Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что Россия должна стать центром притяжения для жителей разных стран, желающих переустройства мира.
"Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов", заявил священник на слушаниях в Общественной палате РФ.
Протоиерей отметил, что "даже самые сильные армии и спецслужбы не смогут победить угрозу, когда она захватывает умы и души людей", пишет "Интерфакс" . Некоторые вступают в террористическую организацию "Исламское государство" (запрещенную в РФ), ища справедливости и глобальной миссии, но "их обманывают", они оказываются "в чудовищно, убийственно грязных руках". "Нам, России, нужно, чтобы лучшие люди, стремящиеся переустроить мир, шли к нам, объединялись с нами в разных странах, а может быть, и приезжали сюда, чтобы вместе с нами работать", сказал он.
"Как бы вы прокомментировали слова о. Всеволода? Что подразумевается под "лучшими идеалами Святой Руси, халифата, СССР"? Возможно ли их осуществить и как?" с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:
Если отец Всеволод призывает взять все лучшее у Святой Руси, халифата, СССР, с этим, пожалуй, можно согласиться. Что касается традиционных религий в чем-то они схожи, так как учат людей добру. Но все-таки Святая Русь сильно отличается от халифата. Свои идеалы Христос оставил нам в Священном Писании, и те, кто хочет узреть будущее, должен не просто услышать пропустить через сердце эти заповеди, воплотить их в своей жизни.
Сегодня нам нужно призывать людей встать на защиту родины, любить ближних, быть примером для всех. Если отец Всеволод имел в виду все это, я присоединяюсь к его словам. Я знаю, для него Россия не просто какая-то абстрактная страна, но любимая родина, которую он готов защищать.
Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:
Для России в этом нет ничего нового. Россия как империя именно так и формировалась начиная с Петра I были созданы благоприятные духовные, экономические, политические условия для народов и граждан. Таким путем прошли тысячи немцев, шведов, англичан. Они, сохраняя свою религиозную идентичность в первом-втором поколении, строили бизнес, воспитывали и рожали детей в России. А вот во втором-третьем поколении их потомки становились уже просто русскими. То же касается целых народов. Например, народы Кавказа, Средней Азии входили в состав империи, даже не меняя своего вероисповедания, а империя не настаивала на этом.
Это путь, очень схожий с византийским. Предполагаю, что отец Всеволод говорит именно о таком пути. Есть одна трудность когда все это происходило, у России была сформулированная и выраженная конкретная национальная идея. Она основывалась на идеалах православия и христианской государственности. Сегодня в России никаких национальных идей, к сожалению не выражено, и под какие знамена становиться жителям других государств большой вопрос, как для жителей, так и для граждан страны. Лично я не пошел бы под знамена общечеловеческих ценностей или непонятных свобод, о которых так любят говорить в Европе.
Так что я, безусловно, согласен с отцом Всеволодом, но при условии, что в России все-таки будут заявлены эти самые общенациональные ценности.
Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:
Я бы несколько усомнился в осуществимости этих идей. Да, благие намерения однозначно в этом пожелании присутствуют, и в какой-то мере они осуществимы, поскольку есть ожидание того, что Русь станет страной-образцом справедливых законов. Но мы должны всегда помнить, что всякое земное устроение в первую очередь направлено на то, чтобы не допустить ада на Земле, а не для того, чтобы здесь построить рай, его построить невозможно.
Тем не менее, есть периоды даже в истории православия, когда было явлено множество святых, ставших образцом для очень многих людей. Города строились благочестивыми людьми, чтобы благочестиво жить. И в этих городах и странах устраивалась эта жизнь более-менее по заповедям Божьим.
Что касается объединения Святой Руси и халифата это несбыточный идеал, и еще вопрос, хочет ли этого Бог? На каких основах можно создать такое единство, с какой доминантой? Потому что всегда должна присутствовать какая-то доминирующая идея, религиозная доктрина. Если не будет государствообразующей духовной доминанты, то государство в принципе невозможно, будет вечный раздрай, споры, противоречия. Можно ли совместить законы шариата и жизнь православного человека? Да, такое есть в том же Ливане, например. Но устойчивость мала: небольшое внешнее воздействие и структура начинает рушиться. Так что нам нужна Русь православная и никакая другая.
Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:
Слова отца Всеволода напоминают философствование, высокое мышление. А мысли, отрываясь от реальности этого мира, улетают высоко в небеса. Возможно, потому, что на Земле не находят никакой привязки те лучшие устремления и высокие идеи, которыми должен жить человек.
Но провозглашать подобные идеи, говорить о них серьезно, на уровне теологов, с властью, народом, можно только после того, как сама власть и народ, благодаря образованию, которое власть ему даст, если захочет, сформулируют глобальные задачи и цели нашей страны, нашей миссии в этом мире.
Мы долго ждали самых важных и главных слов от тех, кто говорит от имени народа и государства, но ждать устали. Отец Всеволод, пользуясь своей трибуной, может хотя бы сказать людям, которые также ждут, мечтают, хотят лучшего для своей страны и этого мира: они не одиноки.
Священник Димитрий ЛИН, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:
На мой взгляд, это сложно. Есть люди, стремящиеся к справедливому устройству общества, однако эта справедливость, наверное, не может быть твердо сформулирована XX век показал, что понимание социальной справедливости разнится. Не будем говорить про печальный опыт советского прошлого. Мы знаем, что и фашисты твердили о социальной справедливости (как они ее понимали), считая, что выстраивают правильный порядок во всем мире. Опыт ИГИЛ и вообще всех социальных экспериментов свидетельствует: все они строились на крови, уничтожении множества людей.
В то же время мы знаем, что в некоторых странах северной Европы присутствуют элементы социального устройства, даже социализма. Там без кровавых событий смогли в чем-то добиться социальной равномерности. Не так давно был в Финляндии, где узнал, что штраф за нарушение правил дорожного движения процент от дохода нарушителя. Бедный и богатый водители должны платить разные штрафы. У нас почему-то этого нет, хотя мы говорим, что стремимся к социальной справедливости.
Да, нам есть что позаимствовать из опыта других, но на любую проблему мы должны смотреть с точки зрения Евангелия, а оно все-таки делает различия: "Богу Божье". И мы понимаем: истинное устроение жизни это, конечно жизнь будущего века. А наш нынешний попытка приблизиться к этим идеалам. Но эта попытка, прежде всего, должна находиться не в политической, но в духовной плоскости. Невозможно исправить бездуховное общество, сделать его более справедливым, совершенным в социальном плане. И мне кажется, главная задача заключается в построении той самой Святой Руси.
Я поддерживаю отца Всеволода в том, что Россия могла бы стать таким ориентиром для всех но лишь в том случае, если она станет Святой Русью. А Святая Русь не столько в законах, сколько в духовном состоянии наших людей. Будет Церковь будет и Святая Русь.
Думаю, и другие народы мира, увидев, что в нашем государстве социальное устроение отражает духовные чаяния большинства людей, тоже будут через духовное перенимать социальное, а не наоборот, так как социальные эксперименты в большинстве случае кончаются репрессиями, кровью, гибелью населения. Сегодняшняя история "исламского халифата", который строят головорезы на Ближнем Востоке лишнее тому подтверждение.
Без Бога не может быть социальной справедливости. Идеал Святой Руси отличается от халифата как небо от земли. Все-таки ислам прежде всего, устроение земной жизни, а христианство говорит, что спасение в вышних. "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир", говорит Господь. Это скорбь о несовершенстве устроения земного бытия, о которой говорит Евангелие.
Наверное, социальный идеал, о котором нам говорит православная вера, со снисхождением относиться другу к другу на земле.
Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Я отца Всеволода знаю лично и очень ценю нашу дружбу. Поэтому хотел бы оградить его воодушевленные слова от ложной интерпретации, которая обязательно последует. Ненавистники Церкви наверняка набросятся и начнут неверно истолковывать, как это бывает всегда со всеми официальными лицами Церкви, так что приходится информационному отделу вступаться и восстанавливать трезвый взгляд.
Ничего принципиально нового не сказано. Отец Всеволод просто говорит о православии в контексте мировой международной обстановки. Если в "Основах социальной концепции" Русская Православная Церковь говорит о православии внутри российского общества, то слова отца Всеволода это совершенно законная попытка дать какие-то наметки положению православия на всем земном шаре. Потому что православие это единая Соборная Апостольская Церковь. Если для россиян православие это родная вера, которая связывает их с родной землей, то подавляющему большинству жителей планеты Земля надо открыть истину православия.
И в этой связи отец Всеволод говорит на том языке и теми идеями, которые волнуют людей во всем мире в том числе и тех, кто христианство не исповедует. Поэтому он говорит о халифате, например. Ведь в сознании наших мусульманских соседей это модель общественного устройства, которая соответствует с их точки зрения богоустановленному порядку, который ничуть не будет враждебен русским и православным. Мы видели в истории, что арабский халифат VII-X веков был образцом веротерпимости.
Отец Всеволод говорит в качестве проповедника, который пытается пробудить ум и сердце людей верующих, благочестивых и благонамеренных, пытается протянуть им руку дружбы и сотрудничества со стороны нашего государства и Русской Православной Церкви, как нам заповедовано Спасителем и святыми отцами: быть со всеми в мире, насколько это возможно с нашей стороны. Так что нам надо сплотиться со всеми жителями планеты Земля.
Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:
Всецело поддерживаю отца Всеволода, тем более, мы с ним давно друг друга знаем. Действительно суждение очень интересное и легко осуществимое. Есть единичные случаи, когда граждане стран Запада связанные с интеллектуальным трудом, спортом, культурой хотят получить или получают российское гражданство, и уже немало тех, кто приезжает к нам жить, например, в сибирскую глубинку и заниматься фермерским хозяйством.
Идеал Святой Руси или реального халифата (что означает Божье наместничество на земле), предполагает, что каждый человек является халифом, то есть наместником Бога на земле. Его задача заботиться о той обители, которую даровал Господь сыну человеческому. Так что Святая Русь и халифат по своим идеалам совпадают.
Да, Россия большая, земли, которую можно обустраивать, много. И как знать, ведь очень много святых мужей разных религиозных традиций предсказывали, что нашу страну ждет великое будущее.
Поэтому мы принадлежащие разным религиозным традициям говорим об одном. Реально на земле святой Руси построить новый идеал, об этом можно прочитать в священных книгах. Во имя Господа и тех идеалов, которыми славилась наша страна, все осуществимо. А Бог нам поможет.
Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:
Об этом и Владимир Путин говорит: все народы должны объединиться против террора. Каждый, кто себя считает нормальным человеком, независимо от национальности и вероисповедания, должен придерживаться правил: зло, терроризм должны быть искоренены.
И если не все слышат и верят этому, то жизнь заставляет их верить. Теракт с нашим самолетом в Египте, теракты во Франции, сбитый наш самолет сейчас в Сирии... Примеров предостаточно, чтобы понять, с каким злом мы столкнулись.
Когда Турция вчера сбила наш самолет, у меня было ощущение, будто предал лучший друг. Когда Турция вместе с Россией запланировала строительство "Газового потока", я обрадовался, думал, что Турция думает о благосостоянии народа, верит нам. А оказалось не так. Это действительно удар в спину, который говорит, что никто и никогда нам ничего хорошего желать не будет. Мы не должны никому доверять, но в свою страну надо принимать всех людей доброй воли.
Зиновий КОГАН, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
Нам нужно быть примером для других через борьбу с коррупцией, целеустремленное построение социального государства, где наши законы будут базироваться на нравственных основах традиционных религий. Мы только своим примером можем привлечь другие народы в качестве сторонников.
Это не должно быть похоже на Коминтерн времен СССР. Именно наши достижения в построении социально справедливого государства станут притягательным примером для других. Лучшее бесплатное школьное и высшее образование, отсутствие безработицы, неуклонное повышение пенсий и социальных пособий, бесплатное здравоохранение, сильная армия вот к чему мы должны стремиться. Реальный межрелигиозный диалог, свобода совести и вероисповеданий станут притягательными для других народов и религий. И у нас нет другого пути, мы должны поступать именно так.
Источник: Regions.Ru