В последнем номере известного консервативногно издания "The American Conservative"( США) Пол Гренье (PAUL GRENIER) в своей статье "Разновидности российского консерватизма" дает обзор конференции, прошедшей в апреле сего года в Калининграде. Трехдневное мероприятие "Бердяевские чтения" с участием ученых и писателей, состоявшееся в самой западной области России, было посвящено "диалогу о ценностях между Россией и Западом". По его мнению, "присутствовавшие на конференции "левые консерваторы", самым ярким представителем которых является эксперт по государственно-конфессиональным отношениям кандидат наук Александр Щипков, критически относятся к либеральному капитализму, а также и к нынешнему российскому государству. Они говорят о том, что "консерватизм" государства сводится лишь к "семейным ценностям", не включая исключительно важный компонент экономической справедливости". Александр Щипков по мнению автора, близок к католическим дистрибутистам и к таким "радикально-ортодоксальным" теологам как Уильям Кавано (William Cavanaugh) и Джон Милбэнк (John Milbank).
По мнению А. Щипкова в изложении автора, россиянам самых разных взглядов (левым и правым, религиозным и светским, красным и белым) надо создать общую этику. Но, считает Пол Гренье, "у России уже есть такая этика, объединяющая все очень разные фазы в ее зачастую трагической и противоречивой истории. Щипков ссылается на "православный дух и этику солидарности России, сознательно вспоминая Вебера. В своем увлекательном эссе на эту тему ученный ясно дает понять, что он со своей концепцией солидарности во многом обязан трудам немецкого философа начала 20-го века Макса Шелера (Max Scheler), который оказал огромное влияние на взгляды папы римского Иоанна ПавлаII.
Хотя Русская православная церковь по-прежнему играет определяющую роль в нравственном формировании нации (ведь в стране не осталось ни одного института, существовавшего до 1917 года), со временем ей на смену придут другие институты, считает Щипков. Подобно католической церкви, Русская православная церковь недавно сформировала свою собственную социальную концепцию, в которой изложен призыв к справедливости как составной части человеческого достоинства.
По мнению Пола Гренье, даже из частичного анализа, приведенного в его обзоре конференции, "российский консерватизм, как и сама Россия, вбирает в себя противоречивый набор изъянов и добродетелей. Но это крупные изъяны и добродетели.
Среди добродетелей России следует отметить гораздо большую свободу слова, чем мы обычно допускаем. Российские участники калининградской конференции продемонстрировали смелость воображения, многообразие и глубину мысли о перспективах будущего своей страны, что далеко не всегда можно увидеть в политических речах даже в Соединенных Штатах.
Для западного либерала весьма соблазнительно представлять российский консерватизм как нечто изначально опасное. Но, считает Пол Гренье, мы от этого проигрываем. Российский консерватизм, или как минимум его важные элементы, содержит нечто потенциально ценное для Запада, стремящегося сформировать стратегию действий в условиях усиливающегося мирового беспорядка. Сотрудничество с Россией прежде всего ценно тем, что эта страна способна содействовать решению проблемы, с которой сталкиваемся мы все: как создать более мягкую версию западного модернизма, которая позволяет сохранять традиционность и одновременно удерживать самое ценное в либеральной традиции. Настало время взглянуть на разновидности российского консерватизма", заканчивает автор.
Источник: Радонеж