ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вы не вырвете веру из сердец наших

Вероника Линькова :: 04 сентября 2015

Как известно, 23 января (5 февраля) 1918 г. Лениным был подписан известный декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Значительной частью населения страны этот декрет был воспринят с непониманием, поскольку религиозная жизнь в Российской империи была практически не отделена от светской: "Со времен Крещения Руси, Россия – во всех своих формах политического бытия – оставалась государством православно-христианским, неизменно удерживая симфоническую форму взаимоотношений государства и государственной Православной церкви"[1]. Из отделения школы от церкви вытекал запрет преподавания в школах Закона Божьего, что стало невероятным поворотом событий для родителей и педагогов.

Несмотря на декларируемую свободу совести, зачастую люди сталкивались с ее грубыми ограничениями. Именно это стало главной темой писем, направленных больше чем через десять лет после упомянутого декрета, в 1929 г., на имя наркома народного просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (1875 – 1933), публикуемых ниже. Послания во власть написаны разными людьми, но посвящены они одной теме – неправильности антирелигиозной борьбы. При этом к советскому строю многие недовольные относились уважительно, заметна в некоторых обращениях и вера в неоспоримо верную, обдуманную и направленную на благо государства деятельность большевиков...

Публикуемые письма хранятся в РГАСПИ, в личном фонде А.В. Луначарского (Ф. 142) и воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей источника.

"Школа должна детей просвещать, а не развращать".

Письмо в редакцию газеты "Известия"

Ответ товарищу Луначарскому на его статью "Антирелигиозная борьба в школе" (N 69 – 1929 г.).

Товарищ Луначарский! Не забывайте, что школа для просвещения детей, а не для развращения, ибо если ребенка в семье воспитывают родители в духе: веры, любви и братства, а в школе будут внушать ребенку, что божки ваши лгут, так как никакой веры нет!, Бога нет!, совести нет!, и ничего святого нет!; то это будет не просвещение ребенка, а именно развращение (уже цветочки такого просвещения у нас налицо, а ягодки еще впереди). Вы пишете, что дети приносят в школу ту или другую религию потому что это ему навязывает его семья, а школа внушает детям все противорелигиозное и вот тут то дети (несчастные дети!) становятся между двух огней – не зная кому верить? и что бывает так, что дети начинают ненавидеть и школу и его государство.

Верно! Товарищ Луначарский! Большая половина детей уже ненавидит школу за то, что она не преподает им Закона Божьего и за то, что учителя преследуют их за посещение Храмов Божьих, запугивая их увольнением из школы.

Дальше Вы пишете: Наркомпрос и его органы на местах будут бороться с праздниками и будут настаивать на том, чтобы школа в пасхальные дни работала бы. – Товарищ Луначарский, и здесь Вы забыли, что в декрете об отделении Церкви от государства и школы от Церкви установлены: 1) праздничные дни и 2) особые дни отдыха, в которые воспрещается работать, а в эти особые дни отдыха входят: Страстная Суббота, Пасха, Рождество Христово и др. количеством 10 дней, а Вы проводите идею антирелигиозной борьбы в школе именно в особые дни отдыха, т.е., собственно говоря, в дни праздников Православной Церкви и чтобы школа в пасхальные дни произвела бы особые усилия для того, чтобы отвлечь от посещения детьми Церквей, от всякого рода религиозных церемоний и обычаев. В это время, говорите Вы, надо устраивать что-либо антирелигиозное и привлекательное. Потом Вы пишете: Религия – этическая система, школа должна столкнуться по линии воспитания ребенка, разъясняя ему всю лживость религиозной морали и что как мало под влиянием религии изменяется человек в сторону высшей нравственности, ошибаетесь, товарищ Луначарский...

Наконец, Вы пишете: было бы преступно извратить борьбу таким образом, чтобы обратить ее всецело против Православной Церкви, например: оставить в тени борьбу с сектантством, магометанством, иудейством и всякой другой религией – а как оно в действительности есть, если спросить Вас, товарищ Луначарский? – Ответ: вся антирелигиозная пропаганда ведется только против Православной Христианской Церкви и повторяю: только против нее; да и Вы пишете: "часть невнимание к религиям, по количеству занимающая менее видное место, чем православие, приводит к вреднейшим обывательским толкам о борьбе с православием как таковым и что если антирелигиозная борьба будет развертываться по всему фронту, ударять по всем Богам, по всем Церквям и религиям, то эта гнусная обывательская дребедень (по нашему правда) без следа исчезнет" – значит, антирелигиозная пропаганда направлена исключительно против Православной Христовой Церкви.

Так оно было и 1000 лет тому назад и тогда преследовали Христианскую религию и тогда выбрасывали иконы из учреждений и домов и тогда преследовали только христиан православных, как и сейчас, правда только с той разницей, что тогда развращали и преследовали людей уже взрослых, а теперь (подумайте только товарищ Луначарский) кого? – детей, у которых, как говориться, еще не обсохло даже на губах материнское молоко. Разве допустимо вести столь трудное, лишь доступное ученейшим людям – антирелигиозную борьбу среди детей?

