторых публицистов и политиков, говорящих: а что это вдруг попы говорят о театре? являются по сути призывом к дискриминации христиан, которые имеют точно такое же право на общественное высказывание, как и носители любого другого мировоззрения: консерватизма или либерализма, рыночной идеологии или коммунизма, позитивизма, материализма и т.д.
В своей речи в Калининграде вы говорили о "Европейской весне". Не поздно ли еще Европе думать о возврате к христианским ценностям?
Подумать самое время, иначе Западная Европа очень быстро потеряет себя и перестанет быть Европой, сформированной в значительной степени именно христианством. В области семейной этики, нравственных норм, касающихся экономики, да и просто поведением в быту Западная Европа до сих пор проедает тот моральный капитал, который был ею накоплен в Средние века, капитал очень существенный. Как только она его полностью проест, откажется от него, я не дам будущему западноевропейских народов и двух веков жизни.
Вы заявили, что православным нужно учиться у иудеев отстаивать свои религиозные ценности. Вы же не имеете в виду нечто вроде того, когда ортодоксальные евреи Израиля кидаются камнями в тех, кто не соблюдает субботу?
Самой агрессивной стороной в спорах, касающихся религий, у нас сегодня выступают провокаторы-безбожники, так что камни, пока, слава Богу, виртуальные, летят именно с этой стороны. А умению иудеев не подстраиваться под чьи-либо решения и установки, выстраивать, исходя из своих религиозных ценностей, и экономику, и общественные порядки, и публичное пространство, можно действительно только поучиться. Нам бы пятую часть этой воли смогли бы горы свернуть и точно перестали бы чувствовать какие бы то ни было комплексы перед лицом внешних и глобальных вызовов.
Источник: Политическая Россия