Северный Кавказ издавна был средоточием интересов различных сил и государств. Во-первых, это ключ к "большой" нефти Каспия. Во-вторых, регион имеет важное геополитическое значение в качестве удобной точки контроля за Турцией, государствами Ближнего Востока, Средней Азии и даже Китаем. В-третьих, это весьма чувствительное "подбрюшье" России.
Не случайно в последние годы здесь разыгрываются религиозные, национальные, политические и прочие "карты", способные посеять смуту в богатейшем природными ресурсами регионе и отколоть лакомый кусок от сдавшей позиции империи. Как показала жизнь, одним из козырей у сторонников смуты стало возрождение ислама. 70-летнее отлучение от традиций, повальная религиозная неграмотность играют на руку так называемым "третьим силам", финансирующим беспредел. Бесчинства нередко чинятся под знаменем пророка. В результате немусульманская часть общества стала с подозрением относиться к последователям этой веры, хотя на самом деле ислам - одна из самых миролюбивых религий. Об этом шла речь в Нальчике на республиканском семинаре по проблемам взаимоотношений государства и религии.
- Идет борьба за умы наших соплеменников и отделение Кавказа. Любой ценой нужно отстоять целостность России, - заявил заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) КБР Тахир Атмурзаев.
Проповедники ваххабизма также умело используют протестные настроения общества. В радикальные общины молодых людей толкают материальная и социальная неустроенность, безработица, невозможность продолжать образование. По мнению специалистов, за безобидным на первый взгляд внедрением идей ваххабизма непременно следует этап создания вооруженных джамаатов, а затем выдвигаются требования смены власти. Проводниками идей так называемого "чистого" ислама, как именуют себя последователи ваххабизма, наряду с зарубежными миссионерами стали священнослужители ислама, получившие образование за рубежом. Главный специалист Института востоковедения РАН Дмитрий Медведев назвал их "группой риска для российского общества". Вместе с тем Медведев считает, что не все эти проповедники настроены антироссийски, многие осознают опасность отторжения Кавказа для своего народа.
- Прямую угрозу представляют последователи джихада - войны с иноверцами. Но с "джихадистами" борются и в странах, где ваххабизм является государственной религией. С остальными нужно наладить диалог, использовать их авторитет, - считает Медведев.
По мнению ученого, правоохранительные органы и государственные мужи обязаны разобраться в течениях и тонкостях ислама, иначе некомпетентная агитация "против ваххабитов", неумные запреты и неуклюжие силовые акции загоняют проблему внутрь, вместо того чтобы "разрулить" ситуацию. Многое зависит также от уровня координации и эффективности действий правоохранительных структур, прежде всего спецслужб. А также их умения сочетать жесткое пресечение экстремизма с уважением к правам отдельных верующих.
- Диалог с каждым представителем нетрадиционного ислама поможет избежать раскола общества на мусульман и инаковерующих, а также разделения мусульманского общества на последователей традиционного либо радикального ислама. Кроме того, в стране должен быть государственный орган по взаимодействию с религиозными конфессиями. Не допустить развития событий по худшему сценарию, а именно, стравливания народов в межнациональных конфликтах и неконтролируемого расползания экстремизма, позволит лишь точно выверенная государственная политика. Владимир Путин предлагает разумные меры по стабилизации ситуации, но их необходимо грамотно реализовать, чтобы не получилось "как всегда", - сказал Медведев.
Между тем в Кабардино-Балкарии, как отмечают специалисты, уже сложилось исламское двоевластие. Лидеры оппозиции выступают за создание в КБР Исламской республики, призывают жить по законам шариата, носить арабские одежды, отказаться от привычного быта. Это неприемлемо для многонациональной, многоконфессиональной республики. Возник также конфликт между поколениями, поскольку для Кабардино-Балкарии и ряда соседних республик традиционным является суннизм ханафитской школы - наиболее толерантная разновидность ислама, которая допускает использование норм адата и национальных обычаев наряду с шариатом. Симбиоз религии и национальных обычаев устраивал местных жителей, принявших ислам всего 200 лет назад. Общество тогда уже имело устоявшийся веками свод норм и правил поведения, в частности у кабардинцев это "адыге хабзе" - этикет, детально расписывающий образ жизни всех слоев общества.
Молодежь, обратившаяся к религии в последние годы, выступает за "чистый" ислам, без национальных особенностей. Накал страстей несколько снизило введение единых норм и правил при проведении обрядов в мечетях республики, разработанных работниками Духовного управления мусульман, их готовность к разговору с молодыми верующими. Но у ДУМ не хватает ни сил, ни средств для более активной работы. А проведенная аттестация имамов показала, что редко кто из пожилых священнослужителей достаточно грамотен, чтобы противостоять пропаганде экстремизма.
Вместе с тем введение в школах уроков религии - процесс очень и очень неоднозначный. Подчеркивание различий между традиционными исламом, православием, иудаизмом и прижившимися в России течениями христианской и мусульманской веры в процессе преподавания может обернуться расколом по религиозному признаку. Особенно это опасно в регионах, где соседствуют различные конфессии. Детям нужно показать близость нравственно-этических основ всех религий. Но без налаженной подготовки кадров это невозможно. В исламских учебных заведениях, в том числе и Исламском институте при ДУМ КБР, который возобновил свою работу в сентябре, необходимо ввести мощный светский компонент обучения, чтобы выпускники его - священнослужители ислама были широко образованны и могли находить общий язык с молодежью.
Процесс подготовки кадров, поворот государственной машины в сторону религиозных общин, построение системы воспитания и образования молодежи с учетом роли, которую играет в обществе религия, - дело не одного года. Важно, что власти, религиозные лидеры и общество поняли: это процесс обоюдный.
- Трагедия Беслана требует переосмыслить процесс возрождения ислама. Под видом возвращения к вере отцов Северному Кавказу навязываются куда более радикальные течения. Подобный семинар собран впервые, но это начало большой работы, - подвел итоги зампредседателя правительства КБР Хаути Сохроков.
Он призвал представителей правоохранительных органов и местного самоуправления разобраться в судьбе каждого молодого человека, разделяющего радикальные настроения, пока он не взял в руки оружие и не противопоставил себя обществу. Нужно выстроить систему индивидуальной работы с молодежью и направить интерес к религии в конструктивное русло.
Нальчик
Парламентская газета 14.10.2004