В заключение скажу Вам, товарищ Луначарский: школа должна детей просвещать, а не развращать.

Пожалейте же наших детей, не воспитывайте их в духе: безбожий, безверия, неуважения, – ибо это позорно и весьма опасно.

Знаете товарищ Луначарский, что сколько ни преследовалась Православная Христианская религия, какие гонения на нее ни не были, как ни хулили Бога, а все же Православная Церковь Христова всегда торжествовала и будет торжествовать, ибо Господь Бог милосердный "Терпелив и многомилостивый". – Вот Вам, товарищ Луначарский и есть первая Кара Божья над детьми за грехи родительские – это именно Ваша антирелигиозная борьба в школе среди детей.

– А вторая кара Божья придет и на Вас от тех же безнравственных и безбожных детей и последнее будет горше первой, ибо будет плач и скрежет зубовный, как было после распятия евреями Господа нашего Иисуса Христа, а теперь после распинания веры Христовой Вами безбожниками – Иудами Искариотскими.

Верующий христианин, имя ему Легион.

P. S. Под этим письмом подпишется всякий верующий – так что это есть Голос и ответ всех православных христиан.

3 апреля 1929 г.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 10-12об.

О совести и религии

Пирошение А.В. Луначарскому от гражданки Волочковой

Товарищу Председателю Наркомпроса А.В. Луначарскому.

Гражданки – бывшей учительницы Пелагеи Федоровны Волочковой, живущей в деревне Колодезях Павлиновской волости Смоленской губернии

Прошение

Я гражданка Российской Социальной Советской Республики горький пролетарий – Пелагея Феодоровна Волочкова 30 лет бывшая учительницею, желаю просить товарища Председателя умную голову Российской республики, объяснить мне: как можно выработать совесть человека без религии? В школе занятия без религии не представляю. Я знаю хорошо педагогику и дидактику. Они хорошо помогают при преподавании в развитии детской души и ума исключительно, но выработать совесть у ребенка, там нет способов для этого.

Основание выработки совести у человека – религия; я тридцать лет работала в школе и вырабатывала совесть у детей при помощи религии. Она главный аргумент нравственной жизни человека; без религии нет нравственной жизни человека, потому что человек состоит из души и тела; питание тела жизнь животная; питание души – жизнь нравственная, основанная на религии.

Без религии душа голая без пищи. Светские книги дают развитие уму, а сердце не трогают, следовательно, человек бывает груб – подобен дереву.

В настоящее время в школе учат – Бога нет, в церковь не ходи, христианские обряды не исполняй и т.д. Скажите мне, можно ли существовать без Бога? Что такое Бог? Бог ни видим, ни зрим, определение таково: это идеал, стремление ко всему высшему и прекрасному. Это стремление мы выражаем известными обрядами религии. Религия без обрядов что человек без одежды.

Религия сохраняет народность, без религии люди рассыпятся и не будут льнуть друг к другу. Каждая народность имеет свою религию, которая всех сохраняет и объединяет.

17 августа 1929 г.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 32-33.

"Угрозы ваши могут быть страшны только для малодушных"

письмо А. В. Луначарскому от В. Александровского

Уважаемый Грн. Луначарский.

Недавно мне случайно попалась Ваша брошюра "Христианство и коммунизм", по поводу которой я хотел высказать Вам некоторые свои мысли. Есть у Вас одно прекрасное место на стр. 70: "Никакими насилиями ее (т.е. религию) не вырвешь: от этого ее корни только углубятся, а всячески нужно воздерживаться от всякого рода насилия". Браво, Анатолий Васильевич, вполне к Вам присоединяюсь. Но разъясните, пожалуйста, почему же у Вас слово расходится с делом. Почему Вы на словах говорите одно, а в жизнь проводите диаметральное противоположное. Объясните, пожалуйста, почему же у нас в СССР если человек начинает слишком усердно посещать церковь, то его вопреки профсоюзному статусу исключают из профсоюза, а затем при первом сокращении увольняют со службы. Позволительно спросить, куда же делась ст. 4 Конституции? Или же, по-вашему, закон что дышло – куда повернул, туда и вышло. Но тогда вообще для чего же издаются законы, если даже центральная власть не находит нужным считаться с ними?

Гр. Луначарский, мне часто приходилось читать в "Известиях" заявление членов правительства, что Вы ученики Чернышевского. Если это действительно так, то позволю напомнить Вам слова Вашего учителя, которые Вы, к сожалению, забыли: "Насилие ни к чему хорошему никогда не приводит. Те ученые, которые желают, чтобы правительство какой-либо цивилизованной страны принимало насильственные меры для преобразования жизни своего народа, – люди менее просвещенных понятий, чем правители турецкого государства". Вот как относился Ваш учитель к насилию.

Когда я вижу все то, что предпринимается власть имущими по отношению к религии, мне невольно припоминаются слова князя Мышкина из романа Достоевского "Идиот": "Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уже так обрадуются ему, что немедленно доходят до последних столпов. И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях, русская страстность наша: у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно станет иезуитом; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога насилием!.. И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечают, что уверовали в нуль...". Вы гордо и грозно в тоже время говорите, что не оставите религию в покое пока не изничтожите ее. Позволю Вам ответить на это словами Л. Н. Толстого: "Он меня пугает, а мне не страшно". Знайте же, гражданин Луначарский, что мы, христиане, умели молиться не только в сверкающих, раззолоченных храмах, но и в сырых, мрачных катакомбах. Знайте же, что христианству знакомы бичи, темницы, костры, звериные зубы. Знайте же, что мы умеем прославлять Бога даже на кострах, вспомните Иоанна Гуса.

Итак, еще знайте, что Ваши угрозы могут быть страшны только для малодушных, но не для настоящих христиан и никакими угрозами, никакими преследованиями Вы не вырвете веру из сердец наших, а наоборот, достигните как раз обратных результатов. Вспомните первые века христианства; язычество хотело в крови потопить христианство, хотело с корнем вырвать даже память о нем, ну а что же получилось, оно само захлебнулось в крови христиан. Позволю Вам напомнить слова великого Гете: "Все эпохи, в которых господствует вера, в какой бы то ни было форме, блещут, поднимают дух и плодотворны для современников и для потомства. Наоборот, все эпохи, в которых безверие, в какой бы то ни было форме, одерживает плачевные победы, пусть даже временно они красуются в призрачном блеске, – для потомства исчезают".

Еще один маленький вопрос: почему не допущена к выходу в свет книга митрополита Введенского "Апологетика"? Видно, он привел там такие веские аргументы в защиту религии и против атеизма, что даже Вы, первый антирелигиозник в Союзе не нашли ничего возразить ему.

В заключение моего письма напомню Вам слова митрополита Введенского: "Христианство, как борьба с мировым злом, борьба за социальную правду жизни, но с богом, но с мировой правдой, но с мировой красотой, с мировым солнцем религии, которое не потухнет потому, что у Вас недостаточно ярок огонь Вашей сообразительности".

В. Александровский.

17.02.1929 г.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 5-7об.

"Последовала бумажка о увольнении дракина со службы"

письмо А.В. Луначарскому от жительницы Ельца

Глубокоуважаемый комиссар Народного просвещения.

...Дело в следующем: в г. Елец приезжал на диспут некто Архангельский, судя по фамилии, из духовных. Говорил он о небытии Бога, но доказать этого он не мог. На диспуте выступали многие верующие и неверующие. На то и диспут, где разрешается высказать то, что он думает. Но, к сожалению, этого не бывает. Выходит так, что для некоторых диспут послужил ловушкой, что и было с одним из преподавателей ЮВЖД Константином Васильевичем Дракиным. Как глубоко верующий он выступил на диспуте о бытии Бога. После диспута не знаю, на какой день, был вызван в местком ЮВЖД. Там его спрашивали сознательно ли он выступал на диспуте и будет ли выступать в будущем? Он ответил: как верующий могу и опять выступить. На вопрос будет ли он вести пропаганду о небытии Бога среди школьников, ответил отрицательно. Тогда местком снесся с отделом народного просвещения в Воронеже. Из отдела последовала бумажка о увольнении Дракина со службы.

Надо Вам доложить, что Дракин никогда ни в чем антиреволюционном не был замечен и прослужил более 20 лет на службе. Какову ему теперь с семьей и при том же больному человеку?!

Примите уверение в том, что я его видела только на диспуте, но не нахожусь с ним ни в родстве, ни кумовстве, а пишу Вам как милостивому судье из одного человеколюбия.

30 января 1929 г. Человеколюбивая.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 3-4.

"Вы лезете не только в душу, но и в домашний клозет"

анонимное письмо А. В. Луначарскому из Москвы

Уважаемый нарком!

5 минут внимания! Может быть, мои мысли Вам пригодятся. Ваша свобода религии равна Вашей свободе печати!

Репрессиями Вы веры и религии не убьете (закрыли 1 синагогу, а 10 новых частных школ и молелень открылось!) Не веруют страха ради... репрессий ("на службе никто, а дома все веруют"). Если Вам на собраниях поют гимны и выносят, ловко подставленные, угодные Вам резолюции – результат – "открытой" баллотировки, то не думайте, что с Вами согласны. Что касается заглядывания в домашний быт семьи, что вряд ли это поможет, и так уже говорят, что Вы лезете не только в душу, но и в домашний клозет.

Это еще более озлобит.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 9.

Вероника Линькова, специалист 1-й категории РГАСПИ*

[1] Одинцов М.И., Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР и Московская патриархия: эпоха взаимодействия и противостояния. 1943-1965 гг. СПб. 2013. С. 3.

* Полностью материал опубликован в сентябрьском номере журнала "Родина" под рубрикой "Советская история.Документы" "Советская история.Документы", постоянным ведущим которой является кандидат исторических наук, директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.

Источник: Российская газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама