ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Собор недоумений

Дмитрий Бабич :: 08 июня 2016

Ситуация вокруг подготовки к Всеправославному Собору на Крите, намеченному на период 18-26 июня 2016 года, все больше принимает нервозный характер. Зримые разногласия между делегациями могут сделать Собор невозможным. Давнишние недоброжелатели Русской Православной Церкви не скрывают своего удовольствия: раздоры и разделения среди верующих всегда приятны этим господам, а тут речь идет о проведении первого всеправославного форума с 787 года нашей эры. Кроме того, злопыхатели норовят обвинить в этом срыве руководство Церкви. Ведь, согласно официальным сообщениям, участники недавнего Священного Синода РПЦ "имели суждение о серьезных проблемах, возникших в ходе подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви". Действительно, Священный Синод не скрывает печальной истины: если предложения Поместных Церквей и дальше будут игнорироваться Патриархом Константинопольским Варфоломеем, то делегация РПЦ может и вовсе не поехать на Собор, долженствующий собраться в стенах Православной Академии на острове Крит. Об этом говорится в опубликованных в Сети "Журналах заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года".

"Шантаж", которого не было

Итак, давайте услышим в первую очередь голоса критиков – как злопыхателей, так и людей, искренне недоумевающих. И постараемся на все вопросы критиков найти ответы в уже опубликованных документах и выступлениях представителей нашей Церкви.

Вот типичный злопыхательский заголовок: "Малые Церкви шантажируют Всеправославный Собор". Его не постеснялась поместить на свои страницы московская "Независимая газета", дав подзаголовок в стиле незабвенного "Безбожника" Емельяна Ярославского: "Болгарский синод отказывается доплатить 120 тысяч евро в общую кассу". Через четыре дня в том же издании выйдет еще один пикантный подзаголовок "Константинопольский синод вступил в заочное противостояние с РПЦ". Выходы из обнаруженной им самим коллизии автор НГ предлагает Церкви незавидные: "В ближайшее время следует ожидать либо сообщений об отмене Собора, либо какого-либо закулисного соглашения между Москвой и Константинополем". Достойно, с точки зрения автора НГ, второй Рим и третий Рим разобраться с проблемой не могут. О том, что еще до РПЦ заявила о своих претензиях к организаторам Собора Болгарская Православная Церковь (БПЦ), еще 1 июня пригрозившая "неявкой" на Всеправославный Собор, авторы "Независимой газеты" в приводимой выше статье не упоминают. Между тем Священный Синод Болгарского Патриархата категорично заявил: если Всеправославный Собор не будет отложен для учета поправок и замечаний от Поместных Церквей, болгарский Синод "заявляет о своем решении не участвовать в работе намеченного на 16-26 июня Великого и Святого Собора Православной Церкви".

На самом деле (а не в материалах НГ!) никакого "шантажа" в адрес Константинополя нет. Правда состоит в том, что не с РПЦ вступил в "противостояние" Константинопольский Синод, а с мнением многих верующих – по всему миру, и не только в России. И главы поместных Церквей, уважая Вселенский Патриархат в Константинополе, тем не менее не могут не прислушиваться к сомнениям своей паствы. Это, если уж мы пользуемся модным нынче языком, было бы недемократично.

Православные недоумения

Недоумение по поводу закрытой, не учитывающей мнение Поместных Церквей подготовки Собора выразили представители Грузинской Православной Церкви, Элладской Православной Церкви и Священного Кинота Святой Горы Афон. Представителям "монашеской республики" хотелось бы внести поправки в проекты документов "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" и "Миссия Православной Церкви в современном мире". Святогорцы обеспокоены тем, что их поправки просто технически невозможно будет учесть. Ведь регламент предстоящего Всеправославного Собора сформулирован аппаратом Патриарха Константинопольского Варфоломея таким образом, что в ходе самого Собора изменять заранее подготовленные решения будет практически невозможно. Очевидно, эта же проблема волнует и Священный Синод Антиохийской Православной Церкви, которая хотела бы еще до Собора "найти окончательное церковное разрешение" своих разногласий с Иерусалимским Патриархатом. Сербской Православной Церкви, от которой рвущийся в НАТО лидер Черногории Мило Джуканович пытается отделить некую "автокефальную черногорскую православную церковь", хотелось бы услышать до Собора разъяснения о порядке провозглашения автокефалии. Константинополь удовлетворительного ответа на все эти недоуменные вопросы пока не дал.

Выход есть

Выход из ситуации есть, и вполне достойный. Поскольку решения на Соборе должны приниматься общеправославным консенсусом, необходимо просто отложить Собор и, не останавливая подготовки к новому общеправославному форуму, в ходе уважительного диалога решить те противоречия, которые выявились в ходе подготовки.

Каковы эти противоречия? Совершенно очевидно, что многие Поместные Церкви, выражая чаяния своих паств, опасаются вестернизирующего "осовременивания" Православия, памятуя великие слова апостола Павла о том, что мудрость мира сего есть безумие перед Господом (а в наш век это особенно верно). Поэтому, скажем, Болгарская Православная Церковь еще в 1998 году заявила о своем выходе из экуменического движения и прекратила свою работу во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). Причина – доминирование в экуменическом движении некоторых протестантских сект, которые уже трудно назвать христианскими. Очевидно, и представителей Святой Горы Афон неслучайно волнует именно документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром". Святогорцы, сохранившие вместе с православными РПЦ юлианский календарь и другие элементы древлего благочестия, конечно же, опасаются, что чаемое ими единство всех христиан планеты может быть подменено "экуменизмом" в его нынешнем понимании. При нынешних "трендах" в Константинополе это, увы, весьма возможно. Русская Православная Церковь также предложила весьма кардинальные поправки в упоминаемый документ, полностью убрав из него "экуменический" состав.

Либеральные СМИ на Западе давно уже возлагают надежды на участие Патриарха Варфоломея в так называемом Межрелигиозном Институте Илии (Elijah Interfaith Institute), расположенном в США и представляющем из себя некий "вероучительный коктейль" из всех религий – от шаманских культов до ортодоксальных иудеев.

Неслучайно и то, что Русскую Православную Церковь беспокоит отсутствие предсоборного консенсуса по документу "Таинство брака и препятствия к нему". Ведь давно не тайна: "мудрость века сего" давно уже атакует именно семью, буквально навязывая всему миру, включая православные страны, "альтернативные формы" брака.

Уважение совместимо с несогласием

Означает ли сложившаяся досадная ситуация, что наша Церковь без уважения относится к Вселенскому Патриархату в Константинополе? Конечно, нет. Глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Иларион не раз отмечал, что РПЦ относится к возглавляемой Патриархом Варфоломеем организации как к Матери-Церкви. В интервью греческой газете National Herald митрополит Иларион напомнил, что в течение столетий Русская Церковь находилась в составе Константинопольского Патриархата.

До тех пор, пока конфликт вокруг предстоящего Собора можно было уладить без споров и несогласий, Русская Церковь неизменно отзывалась об этом важном для всех православных событии с должным благоговением.

Но в конце концов, ни одна Церковь не может игнорировать мнения, чувства и страдания своих членов. Например, тема автокефалии, по которой Константинополь не определил четкой позиции, стала для паствы РПЦ одним из главных источников не просто сомнений, а страданий. Так это было в Эстонии в 1990-е годы, когда Вселенский Патриархат не полностью оправдал ожидания верующих РПЦ относительно сохранения их многовековых связей с Московским Патриархатом. Но даже проблемы в Эстонии сегодня выглядят "карликовыми" по сравнению с украинской трагедией, где Украинская Православная Церковь Московского Патриархата атакуется со всех сторон: и со стороны раскольников из так называемой УПЦ "киевского патриархата", и особенно со стороны новых киевских властей. В свое время, в 2009-м году, Патриарх Варфоломей не уклонился от встречи с тогдашним националистическим президентом Украины Виктором Ющенко, бывшие члены команды которого ныне открыто ведут дело к созданию "единой" церкви православных и раскольников на Украине. Патриарх Варфоломей не уклонился – хотя знал, какие сложности создал Ющенко для церковной деятельности УПЦ МП на Украине. Пока не слышно из Константинополя и осуждения того давления, которому УПЦ МП подвергается на Украине сегодня – и со стороны светских властей, и со стороны раскольников во главе с Денисенко.

Не замечать всего этого Русская Православная Церковь просто не может.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама