ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В поисках "русского холокоста"

Церковные публицисты ищут моральное оправдание реваншу консервативной идеологии

Лев Перчин :: 18 ноября 2015

"Сегодня уже очевидно, что русские в ХХ веке на коротком историческом отрезке повторили отдельные аспекты судьбы еврейского народа. Можно и нужно говорить о русских как о самом крупном из разделенных народов, о его частичном рассеянии на просторах бывшего СНГ (ср. еврейское "галут" – "изгнание", "рассеяние"), апогеем которого стал украинский сюжет". Это фрагмент из интервью "Свободной прессе" публициста Александра Щипкова, члена Межсоборного присутствия РПЦ. Щипков отвечает на вопросы журналиста в связи с выходом редактируемого им альманаха "Плаха".

Слово, давшее название сборнику публицистических статей, по мнению его составителя, отражает историческую трагедию русского народа в XX – начале XXI веков. "Плаха – это русский аналог холокоста", – говорит Щипков. Публицист проводит параллели между истреблением европейского еврейства во время Второй мировой войны и трагическими моментами в судьбе русских, в том числе и тех, кого он считает частью русского народа.

Любопытна уже сама аналогия с холокостом. В идейном пространстве, прямо или косвенно связанном с Русской православной церковью, эта риторическая параллель в последнее время встречается не в первый раз. В 2012 году председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин уже использовал образ холокоста для описания богоборческих кампаний времен СССР. "Это был наш холокост. А сейчас его пытаются повторить", – заявил Чаплин. Вторая часть его фразы относится к акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя, что, конечно, звучит как гипербола.

Говоря о подобии холокоста для русского православия, священнослужитель даже не имел в виду машину массовых репрессий, обращенную в том числе против Церкви. Чаплин упоминает о выходках комсомольцев, глумящихся над храмами и святынями. Со сталинизмом и вообще со всем советским контекстом церковный истеблишмент находится в почтительном диалоге. Патриарх Кирилл, открывая 4 ноября с.г. выставку "Моя история. XX век. 1914–2014: от великих потрясений к великой Победе", заявил, что успехи руководителя страны в 1920–1940 годы "нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отмечен злодействами".

Московский патриархат регулярно проводит поминальные мероприятия, посвященные жертвам сталинских репрессий. Так, 30 октября с.г. возглавляемый протоиереем Всеволодом Чаплиным синодальный отдел участвовал в акции "Голос памяти" на Бутовском полигоне в Москве. Ранее, 16 сентября, патриарх Кирилл посетил мемориал "Норильская Голгофа" в Красноярском крае. Во время этих мероприятий, кажется, никто из официальных лиц РПЦ не называет репрессии "русским холокостом", хотя сравнение ГУЛАГа и немецких лагерей смерти, и вообще обоих тоталитарных режимов озвучивается либеральным меньшинством церковной интеллигенции. Истребление духовенства и верующих в речах официальных представителей Московского патриархата предстает подвигом самопожертвования, подобным подвигу воинов на полях сражений Великой Отечественной войны. Иными словами, в оценке судьбы православия в сталинском СССР героика берет верх над трагедией.

Что же тогда идеологи русского консерватизма считают "плахой" нашего народа, его "холокостом"? В центре этой концепции – нынешний украинский кризис и его исторические корни. Дескать, есть некие внешние силы, которые на протяжении последнего столетия пытаются уничтожить самосознание русского народа, а отчасти и физически истребить его в случае сопротивления. Авторы альманаха "Плаха" видят истоки этого русофобского проекта в политике Австро-Венгрии начала XX века, в гонениях на православных русинов в Галиции. Далее – нацистская Германия, в центре человеконенавистнических планов которой видится стремление уничтожить Россию. Из тигля двух мировых войн выплавляется главное орудие по искоренению русского самосознания – проект украинской "незалежности". Сегодня мы наблюдаем апофеоз этого русофобского заговора в виде гонений на русское меньшинство в Украине, карательную операцию против восставших русских республик Новороссии и тому подобное. Такова вкратце мрачная картина, живописуемая в "Плахе".

Данная историко-политическая конструкция имеет широкое хождение в среде отечественных консерваторов и в достаточной мере выражается в позиции Московского патриархата, для которого проблема сохранения церковной юрисдикции на всем постсоветском пространстве и русского национального интереса предстают в неразрывном идейном единстве.

"Может быть, не случайно сегодня на ослабление нашей Церкви направлены в том числе и усилия крайних националистических сил на Украине, потому что ясно понимают эти силы: покуда есть общее духовное пространство, никакие суверенитеты, границы, экономические противоречия не могут разрушить внутреннюю духовную общность людей", – заявил патриарх Кирилл 5 ноября с.г. на Всемирном конгрессе соотечественников в Москве. По его словам, Русская церковь, как никакая другая организация, "страдает от действия крайне националистических сил, в том числе и подпитывающих своей негативной энергией братоубийственный конфликт на Украине". Где патриарх говорит о "крайнем национализме", там целый хор голосов напрямую называет победившие в Украине силы "нацистскими".

Выражением гонений украинских националистов на Московский патриархат в Москве считают волну захватов храмов в сопредельной стране, нападение на священников и церковнослужителей, уголовные дела против клириков "промосковской" Церкви. На протяжении последних года-полутора лет РПЦ развернула широкую правозащитную кампанию с привлечением международной общественности, акцентируя внимание на этих случаях перераспределения юрисдикций общин силовым путем.

Мы не будем оценивать историческую корректность сравнения "украинского вызова" России с геноцидом евреев в Европе. Авторы этого сравнения сами указывают, что жертвой "русофобов" оказывается прежде всего русская идентичность, хотя во время холокоста истреблению подвергались люди, которые не имели даже возможности отказаться от своей "неправильной" идентичности ради спасения. Это было бесполезно. В таком случае уместнее сравнивать положение русского меньшинства в сопредельных государствах с погромной стихией Средневековья, когда преследовали за веру, а не за расу.

Раз уж мы заговорили о погромах, интересно отметить, что своеобразной "образцовой жертвой" для РПЦ избраны евреи. Российские консерваторы сегодняшнего дня, в том числе церковные, кажется, больше не разделяют предрассудки тех времен, когда в моде была черносотенная стилистика. На заре религиозного возрождения 1990-х годов митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) видел именно "сионистов" в роли главных врагов русского народа. Снычев тоже писал о национально-религиозном самосознании русского народа, но разрушителями оного митрополит объявил "сионских мудрецов".

Ныне мы видим что-то вроде симпатии церковных консерваторов к "сионистам". Почему? Можно предположить несколько причин. Во-первых, поиски политической респектабельности, которую исключает открытый антисемитизм. Во-вторых, растущее ощущение некоторого идейно-психологического сродства между христианским и израильским консерватизмом. Мейнстрим, связанный с Израилем, приобрел правую политическую ориентацию и видит своей целью защиту традиционных основ иудео-христианской цивилизации. Именно холокост превратил сионизм из достаточно радикального и левого течения, склонного к социальным экспериментам, в правую идеологию, главной задачей которого стало построение национального государства с опорой на религиозные традиции. В-третьих, Израиль демонстрирует силу, что не может не вызывать симпатию у российских державников и оправдывает ее страданиями европейских евреев, наполняя их тем же смыслом, которым РПЦ наполняет гонения прошлого и настоящего на своих верующих.

Отечественный консерватизм и клерикализм находят в необходимости защищаться от внешних "ненавистников русского мира" моральное оправдание для растущих претензий. Этот прием "политического дзюдо" – использовать свою слабость, чтобы затем от души дать сдачи, видимо, по их мнению, доказал свою эффективность в новейшей истории.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама