В парижской газете "Русская мысль" летом 2004 года было опубликовано открытое письмо "Православное единство во Франции и на Западе: наша общая ответственность", подписанное рядом православных деятелей, проживающих во Франции. В этом письме были высказаны предложения по обустройству Православной Церкви во Франции. Эти предложения были прокомментированы Движением за поместное православие русской традиции в Западной Европе, выпустившим в сентябре сего года специальное коммюнике.
Открытое письмо оценивается в коммюнике как важный вклад в обсуждение вопроса об устроении Православной Церкви в Западной Европе. Отмечается совпадение основных позиций Движения и авторов письма относительно будущего Православия во Франции. В частности, в коммюнике высказывается солидарность с такими призывами подписавших письмо, как "собирание всех православных верующих", "стремление крепить евхаристическое общение" между ними, достижение такого территориального церковного устройства, которое, с одной стороны, не терпело бы "никакого национализма", а с другой - "не порывало бы с той или иной культурой или языком".
В коммюнике также положительно оценивается предложенный в письме способ достижения поставленных задач, а именно: определение канонического статуса Православия в Западной Европе возможно лишь при участии в этом процессе всех Поместных Православных Церквей. На пути к каноническому урегулированию юрисдикционных разделений, которые существуют в настоящее время в Западной Европе, Движение предлагает следовать предложениям, высказанным в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года: "Путь, предлагаемый Движением, выводится из предложений Первоиерарха Русской Церкви. Суть его в том, чтобы испросить от каждой кириархальной Церкви, основавшей одну или несколько епархий в Западной Европе, дарование этим епархиям внутренней автономии, имея при этом дальнейшую перспективу - создание Поместной Церкви".
Одновременно Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе выпустило приложение, содержащее реакцию на некоторые положения открытого письма. В частности, было прокомментировано то положение, где первенство среди епархий различных юрисдикций во Франции усваивается Константинопольскому Патриарху. В приложении к коммюнике по этому поводу говорится: "Франция не входит в состав канонической территории какой-либо из православных автокефальных Церквей". Поэтому Константинопольский Патриарх не имеет "каких-либо особых прав по отношению к епископам других автокефальных Церквей, в обход Первоиерарха каждой из этих Церквей. То есть это первенство не дает Первоиерарху Константинопольской Церкви права вмешиваться во внутренние дела других автокефальных Церквей - епископы последних признают лишь одного Первоиерарха: епископа, первенствующего именно в их автокефальной Церкви".