ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О школе, где нации не нужно учиться

На всеобщее обсуждение выносится Концепция преподавания русского языка и литературы в отечественных школах

Александр Привалов :: 17 ноября 2015

О результатах обсуждения говорить вроде бы рано: оно только началось; но основной его результат я возьмусь предсказать уже сейчас. Нас известят, что в горячих дискуссиях общество всесторонне оценило идею расщепления итогового экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровень – и эту идею одобрило. Это будет исторический шаг. Только его пока и недостает, чтобы рядовая школа окончательно стала школой, где не нужно учиться, – в обоих простых смыслах этой фразы. И в том смысле, что ученику там не приходится прикладывать усилия – и в том смысле, что в нее просто не стоит ходить. Незачем.

Понятно, что составлялась концепция совсем не для этого. Авторы ее, серьезные люди, работавшие в комиссии под председательством Нарышкина, искренне озабочены скверным и все ухудшающимся уровнем школьного преподавания словесности; они честно перечисляют (не все, но) многие причины наблюдаемой беды и предлагают кучу мер – большей частью достаточно разумных. Беда в том, что вероятность проведения в жизнь перечисленных ими мер отнюдь не одинакова. Тезис "необходимо учесть обязательность полноценной реализации творческого потенциала учителя-словесника, наделенного должной степенью общественного доверия, обладающего всеми возможностями для творческой работы в школе" что есть в концепции, что нет: фрагменты подобных фраз, может, и войдут в минобровские указивки, но на реальности не отразятся никак. А вот когда написано, что нужны профильный и базовый уровень ЕГЭ, это уж пойдет прямо в реальность. Я даже готов поверить, что авторы и в этом пункте хотели только хорошего: обеспечим-де "преемственность изучения русского языка в цепочке "школа – вуз"" для будущих филологов. Но тогда они проявили изумительную наивность. Что на самом деле будет значить расщепление итогового экзамена, легко видеть на примере математики. Этот обязательный предмет пошел по такой дороге годом раньше и уже видно, к чему приходит.

Введение ЕГЭ лишило школу права оценивать успехи своих учеников: выпускной и вступительный экзамены слились, а точнее, второй поглотил первый. До последнего времени оставалось два обязательных экзамена: математика и русский язык; по всем остальным школьным предметам чуть ли не официально разрешалось не учить и не учиться – это ничем и никому не грозило. С расщеплением экзамена практически необязательной становится и математика. "Базовый" уровень дитя сдаст в девятом классе, нимало не напрягаясь (для удовлетворительной оценки нужно решить три-четыре задачки на счет в пределах первой сотни), а потом перестанет даже и притворяться, что учит какую-то там математику. Теперь, боюсь, мы увидим то же самое и с русским языком. Даже нынешний экзамен по нему без труда сдает на тройку толковый дошкольник (подтверждения легко найти в рунете), а будущий "базовый" неизбежно будет еще проще. Дитя в девятом классе с грехом пополам угадает, одинаковые ли буквы пропущены в словах от...брать, д...стать и пр...бабушка, а выражение ни разу не ошибился в чем-то ущербно. При этом ни писать, ни внятно говорить – ни, в сущности, читать! – по-русски он уметь не будет, что не помешает ему к изучению русского языка на всю оставшуюся жизнь повернуться спиной. И получить полноценный аттестат, само собой разумеется.

Расщепление ЕГЭ по русскому – это не только шаг к уничтожению школы, это способ уничтожить нацию. Предложенная новация поставит крест на любых попытках выправить ситуацию с преподаванием русского языка и русской литературы. А ситуация уже просто опасна. Русский язык – это же не просто один из "школьных предметов". Это хребет нации. От того, как мы владеем русским языком, зависит интеллектуальный уровень нации; от того, как мы учим русскому языку детей, зависит будущее нации, сама ее сохранность в будущем. Обеспечить Минобру возможность и дальше рапортовать о девяноставосьмипроцентном уровне освоения русского языка при том, что выпускники школ так и не будут уметь ни написать, ни даже понять два абзаца простого текста, – значит самим накликать национальную катастрофу. Ну и, конечно, эта новация добьет общеобразовательную школу, лишив ее последнего инструмента – последнего элемента обязательности в том, что она предлагает своим ученикам. Обучение в школе при полной ликвидации серьезных экзаменов даже и профанацией не назовешь.

Реформа вообще безжалостно обошлась с системой образования. Сначала прибили – без малого не до смерти – среднее специальное образование, всякие ПТУ да техникумы, потом общую школу лишили самостоятельного значения, сделав безбожно затянутыми подготовительными курсами в вуз. Что делалось и делается в это время с высшим образованием, отдельная песня (еще не все прочихались от замены пятилетнего обучения на 4+2, а нам уже готовят 2+2+2 с непременными ЕГЭ в сочленениях), но все остальное уже убито, как вазовская "копейка". Пора бы честно сказать, что попытка установления обязательного одиннадцатилетнего образования провалена – во всяком случае, на нынешних основаниях. Что школы, не имеющие ни возможности, ни (уже) желания отбраковывать балласт и даже ставить мимолетные двойки, губят остатки мотивации в учениках и ставят на поток выпуск неучей, непригодных для дальнейшего обучения. Школа – гигантская система, обладающая огромной инерционностью. Поэтому до сих пор есть прекрасные учителя – их даже много, есть хорошие школы – их тоже совсем немало. Но всякая инерция когда-нибудь исчерпывается, что мы сейчас и наблюдаем.

Упования на то, что в этой сфере все само наладится, следует считать надежным признаком слабоумия. Налаживаться будет только то, за что возьмут на себя личную ответственность живые люди, осознающие первостепенную (и не только личную!) важность хорошего образования для себя, своих детей, детей своих близких. Кто сможет обучить своих детей поверх деградирующей системы – пусть обучает. Кто не может – пусть советует своему сыну искать подходящий рыбный обоз.

Источник: Эксперт

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама