Заявления духовных лидеров Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) создают препятствия на пути православно-католического диалога и сеют недоверие между верующими обеих конфессий, заявил глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион на заседании смешанной комиссии по богословскому диалогу между православной и Римско-католической церквами.
XIV пленарная сессия смешанной комиссии завершила 21 сентября свою работу в итальянском городе Кьети, официальное сообщение по итогам недельного заседания распространила в четверг служба коммуникации ОВЦС. "Мы слышим заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука, которые противоречат нашему диалогу, создают препятствия на его пути и сеют недоверие между православными и католиками", заявил митрополит Иларион, слова которого приводятся в пресс-релизе.
Ранее, в частности, глава УГКЦ дал резко негативную оценку Всеукраинскому крестному ходу, прошедшему по случаю Дня Крещения Руси в конце июля, который он назвал политической пророссийской акцией, а его участников "живым щитом из гражданских лиц". Шевчук заявил также об "антиукраинских лозунгах и провокациях", говоря о деятельности духовенства Московского патриархата на Украине.
Митрополит Иларион напомнил, что историческая встреча в феврале этого года между папой Франциским и патриархом Кириллом, которая "открыла новую страницу в двусторонних отношениях" РПЦ и Ватикана, "сразу же была подвергнута жесткой критике со стороны украинских греко-католиков, и при этом не какой-нибудь группой верующих, а самим руководством Греко-католической церкви". "Это была не просто критика, это были оскорбления и несправедливые нападки. Мы должны отдавать себе отчет в том, что внутри наших Церквей есть люди, которые создают препятствия на нашем пути, и мы должны помнить об этом, когда размышляем о будущем нашего диалога", отметил митрополит.
В ходе пленарной сессии комиссия одобрила совместный документ "Соборность и первенство в первом тысячелетии: на пути к общему пониманию для служения единству Церкви", который в ближайшее время будет опубликован. Делегация Русской церкви, как сообщили в ОВЦС, также предложила посвятить следующую стадию диалога теме соборности и примата в Церквах Востока и Запада уже во втором тысячелетии, подчеркнув, что "в рамках этой темы должно быть завершено обсуждение темы униатизма как феномена, возникшего после раскола 1054 года и до сих пор являющегося камнем преткновения в православно-католических отношениях".
Глава делегации РПЦ митрополит Иларион при этом предположил, что в ходе обсуждения будут подняты проблемы, которые разделяют православных и католиков, и что согласия по каждому пункту не будет достигнуто. "Однако цель нашего диалога не в том, чтобы достичь согласия в вопросах, по которым мы и так согласны, мы должны обсуждать также проблемы, которые нас разделяют. Тема униатизма является именно такой чрезвычайно актуальной проблемой", добавил он.
В свою очередь член делегации Московского патриархата архимандрит Ириней (Стинберг) заметил, что "для Русской православной церкви трудно будет продолжать работу в православно-католическом диалоге, если вопрос об экклезиологических и канонических последствиях унии так и останется нерешенным". По информации ОВЦС, смешанная комиссия в течение десяти лет с 2006 по 2016 год так и не вернулась к теме унии, хотя это было условием, которое ставила РПЦ, соглашаясь на свое участие в обсуждении темы "соборности и первенства в 1 тысячелетии".
В октябре 1596 года часть епископов Киевской православной митрополии во главе с митрополитом Михаилом (в составе Константинопольского патриархата) на Соборе в Бресте приняли решение о признании верховной юрисдикции Римского папы. Условия "унии" (в дословном переводе с латыни "союза") предусматривали, при сохранении верующими и духовенством византийского обряда, признание власти папы и католических догматов. В настоящее время униатства придерживаются около 4,5 миллионов человек, преимущественно на Западной Украине и в Белоруссии.
В совместной декларации патриарха Кирилла и папы Франциска, принятой в феврале, отмечалось, что "метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства".
Источник: РИА Новости|||